Реферат|История

Основные идеи теории этногенеза л.н. гумилева

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2022 | Страниц: 13

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ ЭТНОГЕНЕЗА Л.Н. ГУМИЛЕВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Теория этногенеза была важнейшим интеллектуальным наследием Гумилева Л. Н. Историческая концепция Гумилева родилась как ответ на вопрос: почему люди, живущие спокойной жизнью, никому не видные, внезапно возникают как одно целое, формируя непобедимые армии и завоевывая огромные пространства, создавая государства? И по прошествии нескольких столетий они расходятся в пространстве и времени, оставляя память только в летописях и легендах. Вандалы и готы, Чингисхан и Тамерлан, рыцари-крестоносцы - они оставили только воспоминания. Почему некоторые государства какое-то время доминировали, а затем ушли в небытие? Лев Гумилев разработал концепцию, объясняющую эти процессы.

Он представил оригинальный взгляд на процесс складывания этноса как на стихийный, но в то же время, естественный процесс. Пассионарность выступила ключевым понятием для понимания процесса этногенеза, как способность формулировать абстрактные идеалы различной сложности и разрабатывать пути их реализации. Глобальный характер этнических трансформаций побудил Гумилева утверждать, что эти процессы были частью биосферы.

Цель – рассмотреть теорию этногенеза Гумилева Л. Н.

Задачи:

Выявить взаимосвязь этногенеза с природными и климатическими факторами;

Раскрыть понятие пассионарности;

Рассмотреть фазы развития этногенеза.

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ ЭТНОГЕНЕЗА Л.Н. ГУМИЛЕВА

Одной из главных особенностей этноса является его взаимосвязь с энергией. Этносы являются частью биосферы Земли и участвуют во всех биосферных процессах. Масштаб этих процессов можно представить тем, что важнейшей функцией является средообразующая, что в конечном итоге формирует облик Земли. Извержения вулканов, цунами, землятрясения, требуют огромных затрат энергии. Для функционирования биосферы в целом важнее всего энергия Солнца, излучения которого буквально пронизывают всю биосферу. Для объяснения же сущности этноса и этничности большее значение имеют космические излучения, изредка достигающие поверхности Земли и оказывающие своё молниеносное энергетическое воздействие.[1]

Согласно Гумилеву, периодически Земля испытывает воздействие космического излучения, вызывающего изменения, различные мутации, которые ведут к появлению у некоторых личностей повышенной способности к действию.[2] Эта способность, по Гумилеву, является пассионарностью, а люди, носители этого свойства, пассионарии. Пассионариями в полном смысле этого слова были те, чье стремление к идеалу оказывается сильнее инстинкта самосохранения. Они могли иметь разные уровни физических способностей или интеллекта, быть морально плохими или добродетельным, с творческими или деструктивными наклонностями. Объединяясь, пассионарные люди ставят общие задачи и добиваются их реализации, вырабатывают социальные привычки, модели поведения, идентичность, таким образом, формируя этнос.

Пассионарным людям противостоят гармоничные люди, чье стремление к абстрактному идеалу было равно их инстинкту самосохранения. Гармоничная личность является интеллектуально способной, трудолюбивой и общительной, но не сверхактивной. Они неспособны к формулированию сложных идеалов или новых форм поведения. Все их усилия были направлены на удовлетворение таких потребностей, как самосохранение и воспитание своих детей. Самопожертвование или необычное поведение, типичное для пассионариев, казалось таким людям неестественным. Гармоничные люди всегда составляли большинство в этносе, независимо от уровня пассионарности в определенный момент времени. Преобладание этого типа приводило к статичности этноса.

Гумилев также выделяет такую категорию людей, как субпассионарии. Субпассионарии выступают как люди с «отрицательной» пассионарностью. Такие люди неспособны к систематическому труду, чтобы поддерживать жизнь и производить потомство. Их главной особенностью является удовлетворение собственных желаний без оглядки на последствия. Они не изменяют мир, как пассионарии, и не сохраняют его, как это делают гармоничные люди. Тем не менее, субпассионарии часто играют важную роль в этнической истории из-за их мобильности, которая позволила им следовать за пассионариями.

 

 

Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. – М.: Академия, 1989. – 223 с.

Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: «ДИ-КАРТ», 1992. -456 с.

Гумилёв Л.Н. От Руси к России. – М.: «ДИ-КАРТ», 1992. – 387 с.

Садохин А.П. Этнология: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 256 с.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.

 

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат История
2018 год 18 стр.
Реферат Политические идеи Вольтера
Telesammit
Реферат История
2014 год 12 стр.
Основные виды коммунитаризма

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское