Введение
1. Общая характеристика правового государства
1.1. Понятие и признаки правового государства
1.2. Система разделения властей в правовом государстве
2. Пути и предпосылки формирования правового государства
2.1. Гражданское общество как основа правового государства
2.2. Права и свободы человека в правовом государстве
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы. Современное развитие российской социально-политической системы предопределяет проблему согласования, обеспечения баланса личного, общественного и государственного интереса в зависимости от уровня развития взаимонаправленных связей государства и общества.
Формирование дееспособного общества представляет собой одну из важнейших стратегических задач российской государственной политики, что неоднократно отмечалось В. В. Путиным, который подчеркивал, что без развития демократии и гражданского общества, без обеспечения прав и свобод граждан и эффективной организации самого государства невозможно решить ни одну из актуальных задач, стоящих перед государством.
Правовое государство - такое государство, где все люди имеют равные и гарантированные права, власть формируется на основе волеизъявления большинства избирателей, отражает интересы всех слоев населения и обеспечивает установленный в обществе правопорядок.
Впервые о правовом государстве стали говорить еще в XVIII в. в рамках развивавшихся тогда либеральных идей (сочинения Д. Локка, III. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. Канта и др.).
Имелось в виду, прежде всего, то обстоятельство, что все люди независимо от социального положения должны подчиняться установленным в обществе законам. Общество можно представить как систему общественных отношений, т. е. связей в обществе людей между собой, социальных групп, организаций, социальных институтов.
Гражданское общество – свободное объединение граждан, где связующим звеном выступают признание, обеспечение и защита естественных и позитивных прав человека и гражданина. Идеи гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеям приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.
Гражданское общество должно развиваться вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества, т. к. именно оно - социальная основа правового государства. Иногда правовое государство еще называют социальным государством.
Правовое государство не должно противостоять гражданскому обществу, а создавать для его функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии должны присутствовать гарантия разрешения возникающих противоречий, катаклизм правовым цивилизованным путем.
Гражданское общество – вободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее почву для уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности и возможности достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, гармонично вырабатывающее механизмы контроля за деятельностью государства.
Объект – совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе взаимодействия правового государства и гражданского общества.
Предмет - проблемы правового взаимодействия государства и гражданского общества.
Цель – изучение связей правового государства и гражданского общества.
Для реализации цели потребуется рассмотреть и проанализировать:
- понятие и признаки правового государства;
- систему разделения властей в правовом государстве;
- гражданское общество как основу правового государства;
- права и свободы человека в правовом государстве.
Для достижения цели использованы научные методы - сравнительно-правовой, технико-юридический, системный, формально-логический.
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
- Общая характеристика правового государства
1.1. Понятие и признаки правового государства
Правовое государство - это форма политической организации общества, при которой признается и фактически обеспечивается верховенство правового закона во всех сферах общественной жизни и в процессе осуществления государственной власти.
В ст. I Конституции Российской Федерации[1] закреплено, что Россия есть демократическое, федеративное правовое государство с республиканской формой правления. При этом такие определения, как «республиканское», «федеративное», «демократическое», достаточно четко определяют и отображает реально существующие формы правления, государственно-территориального устройства и политического режима соответственно, и лишь характеристика России как правового государства носит скорее «провозгласительный», декларативный характер.[2]
Таким образом, чтобы охарактеризовать то или иное государство как правовое, необходимо установить соответствие реальных внутригосударственных отношений основным характерным признакам правового государства.
При наличии в наибольшей мере такого соответствия можно условно говорить, что государство стало правовым. В правовой теории, чаще всего, выделяют следующие признаки правового государства.
Закон как форма внешнего выражения позитивного права должен быть правовым по своей сути, т. е. правильным, справедливым, истинным, устанавливающим в обществе именно тот порядок, который действительно нужен этому обществу, подходящий для него.
Иначе, если уже в законе заложена несправедливость, попирание естественных прав граждан, то даже при абсолютном соответствии поведения людей предписаниям закона речь может идти о соблюдении принципа законности, но не о правовом государстве.
Верховенство правового закона во всех сферах государственной и общественной жизни, означающее что он есть высшая власть в государстве:
- во-первых, закон, принятый верховным органом законодательной власти при соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами иных органов;
- во-вторых, законодательные нормы осуществляют прямое (а не отсылочное) регулирование общественных отношений;
- в-третьих, подзаконные нормативные правовые акты не могут противоречить закону и их издание осуществляется только во исполнение закона;
- в-четвертых, недопустимо произвольное (незаконное) вмешательство государства в общественные отношения[3].
Алексеев Р. А. Гражданское общество. Проблемы становления и развития в России: Монография. - М.: ИИУ МГОУ, 2013. - 96 с.
Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Проспект, 2020. - 272 с.
Бугаёва О. Ю., Працко Г. С. Гражданское общество и правовое государство: проблемы взаимоотношений // Научные исследования в эпоху информационных технологий. Экономика и право. Материалы международной научно-практической конференции. М.: 2017. – С. 60-64.
Вестов Ф. А., Фаст О. Ф. Правовое государство. Теоретическое проектирование и современная политическая практика. Монография. – М.: Проспект, 2016. – 410 с.
Галкина Е. В. Институционализация гражданского общества в контексте современных политических трансформаций: Монография. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2014. - 70 с.
Галкин Е.Ю. Антидемократический государственный режим: понятие, виды, особенности // Научно-практические исследования. 2019. № 8. – С. 18-21.
Колесникова Н. А., Рябова Е. Л. Гражданское общество в современной России: Монография. – М.: Этносоциум, 2016. - 266 с.
Кольсариева Н. Ш. Некоторые проблемы взаимодействия гражданского общества и правового государства // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11. - С. 348-351.
Косов Г. В., Паслер О. В. Модели взаимодействия гражданского общества и государства в глобальной общественно-политической системе. - Ставрополь: Ставролит, 2013. – 154 с.
Лазарев В. В. Общая теория права и государства: Учебник. - М.: НОРМА, 2017. - 592 с.
Раянов Ф. М. Теория правового государства: монография. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 272 c.
Селезнев Л. И. Гражданское общество и государство. - СПб.: СПбГУ, 2014. - 308 с.
Смоленский М. Б. Теория государства и права. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. - 207 с.
Старков О. В., Упоров И. В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Дашков и Ко, 2018. – 371 с.
Фетюков Ф. Ф. Взаимодействие государства и гражданского общества: Автореф. дисс. … к. ю. н. – Екатеринбург: 2016. – 30 с.
Черненко А. К., Дидикин А. Б., Курилов Э. П. Формирование правового государства: политико-правовые аспекты: Монография. - Новосибирск, 2014. – 148 с.
Шелистов Ю. И. Теория правовой государственности: монография. – М.: Директ-Медиа, 2017. - 272 с.
Юридический энциклопедический словарь / Ред. А. В. Малько. – М.: Проспект, 2016. – 1136 с.