Введение
Теоретические основы организации внеурочной
в начальной школе
Сущность внеурочной деятельности в
школе
Направления и виды внеурочной деятельности
начальной школе
Методические основы организации творческой студии
одной из форм организации внеурочной деятельности
школьников
Формы организации внеурочной
их классификации
2.2. Методические особенности организации творческой
в начальной школе как одной из
внеурочной деятельности
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность исследования заключается в том, что социально-экономические изменения, происходящие в обществе, требуют формирования креативного, творчески активного поколения, способного нестандартно и эффективно решать новые проблемы. В педагогике проблема творчества и креативного мышления всегда была одной из самых актуальных. Однако, несмотря на это, она остается недостаточно изученной в теории и мало представленной в практике воспитания детей. Поэтому интерес к теме творчества и творческости не ослабевает с годами. Понятия «творчество» и «креативность» изучаются с разных сторон: разрабатываются теории и программы по развитию креативности и творческих способностей личности, разрабатывается понятийный аппарат различных концепций, исследуются творческое мышление личности, исследованиям в этом направлении посвящены труды Л.С.Выготского, А.В.Брушлинского, В.А.Сухомлинского, Б.М.Теплова, С.Л.Рубинштейна, Дж.Гилфорда, Э.П.Торренса и др.
Для развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста, нужно создать ряд условий: вовлечь ребенка в творческую деятельность; воспитание должно проходить через совместную деятельность детей, взрослых и детей; воспитание должно охватывать все виды деятельности: учебную и внеурочную. Задача педагога пробудить в ребенке творческую активность. В.А. Сухомлинский считал, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.
Развитию креативной, творческой личности способствуют занятия декоративно-прикладным творчеством. Кроме того, изобразительное искусство и прикладное творчество в педагогике признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса, элементарных навыков рисования и рукоделия, гуманного отношения к окружающему миру.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения нагрузка внеурочной деятельности составляет до 10 часов в неделю. Это прекрасная возможность для развития творчески активной личности, реализовать которую можно опираясь на различные методы обучения и воспитания. Творческое развитие пронизывает все этапы развития личности ребенка и потому является важнейшей задачей начального образования.
Исследование обусловлено наличием противоречия между необходимостью воспитания творчески активного поколения и недостаточным вниманием к творческому развитию младших школьников во внеурочной деятельности.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия творческого развития младших школьников во внеурочной деятельности?
Цель исследования: теоретически обосновать эффективность творческого развития младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс творческого развития у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: творческое развитие у детей младшего школьного возраста на занятиях студии декоративно-прикладного творчества «Дымковская игрушка»
Гипотеза исследования: процесс творческого развития у детей младшего школьного возраста будет эффективнее, если:
- творческая деятельность младших школьников организована с учетом дифференцированного подхода;
- создана творческая, психологически комфортная атмосфера для младшего школьника;
- обеспечена самостоятельность и свобода выбора в процессе внеурочной деятельности;
- учтены индивидуальные интересы и потребности детей.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи исследования:
1.Рассмотреть сущность внеурочной деятельности в начальной школе.
2. Изучить направления и виды внеурочной деятельности в начальной школе.
3. Классифицировать формы организации внеурочной деятельности.
4. Определить методические особенности организации творческой студии в начальной школе как одну из форм внеурочной деятельности.
Методы исследования: изучение и анализ теоретической и методической литературы по проблеме, обобщение, систематизация.
База исследования: (впишите учреждение)
Практическая значимость: материалы и результаты исследования могут найти применение при разработке программ творческого развития младших школьников.
1. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания / О.В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2018. - № 12. - С. 19-21.
2. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2016. – 96 с.
3. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 111с.
4. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2016. - 80с.
5. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2017. - №4. – с.15-21.
6. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2016. – 98с.
7. Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2017. - 334с.
8. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы // Народное образование. - 2017. - № 5. - с. 59-62.
9. Максимова, С.В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. Часть 1 / С.В. Максимова. – М.: Русское слово – учебник, 2018. – 56с.
10. Мухомедеева, Е.Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель // Воспитание и дополнительное образование. - 2018. - № 1. - с.8-15.
11. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. - 2018. - № 1. - с.219-226.
12. Савенков, А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников / А.И. Савенков. – М.: Издательство «Академия Развития»: развивающее обучение. Практические задания, 2016. - 126с.
13. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. - 2017. - № 3.- с.107.
14. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина. – М.: Просвещение, 2016. – 224 с.
15. Шадриков, В.Д. Развитие способностей / В.Д. Шадриков // Начальная школа. - 2016. - № 5. с.6-12.
16. Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.С. Шапиро, М.В. Водинская. – М.: Телевинф, 2018. – 37с.
17. Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. - 2018. - № 9. - с.13-17.