ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ, СОСТОЯЩИМИ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ
§ 1.1 Понятие и сущность воспитательной работы в условиях исправительного учреждения
§ 1.2 Особенности применения форм и методов воспитательной работы с осужденными, состоящими на профилактическом учете
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ НА ПРИМЕРЕ ФКУ ИК-14 УФСИН РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
§ 2.1 Особенности индивидуальной воспитательной работы, с осужденными, склонными к членовредительству, состоящими на профилактическом учете в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Республике Мордовия
§ 2.2 Рекомендации по организации воспитательной работы с осужденными в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Республике Мордовия: основные подходы и направления
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы исследования. Профилактическая работа является важным аспектом правового государства. Ведь именно предупрежденное преступление принесет обществу больше пользы, чем раскрытое. Профилактика преступности затрагивает все сферы жизнедеятельности государства. Так, в качестве основных причин совершения преступления выделяют: экономические; политические; идеологические; культурные и т.д.
Показатели профилактической работы в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, также просматриваются в статистических данных. Так, в 2020 было зарегистрировано 504416 преступлений, совершенными лицами, ранее совершавшими преступления, в 2021 – 492107, 2022 – 493813, 2023 – 433006. В данном случае просматривается лишь небольшое уменьшение преступлений, а, следовательно, и, в определенной части, улучшение профилактической работы в государстве.
В связи с тем, что воспитательная работа с осужденными является одним из основных средств их исправления, то в результате правильной организации и построения деятельности будут позитивные изменения у осужденных.
Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными, в процессе которой обращается особое внимание на социально-психологическую направленность личности, особенности взаимоотношений в среде осужденных и с сотрудниками учреждения. На основе полученной информации подбираются оптимальные средства индивидуального психолого-педагогического воздействия. Сотрудники учреждений, занимающиеся исправлением осужденных, должны иметь представление том, какими качествами обладает осужденный, что именно подлежит коррекции в целях обеспечения законопослушного поведения. Кроме того, сотрудники исправительных учреждений должны знать факторы, которые мешают ресоциализации и приводят к рецидивно опасному криминальному поведению.
Таким образом, индивидуальная воспитательная работа является социально значимой и при правильной организации процесса исправления у осужденных происходить более эффективно. Однако процесс исправления осужденных неоднозначен сам по себе, и наибольшая сложность в том, что воспитательные мероприятия происходят в негативном окружении, в условиях межличностных и групповых конфликтов. Разный возраст осужденных, неодинаковый уровень их социально-моральной испорченности, различные характеры, степень общественной опасности совершённых ими преступлений, продолжительность преступного образа жизни и многие другие факторы требуют индивидуального подхода к каждому осужденному.
В связи с необходимостью дальнейшего совершенствования индивидуальной воспитательной работы с осужденными, состоящими на профилактическом учете, возникла потребность в проведении исследования вопросов организации, правового обеспечения и содержания индивидуальной воспитательной работы с осужденными, состоящими на профилактическом учете, в исправительных учреждениях.
Целью исследования является изучение особенностей воспитательной работы с осужденными, состоящих на профилактическом учете, выявление проблемных вопросов и разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности воздействия на данную категорию осужденных.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность воспитательной работы в условиях исправительного учреждения;
- выявить особенности применения форм и методов воспитательной работы с осужденными, состоящими на профилактическом учете;
- проанализировать особенности индивидуальной воспитательной работы с осужденными, склонными к членовредительству, состоящими на профилактическом учете в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Республике Мордовия;
- предложить рекомендации по организации воспитательной работы с осужденными в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Республике Мордовия.
Объектом исследования является воспитательная работа как средство исправления осужденных.
Предметом исследования являются формы и методы проведения воспитательной работы с осужденными, состоящими на профилактическом учете.
Методология и методика исследования. Методы работы - в основе основополагающего метода по курсовой работе положен диалектический метод познания. В работе так же использовались методы: логический, метод анализа. Проведено анкетирование осужденных ФКУ ИК-14 УФСИН России по Республике Мордовия для выявления эффективности воспитательной работы в ИУ. Проведен сбор и обработка результатов исследования.
Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, библиографического списка.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ, СОСТОЯЩИМИ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ
§ 1.1 Понятие и сущность воспитательной работы в условиях исправительного учреждения
Одним из главных атрибутов защиты интересов государства и общества является система уголовных наказаний и их исполнения, ключевая цель, которой заключается в формировании личности, отвечающей требованиям законодателя, а также нормам общежития и морали, принятым в обществе.
Непосредственная помощь осужденным оказывается всеми подразделениями исправительных учреждений, при помощи самых разнообразных средств, особое место среди которых занимает воспитательная работа с осужденными. Особенности воспитательной работы в исправительных учреждениях заключаются в том тем, что воспитательная работа проводится в местах лишения свободы и с лицами, совершавшими преступления.
