Введение
Глава 1. Законодательные органы Российской Федерации: понятие, принципы, виды
Глава 2. Структура Федерального Собрания РФ
Глава 3. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Федерального Собрания РФ
Глава 4. Проблемы и перспективы деятельности Федерального Собрания
Заключение
Список литературы
Современная либеральная система организации публичной власти, созданная в конце XX столетия, исходит из приоритета гражданского общества над государством. Органы государственной власти и их должностные лица являются подконтрольными структурами гражданского общества. При этом государство не останавливается на достигнутом уровне организации публичной власти, а постоянно находится в поиске новых путей повышения уровня доверия населения к органам государственной власти. Реалии настоящего дня диктуют необходимость пересмотра многих организационно-правовых основ деятельности органов государственной власти.
Президентом РФ внесен в Государственную Думу проект закона Российской Федерации о поправках в Конституцию Российской Федерации, которым серьезно обновляется конструкция взаимоотношений между ветвями власти и которые отвечают назревшим потребностям внутреннего развития страны, запросам гражданского общества, а также и внешним вызовам. Данными поправками не только повышается роль парламента в политической системе, но, к примеру, Совет Федерации получает новые, весьма существенные полномочия.
Не признается в настоящее время эффективной и роль нижней палаты Федерального Собрания Российской Федерации – Государственной Думы. Критике подвергается организация работы нижней палаты, несмотря на имеющиеся организационно-правовые резервы для оптимизации ее деятельности.
Все выше изложенное обуславливает актуальность, важность и своевременность обращения к вопросу о конституционно-правовом статусе Федерального Собрания Российской Федерации.
Цель настоящей работы – провести теоретико-правовой анализ конституционно-правового статуса Федерального Собрания Российской Федерации по действующему законодательству Российской Федерации с учетом предлагаемых конституционных изменений.
Достижения поставленной цели предполагает необходимым решить следующие задачи:
– изучить законодательные органы Российской Федерации: понятие, принципы, виды
– рассмотреть структуру Федерального Собрания РФ
– выделить конституционно-правовые основы организации и деятельности Федерального Собрания РФ
– проанализировать проблемы и перспективы деятельности Федерального Собрания
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности Федерального Собрания Российской Федерации.
Предмет исследования составляют нормы конституционного законодательства, регулирующие деятельность Федерального Собрания Российской Федерации.
При написании настоящей выпускной квалификационной работы изучались и анализировались труды следующих ученых: С.А. Авакьяна, А.Р. Акчурина, М.В. Баглая, М.В. Варлен, Р.Ю. Горлачева, Н.Л. Добрынина, Р.В. Енгибаряна, П.А. Кучеренко, А.Н. Писарева и др.
Нормативно-правовой базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность Федерального Собрания Российской Федерации и его палат.
Структура работы: введение, четыре главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Законодательные органы Российской Федерации: понятие, принципы, виды
Конституцией Российской Федерации[1] закреплено разделение властей на три ветви: судебную, исполнительную и законодательную (представительную) власть. Данное разграничение позволяет органам каждой из данных ветвей власти действовать самостоятельно в рамках обозначенной деятельности. Совместно все три ветви власти представляют собой государственную власть.
Понятие законодательная власть подразумевает ту ее ветвь, основной функцией которой является создание законов, контроль и распределение государственного бюджета. Орган рассматриваемой власти утверждает правительство, систему налоговых сборов, занимается подтверждением юридической силы международных документов.
В странах с разделением властей данным видом полномочий обладает отдельный государственный орган – парламент.
Признаки законодательной власти в РФ:
– совместная деятельность нижней и верхней палат Федерального Собрания РФ;
– право представительных органов субъектов государства на законотворческую инициативу в Госдуме;
– возможность субъектов страны участвовать в создании законов на федеральном уровне;
– право на выдвижение предложений об изменениях пунктов Конституции, на одобрение поправок в основной закон страны;
– единые нормы избирательного права в отношении главы региона и депутатов представительного органа региона РФ;
– юридическая ответственность законодательного органа субъекта России.
В Российской Федерации законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию, которое состоит из Государственной Думы и Совета Федераций. Парламент является постоянно действующим представительным и законодательный органом. Согласно статье 10 Конституции РФ законотворческая власть в системе государственного управления является самостоятельной.
Верхняя палата Федерального Собрания – Совет Федераций – состоит из двух представителей от каждого региона страны: один от представительного и один от исполнительного органа государственной власти. Состав СФ избирается на пять лет. Семь сенаторов могут быть назначены пожизненно[2].