Введение
Глава 1. ИНСТИТУТ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД: ТЕОРЕТИКО
1.1 Понятие и признаки личных прав и свобод человека и гражданина
1.2 Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина
Глава 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД
2.1 Национальные механизмы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина
2.2 Ответственность за нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина
Заключение
Библиографический список
Актуальность исследования заключается, прежде всего, в той роли конституционного закона, который закрепляет права и гарантии охраны и защиты высшей демократической ценности - права и свободы человека. Обоснованность актуальности темы прав и свобод неисчерпаема, поскольку формирует основы жизнедеятельности всего общества и фактически выражает автономность личности, которая является необходимой формой практического приложения для любого взаимодействия в общественном пространстве, а так же реализации собственного потенциала творческих способностей и независимого избрания направлений деятельности.
Современная ситуация, сложившейся на сегодняшний день в России, все же констатирует проявление некоторых противоречий между официально декларируемыми положениями и реальной жизнедеятельностью населения, в том числе и положения конституционных актов, которые являются значимым элементом конституционной защиты не выполняются фактически учреждениями или отдельными должностными лицами.
Степень теоретической разработанности. Обзор научных источников выражает мнения представителей научной среды о вопросах правовой оценки эффективности конституционного регулирования, разработки правовых ресурсов и их применения для обеспечения прав и свобод, и иных факторов, влияющих на реализацию статуса личных прав и свобод человека и гражданина. Научные точки зрения представлены следующими авторами: С. В. Розенко, Л.В. Аликеева, М.К. Жданова, А. Н. Заманова, А.А. Ливеровский, А. А. Мецгер.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения прав и свобод человека и гражданина нормативными положениями Конституции Российской Федерации.
Предметом исследования являются законодательные конструкции норм конституционных законов, регулирующих и представляющих правовой ресурс в качестве гаранта для обеспечения и реализации личных прав и свобод человека и гражданина.
Целью исследования является анализ понятия и системы гарантий прав и свобод человека и гражданина, как действующей правовой модели в современном общественном пространстве на основе способов их реализации и защиты.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
- изучить понятие и признаки личных прав и свобод человека и гражданина;
- рассмотреть конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина;
- изучить национальные механизмы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина;
- рассмотреть ответственность за нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Методы. В рамках данного исследования для изучения материала привлекались следующие методы познания, которые использовались для анализа темы: формально-юридический, логический, системного анализа, синтеза различных источников юридической литературы.
Нормативная основа исследования. Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ, Федеральные законы и кодексы российского законодательства.
Структура курсовой работы сформирована из следующих элементов: введение, две глав, включающих по два параграфа(подраздела), заключение, библиографический список.
Глава 1. ИНСТИТУТ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД: ТЕОРЕТИКО -ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
1.1 Понятие категории «права и свободы человека и гражданина»
Основной закон страны - российская Конституция, приобрела статус приоритетного источника права, который создан с учетом признанных концепций конституционализма, таких, как свобода, гуманизм, права личности, разделение властей и прочие не менее значимые категории. На сегодняшний день функционирующая система организации публичной власти, основана на конституционных механизмах, препятствующих возникновению тоталитарного общества и государства, которые обладают изначальными правовыми положениями, устанавливающими регламент регулирования для всех отраслей права. Отмечая постсоветский период, конституционная реформа 1993 года и учреждение Конституции Российской Федерации[1] внесла свои коррективы не только во внутреннее устройство государства, но изменилось и его общество, тем самым предоставляя потенциал для реализации экономических, политических, социальных прав граждан и иные преобразования в формировании государственного устройства, организации экономической деятельности, развития частной собственности, определила направления социальной политики государства.
Обращаясь к основам существующих приоритетных ценностей общества, следует отметить, что категория «прав и свобод человека и гражданина», как модель обще признанных защитных правовых установок общества обладает особой социально-правовой значимостью. Формирование правового комплекса для интеграции конституционных приоритетов в области регулирования общественных отношений сопровождается образованием центрального конституционно-правового института. Значимость его присутствия в составе национального законодательства определяется не исключительно только целью российского конституционализма, а прежде всего, их необходимостью, поскольку многие из них соответствуют такому свойству как естественное право, возникающее с рождения человека. Российский конституционализм сформировал определенный правовой комплекс установок, которые обозначил как ценности общества, и в тоже время нормативно фиксировал обязанность государства обеспечивать их защитой, и соответственно, закрепил их в положениях ст. 2 Конституции РФ: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита - обязанность государства»[2]. Актуальность и своевременность реагирования в области конституционных вопросов охраны и защиты имеет первостепенное значение для государства. Обоснованность своевременного реагирования бесспорна, поскольку нарушения этих прав, не исключая и различные возникающие юридические формы препятствования к их осуществлению, является, прежде всего, соответствующей характеристикой не только политико-социального курса государства, но и состояния действующего механизма их защиты, как и функциональной эффективности российской системы права в целом.