Вопросы значимости и реализации воспитательной работы с осужденными прошли весьма длинный исторический путь: от полного ее непринятия до закрепления в УИК РФ и международных правовых документах обращения с заключенными. «Главным составляющим понятием «воспитательной деятельности с осужденными в исправительных учреждениях является непосредственно понятие «воспитания». В связи с этим полезно ознакомиться с определениями «воспитания», данными известными учеными». Таким образом, С.А. Афанасьев, определял воспитание, в качестве «целенаправленного управления процессом развития личности»[1].
Другой исследователь – М.И. Бекоева определял «воспитание, в качестве комплекса технологий, основным направлением которых является или изменение личности человека или целенаправленное формирование личности в целом»[2].
Воспитательная работа с осужденными в широком смысле представляет собой «комплекс идеологических, организационно-правовых, социально-экономических, бытовых и производственно-хозяйственных мер, направленных на обеспечение цели исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений».
В узком смысле воспитательная работа с осужденными представляет собой «комплекс мер, индивидуального, группового и массового характера по распространению и упрочнению общечеловеческих и общественно значимых ценностей, признаваемых и защищаемых, государством и обществом».
Аверкин С. Д., Кунц Е. В. Проблемы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы // Уголовно-исполнительное право. 2023. Т. 18(1–4), № 1. С. 35–41. DOI: 10.33463/2687-122X.2023.18(1-4).1.035-041.
Афанасьев С. А. Уголовно-правовая характеристика осужденных, отбывающих уголовные наказания в колониях-поселениях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2019. № 1. С. 175-179.
Бекоева М. И. Проблема формирования способности личности к самореализации в философском, психологическом и педагогическом аспектах // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 1. С. 25-28
Ветошкин С. А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике. Москва : КноРус, 2019. С. 43-56.
Воробьев, С. М. Проблемы правовой определенности в нормативно-правовом регулировании воспитательной работы как одного из средств исправления осужденных в России / С. М. Воробьев // Человек: преступление и наказание. – 2020. – Т. 28(1–4), № 3. – С. 357–364. – DOI : 10.33463/2687-1238.2020.28(1-4).3.357-364.
Гундарев А. А. Направления совершенствования законодательства о правах, осужденных в исправительных учреждениях / А.А. Гундарев. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2020. № 4 (294). С. 364-366.
Гармаш Д. С. Проблемы правового регулирования воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы / Д.С. Гармаш, Н.С. Молявко // В сборнике: Современные вопросы государства, права, юридического образования: материалы XVI Международной научно-практической конференции. - Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2021. – С.273-277
Дмитриев Ю .А. Юридическая педагогика: курс лекций. Москва : Деловой двор. 2020. 102 с.
Коновальчук М. В. Социальная и воспитательная работа с осужденными к лишению свободы: правовые и организационные аспекты // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 9. С. 32–39. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-256-9-32-39.
Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // ФСИН России [сайт]. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 15.02.2023).
Козловский С. Н. Ресоциализация осужденных в исправительных учреждениях / С. Н. Козловский // Вестник ННГУ. – 2019. – №1. – С.10-18.
Кулакова А. А., Ломакина А. Н. Педагогический потенциал сотрудников исправительных учреждений, осуществляющих воспитательную работу с осужденными // Перспективы науки. 2020. № 9(132). С. 80-82.
Майстренко Г. А. Профилактика рецидивной преступности и воспитательная работы с осужденными // Образование и право. 2023. № 5. С. 339-343
Оздоева Х. А. Совершенствование воспитательного процесса в исправительных учреждениях // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:href="https://scienceforum.ru/2022/article/2018031428">https://scienceforum.ru/2022/article/2018031428 (дата обращения: 30.01.2024 ).
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 040401.01 Социальный работник : приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 № 690. Доступ из СПС «Гарант».
Показатели преступности России. Генеральная прокуратура Российской Федерации.: URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 15.01.2024).
Реент Ю. А., Жигалев А. В. Исправительно-трудовая система советской России в довоенный период (1921-1940 гг.): монография. Москва : Проспект, 2018. С. 74
Россова Ю. И., Прохорова Т. И. Вопросы нравственного воспитания: «Новая педагогика» В. П. Вахтерова и современная педагогика //Современные научные исследования и инновации. 2021. № 10 (54). С. 437-442.
Стеничкин Г. Социально-правовое значение отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. № 4. С. 50.
Сластенин В. А. Методика воспитательной работы. М.: Academia, 2019. С. 146.
Тищенко Ю. Ю., Самойлова А. А. Задачи и содержание воспитательной работы с осужденными // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 412-413. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_412.
Фёдоров А. Ф., Суслов Ю. Е. Эффективность правового воспитания - одно из условий совершенствования исправления поведения осужденных // International Law Journal. 2021. Т. 4. № 1. С. 39-42.
Фойницкий И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. Москва : Городец, Добро-свет, 2020. 464 с
Чигринец Е. А. Проблемы законодательного регулирования ресоциализации и социальной адаптации осужденных к лишению свободы // Административное право и процесс. 2019. № 12. С. 71–74.