Введение
1. Специфика преступлений против авиационной безопасности
1.1. Понятие и признаки преступлений против авиационной безопасности
1.2. Обеспечение авиационной безопасности
2. Особенности преступлений против авиационной безопасности в рамках международного права
2.1. Преступления против авиационной безопасности в мире
2.2. Предупреждение преступлений в сфере авиационной безопасностью
Заключение
Список использованных источников
Актуальность проблематики исследования заключается в том, что В ст. авиационная безопасность определяется как состояние защищенности авиации от актов незаконного вмешательства в деятельность авиации. Незаконное вмешательство в деятельность в области гражданской авиации в литературе определяется как противоправные действия (бездействие), которые угрожают безопасной деятельности в области гражданской авиации, и повлекли за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного средства.
Авиационная безопасность обеспечивается посредством функционирования служб авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, а также подразделений военизированной охраны аэродромов или аэропортов, службами авиационной безопасности эксплуатантов и специально уполномоченными органами, которые наделены указанными правомочиями. К мероприятиям, направленным на обеспечение авиационной безопасности относятся: предотвращение доступа третьих лиц и транспортных средств в зону контроля в границах аэропорта или аэродрома; - охрана воздушного средства на стоянках с целью исключения возможности проникновения на воздушное средство третьих лиц; исключение возможности незаконного провоза на воздушном средстве оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и иных предметов и веществ, представляющих опасность, и введение особых мер предосторожности для ситуаций их провоза; предполетный досмотр; реализация мероприятий, направленных на противодействие актам несанкционированного вмешательства в деятельность в сфере гражданской авиации и иных мер, включая меры, осуществляемые с участием правоохранительных органов.
Отсутствие императивного и всеобъемлющего международно-правового режима по обеспечению авиационной безопасности, прежде всего в аэропортах и на аэродромах авиации общего назначения, приводит к неопределенности правового статуса и к неэффективному функционированию организаций и служб, отвечающих за недопущение проноса на борт воздушного судна предметов и веществ, предназначенных для совершения террористических актов.
Вопросы авиационной безопасности затрагивались в трудах таких авторов как А.Х. Абашидзе, К.А. Бекяшева, И.П. Блищенко, В.Д. Бордунова, А.Н. Верещагина, В.С. Грязнова, А.Я. Капустина, Ю.М. Колосова, М.Н. Копылова, В.И. Кузнецова, Д.К. Лабина, М.И. Лазарева, И.И. Лукашука, Ю.Н. Малеева, А.П. Мовчана, А.А. Моисеева, И.С. Перетерского, Г.И. Тункина, Е.Т. Усенко, С.Н. Черниченко и т.д.
Однако, международный контекст преступлений против авиационной безопасности отдельно не исследовался.
Цель исследования: анализ преступлений, связанных с безопасностью авиационного транспорта и их видов в международном уголовном праве.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие и признаки преступлений против авиационной безопасности;
-описать обеспечение авиационной безопасности;
-исследовать преступления против авиационной безопасности в мире;
-проанализировать предупреждение преступлений в сфере авиационной безопасностью.
Объектом исследования являются международно-правовые отношения, возникающие в сфере противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
Предметом исследования являются положения международных договоров, других международных актов и внутригосударственного законодательства в области обеспечения авиационной безопасности.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение.
-
Специфика преступлений против авиационной безопасности
1.1. Понятие и признаки преступлений против авиационной безопасности
Уголовная ответственность за нарушение правил полетов или подготовки к ним установлена в ст. 351 УК РФ. Рассматриваемый состав преступления имеет три объекта уголовно-правовой охраны: установленный порядок полетов военных летательных аппаратов, установленный порядок подготовки к полетам военных летательных аппаратов и установленный порядок эксплуатации военных летательных аппаратов1. Объективная сторона рассматриваемого состава преступления включает следующие элементы:
1) деяние в форме действия либо бездействия, выраженное в нарушении правил полетов или подготовки к ним, либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов;
2) общественно опасные последствия в виде причинения по неосторожности смерти человеку, либо наступления иных тяжких последствий;
3) причинная связь между нарушением правил полетов или правил подготовки к полетам, либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов и наступившими общественно опасными последствиями.
Так, например, согласно плановой таблице полетов Г. был спланирован инструкторский полет по выполнению упражнения «Вывозной полет на дозаправку топливом в воздухе» в ночное время с передачей управления обучаемому летчику – А. и отработкой полетного задания по упражнению «Полет на дозаправку топливом в воздухе» в ночное время с инструкторского сиденья, т. е. Г. был назначен инструктором, а А. – обучаемым летчиком. В соответствии с пп. 25, 29, 31 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации Г., будучи назначенным при производстве полетов проверяющим летчиком (инструктором), производящим проверку или обучение летчика в полете, являлся старшим в экипаже своего самолета, в связи с чем отвечал за безопасность полета независимо от того, управлял он воздушным судном лично или передал управление обучаемому летчику.
Баталов А.А. Международно-правовые аспекты обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов в районах боевых действий и военных учений // Московский журнал международного права. – 2018. – № 2. – С. 58 – 70.
Головченко Ю.А. О некоторых проблемах правового регулирования воздушной безопасности и эксплуатации воздушного транспорта // Наука через призму времени. – 2019. – № 5. – С. 144 – 146.
Григорян П.А. Перспективы совершенствования международного права авиационной безопасности // Международный правовой курьер. – 2017. – № 3. – С. 46 – 51.
Долженко Н.А. современные системы и методы оценки рисков авиационной безопасности // Вестник Академии гражданской авиации. – 2018. – № 4. – С. 44 – 48.
Карасева Е.А. К вопросу о соответствии норм Уголовного кодекса РФ Конституции РФ // Плехановский барометр. – 2018. – № 4. – С. 18 – 20.
Костылев А.Г. Безопасность деятельности воздушного транспорта // Проблемы летной эксплуатации и безопасность полетов. 2017. №. 11. С. 103-112.
Лобов Д.В. Авиационная безопасность и регулирующая функция международной организации гражданской авиации в контексте принимаемых резолюций ИКАО // Сборник научных работ серии Право. – 2020. – № 1. – С. 102 – 116.
Митрофанова А.А. Причинная связь в системе обстоятельств, подлежащих установлению по делам о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2019. – № 1. – С. 217 – 219.
Новикова Е.И. Деятельность международных организаций в обеспечении авиационной безопасности // Молодой ученый. – 2018. – № 43. – С. 147 – 149.
Столбина Л.В. Отдельные аспекты обеспечения авиационной безопасности // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2020. – № 1. – С. 66 – 72.
Тихонов М.Н. история и современное состояние воздушного терроризма и пиратства - глобальная проблема мирового сообщества // Всеобщая история. – 2016. – № 3. – С. 21 – 40.
Травников А.И. Значение принципов в международном воздушном праве // Закон и право. – 2016. – № 5. – С. 133 – 135.