ВВЕДЕНИЕ
Целью данной работы является всестороннее исследование вопросов, связанных с рассмотрением методологических и экономических основ определения страны происхождения товаров в таможенно-тарифном регулировании.
Задачи:
Объектом данной курсовой работы является особенности определения и подтверждения происхождения товаров.
Предмет исследования – правовое регулирование определения и подтверждения происхождения товаров.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ
1.1. Понятие и значение определения страны происхождения товаров
1.2. Критерии определения страны происхождения товаров
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ В ЕАЭС
2.1. Нормативно-правовая база определения страны происхождения товаров в ЕАЭС
2.2 Проблемные вопросы правовой базы определения страны происхождения товаров в ЕАЭС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В связи с возросшим мировым оборотом товаров возникает целый спектр проблем, одной из которых является проблема определения страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Актуальность обусловлена тем, чтоправильное определение страны происхождения импортируемых товаров необходимо для применения основных мер внешнеторговой политики: тарифное регулирование, антидемпинговые и компенсационные пошлины, количественные ограничения, а также в целях статистического учета.
Вопрос определения страны происхождения товаров является очень актуальным, и по этой причине нашёл обширное отражение в трудах российских и зарубежных специалистов. На сегодняшний день написано немалое количество трудов по этой тематике. Правовое регулирование страны происхождения товаров описали в своих трудах А. Е. Нетреба, В. А. Байнов, И. О. Иванова, С. А. Богатырев и др. Практическое применение международно-правового регулирования страны происхождения товаров в условиях членства России в СНГ, ЕАЭС и ВТО рассмотрели в своих работах Е. Е. Колпакова, П. С. Волкова, Л. С. Ковалева, М. М. Экаев, Т. Ю. Полушкин, А. А. Мигели другие.
Целью данной работы является всестороннее исследование вопросов, связанных с рассмотрением методологических и экономических основ определения страны происхождения товаров в таможенно-тарифном регулировании.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ
1.1. Понятие и значение определения страны происхождения товаров
Страна происхождения товара является ключевым понятием таможенной политики, так как именно она напрямую связана с применением мер таможенного и нетарифного регулирования оборота внешнего рынка.
Законодательство стран ЕАЭС трактует страну происхождения товаров как страну, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки товаров, установленными Правилами определения страны происхождения товаров. При этом группа стран может понимать страну происхождения товаров, или таможенный союз стран, или регион, или часть государства, если требуется их выделение для того, чтобы определить страну происхождения товара [1, с. 166].
Что касается понятия страны происхождения товара в контексте права, то авторы разделяют мнение В.А. Байнова, который в своих научных работах рассматривает страну происхождения товаров как правовой институт, то есть как группу норм права, «которые регулируют близкие по своему характеру и содержанию общественные отношения, отличающиеся существенными особенностями» [2, с. 137].
Контроль за определением страны происхождения товаров, которые перемещаются через таможенную границу, является важным этапом таможенного контроля при проверке документов и сведений. Этот контроль напрямую связан с исключением ввоза некачественных товаров из стран, в том числе, в отношении которых были введены ответные меры (в связи с введением рядом стран санкций), а также с взиманием ввозных таможенных пошлин и, соответственно, с пополнением бюджета.
Эффект страны происхождения влияет на серьезность в принятии решения покупателя совершить покупку. Существует соответствие между репутацией страны и характеристиками товара. Она влияет, может влиять на решение потребителя о покупки прямо или косвенно. Также при оценке самих потребителей – является ли цена на товар и услугу «справедливой», имеет место сравнение со страной происхождения[3, с. 95].
Страна происхождения товаров – страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке либо переработке в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством. Критерий достаточной переработки означает, что товар считается происходящим из той страны, в которой он подвергся последней существенной переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств. Выделяют три критерия достаточной переработки: смена товарной позиции, правило адвалорной доли, составление перечня производственных и технологических процессов.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: / Консультант Плюс // — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/;
Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития российской таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;
Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития российской таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/a6c4655093bf225bacca9bc147168 705999bded3/ (дата обращения 09.04.2021);
Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 289-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63ФЗ (ред.от 30.12.2020) [Электронный ресурс] // Официальный интернетпортал правовой информации // URL: http://www.pravo.gov.ru.
