ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА И УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЯХ
§ 1. Юридическая природа принудительных мер медицинского характера
§ 2. Понятие и сущность уголовного наказания
ГЛАВА 2. СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПРИНУДИТЕЛЬНЫМИ МЕРАМИ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА И УГОЛОВНЫМ НАКАЗАНИЕМ
§ 1. Цели применения мер медицинского характера и уголовных наказаний как главный критерии их отграничения
§ 2. Основания применения принудительных мер медицинского характера от уголовного наказания и иные критерии разграничения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРИНУДИТЕЛЬНЫМИ МЕРАМИ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА И УГОЛОВНЫМИ НАКАЗАНИЯМИ
Актуальность исследования. В современных условиях в силу не в полной мере с научной точки зрения обоснованных и разработанных причин психические заболевания граждан продолжают оставаться многочисленными. В контексте уголовного права и уголовно-процессуального права, как и многих других отраслях права, разных наук психически больные люди заслуживают особого внимания и наделения их особым статусом, по той причине, что далеко не всегда психически больной человек контролирует свои действия, осознает их последствия. В таких условиях применение уголовного наказания будет лишь формальностью, так как те цели, которые преследует в комплексе уголовное наказание, реализовываться не будут. Это происходит как минимум по той причине, что психически большое лицо не осознает, что к нему применено уголовное наказание и какую цель оно преследует.
Критерий невменяемости свидетельствует о том, что лицо не может рассматриваться как субъект преступления. В свою очередь, отсутствие хотя бы одного из элементов состава преступления означает отсутствие всего состава. Но опасность установленного в порядке проведения экспертизы невменяемого лица в любом случае имеет место быть, что требует защиты объектов уголовно-правовой охраны в дальнейшем. Так как целесообразность применения уголовного наказания здесь отсутствует, в российской правоприменительной практике применяются принудительные меры медицинского характера. Сам институт применяется с определенными сложностями в силу достаточной его теоретической разработки, в силу несовершенства правового регулирования и отсутствия необходимых разъяснений высших судов. Одним из проблемных направлений является отсутствие качественной и обоснованной системы критериев отграничения принудительных мер медицинского характера от уголовного наказания. Так как речь идет о важных и в то же время разных институтах уголовного права, этот вопрос требует научного обоснования для совершенствования практики применения принудительных мер медицинского характера и уголовных наказаний на основании базовых принципов уголовного права. Все сказанное в общей совокупности обусловливает актуальность настоящего исследования.
Степень разработанности темы. Принудительные меры медицинского характера и уголовные наказания являются одними из центральных институтов уголовного права и иных отраслей права. Поэтому на протяжении длительного периода времени идет активная разработка проблем их практического применения. Вопрос формирования четкой системы критериев отграничения принудительных мер от наказания разработаны в меньшей степени. В настоящей работе были использованы материалы трудов таких авторов, как: Звечаровский И.Э., Рарог А.И. и др. В работах названных авторов представлены преимущественно общие положения о принудительных мерах медицинского характера и уголовных наказаниях. Специальные аспекты, позволяющие судить о критериях отграничения, можно в общем или частном виде обнаружить в работах следующих авторов: Баумштейн А.Б., Безверхов А.Г., Бытко С.Ю., Герасина Ю.А., Карамашев С.Б., Колмаков П.А., Крайнова Н.А., Лапшин В.Ф., Лощинкин В.В., Мугинова З.Р., Нодари Д.Э., Полубинская С.В., Санташов А.Л., Ситникова А.И., Шпынова Е.В. и др.
Цель исследования – определить критерии отграничения принудительных мер медицинского характера от наказания.
Для того чтобы достигнуть поставленной цели исследования в процессе работы над ним необходимо решить ряд следующих задач:
- выявить юридическую природу принудительных мер медицинского характера;
- дать понятие уголовного наказания и определить его сущность;
- охарактеризовать цели и основания применения мер медицинского характера и уголовных наказаний как главных критериев их отграничения;
- рассмотреть иные критерии отграничения принудительных мер медицинского характера от уголовного наказания.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере применения принудительных мер медицинского характера.
Предмет исследования – нормы законодательства, положения научной и учебной литературы, материалы периодических изданий, научных статей и иных источников о проблематике отграничения принудительных мер медицинского характера от наказания и выделения критериев для этого.
Теоретическая значимость исследования определяется проведением в рамках одной работы систематизации теоретических представлений о принудительных мерах медицинского характера и уголовных наказаниях. На основе этих представлений обозначены критерий отграничения принудительных мер медицинского характера и уголовных наказаний, дано их теоретическое обоснование. Отдельные теоретические категории были переосмыслены и было представлено их новое видение.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать материалы работы для преподавания ряда курсов и спецкурсов. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейших более углубленных научных изысканий по проблематике вопроса.
Структура исследования обусловлена его задачами и целью. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА И УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЯХ
§ 1. Юридическая природа принудительных мер медицинского характера
Понимание принудительных мер медицинского характера и их предназначение осложнено отсутствием однозначного подхода законодателя ко многим характеристикам и параметрам этого института. Как следствие, проблема еще более сильным образом усложняется в доктрине, где существует множество авторских противоречивых подходов, далеко не всегда являющихся однозначными. А это, в свою очередь, негативно сказывается на обособлении анализируемого института от других уголовно-правовых институтов, в том числе и от уголовного наказания.
Правовая природа принудительных мер медицинского характера не просто является неоднозначной. Обращая внимание на разные заявленные позиции, можно констатировать, что к мерам сложилось сразу несколько подходов даже в контексте правовой природы. Одна из групп авторов причисляет их к совокупности мер социальной защиты от посягательств психически больных и невменяемых лиц, что реализуется в форме совершения преступления[1]. Это весьма противоречивая позиция, обоснование которой подрывает лишь один момент – меры медицинского характера через значение их как мер социальной защиты никогда не рассматривались, потому что они не являются формой воплощения в реальной действительности уголовной ответственности. Данная позиция бесспорна со времен её обоснования советскими учеными на определенном этапе исторического развития уголовного права.
Верно отмечает А.А. Пионтковский, что «меры социальной защиты» как категория в уголовном праве стали применяться в связи с той общественно-политической формацией, которая была характерна для государства в это время – карательная деятельность для коммунистического государства не позиционировалась как состоятельная[2]. То есть, термин применялся в идеологическом контексте и сегодня не может рассматриваться как состоятельный для понимания правовой природы анализируемой категории.