Постановление № 180/2020 от 30 июля 2020 г. // Судебная практика по уголовным делам // URL: sudact.ru/regular/doc/kBSj4epAidWO/ (дата обращения:31.10.2022).
Постановление № 1323/2020 от 25 мая 2020 г. по делу № 1323/2020 //Судебная практика по уголовным делам. // URL: sudact.ru/regular/doc/878I1fWQ2Wml/ (дата обращения:17.10.2022).
Основы квалификации и расследования преступлений в сферетаможенного дела: учебник и практикум для вузов / Е.Н. Арестова, Н.И.Крюкова, А.Г. Никольская. —2е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. —243 с.
Приказ ФТС России от 10.08.2011 № 1635 (ред. от 02.04.2012) «Об утверждении типовых положений о подразделении организации административных расследований, подразделении административных расследований, подразделении организации дознания, подразделении дознания и учетно регистрационном подразделении оперативной таможни» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
Письмо ФТС России от 19.07.2013 № 1812/31135» «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по актуальным вопросам возбуждения уголовных дел и уголовноправовой квалификации контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов»)// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
Лаптев Р.А., Рогов Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России в условиях глобализации //Вестник Алтайской академии экономики и права 2019. № 11. С. 7785.
Миллеров Е.В., Подопригора А.А. Вопросы процессуальных полномочий и организации деятельности подразделений дознания таможенных органов Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика;предпринимательство; право и управление. 2020. № 11 (126). С. 119123.
Алисултанов, Ю.С. Инновации и управление развитием кадрового потенциала таможенных органов по контролю таможенной стоимости товара. - М.: МАКС- пресс, 2019. - 210 с.
Амиралиев, Б.Ш. Совершенствование кадровой службы в системе таможенных органов по контролю таможенной стоимости товара.- М.: МАКС-пресс, 2021.- 230 с.
Братановский, С.Н. Актуальные проблемы развития таможенных отношений в Российской Федерации: административно-правовой аспект: монография / С.Н. Братановский, Е.В. Трунина. – М.: РУСЭЙНС, 2021 - 320с.;
Григонис Е.П., Харченко О.В. Правоохранительная функция государства и формы ее реализации: Монография. - Санкт-Петербург: Книжный дом, 2020. - 208 с.;
Гришковец А.А. Должность государственной службы (некоторые статусные проблемы)//Административное право и процесс. - 2019. - № 6. - с. 16.;
Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы: учебник / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. - М.: Зерцало, 2021 - 240 с.;
Демин И.В. Правоохранительные органы в механизме обеспечения общественной безопасности // Закон и право. - 2020. - № 8. - с. 42-44;
Ноздрачев, А.Ф. Правовое обеспечение новой организации и реализации правового регулирования определения страны происхождения товара в ЕАЭС: состояние и задачи дальнейшего совершенствования / А.Ф. Ноздрачев // Законодательство и экономика. – 2021. – №2 (250). – с. 16-34;
Ноздрачев, А.Ф. Таможенная служба / А.Ф. Ноздрачев // Законодательство и экономика. - 2020. - № 7. - с. 52;
Правовое регулирование государственной службы в таможенных органах: монография / А.В. Зубач, Я.В. Мирошниченко. - М., Издательство Российской таможенной академии, 2019. – 318с.;
Агамагомедова С. Действия таможенных органов по контролю таможенной стоимости товара при осуществлении контроля за соблюдением прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении экспресс-грузов // Хозяйство и право. - М., 2017, № 6. - с. 121-128;
Макрусев В. В. Таможенный менеджмент: учебное пособие / B.В. Макрусев, В.Ю. Дианова. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2019 - 278 с.;
Толикова Е. Э. Вопросы устойчивого развития таможенной инфраструктуры / Е. Э. Толикова, В. В. Колтышев // Евразийский юридический журнал. – 2020. – № 10(149). – с.458-461;