Введение
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
1.1. Понятие принудительных мер воспитательного воздействия
1.2. Цели применения принудительных мер воспитательного воздействия
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
2.1. Характеристика видов принудительных мер воспитательного воздействия
2.2. Проблемные аспекты законодательной регламентации института принудительных мер воспитательного воздействия
Заключение
Библиографический список
Актуальность исследования. Социально-демократическая ситуация в России противоречива на протяжении длительного периода времени. Поэтому не будет преувеличением утверждать, что будущее будет определяться культурно-нравственными характеристиками несовершеннолетних граждан и их системой ценностей. Чтобы обеспечить высокие показатели в этой сфере, необходимо достигнуть в том числе и достаточно качественной уголовной политики в отношении несовершеннолетних лиц.
Несовершеннолетние граждане в уголовном праве на всех этапах исторического развития рассматривались как специфический субъект, и с точки зрения субъекта преступления, и с точки зрения жертвы. Исключением не является и современный этап, так как действующий Уголовный кодекс Российской Федерации содержит отдельную главу, посвященную уголовной ответственности несовершеннолетних. Проблема состоит в том, что эффективность применения положений об уголовной ответственности несовершеннолетних не является достаточной.
Ряд поколений российских граждан воспитывался в тяжелых условиях. Сохранение более чем 20% граждан, находящихся за чертой бедности, которые при этом часто имеют детей, связано с их воспитанием в тяжелых условиях жизни. Высокая родительская занятость, дефицит внимания, отсутствие необходимого материального обеспечения часто влекут за собой рост преступности среди несовершеннолетних. Но и в тех семьях, которые не сталкиваются с подобными сложностями, также часто несовершеннолетние совершают преступления разной степени тяжести, что предопределено в первую очередь возрастными особенностями. Множество групп факторов в пределах складывающихся ситуаций должны учитываться для преодоления преступности среди несовершеннолетних. Поэтому требуется применение принудительных мер воспитательного воздействия разных видов, которые именно на несовершеннолетних лиц, с учетом их возраста, а значит физиологического и психологического развития, могут возыметь достаточный эффект для отказа от преступной деятельности. Все сказанное обусловливает актуальность темы исследования.
Теоретическая значимость исследования определена проведением комплексного систематизированного анализа подходов к понятию принудительных мер воспитательного воздействия, теоретическим обоснованием цели принудительных мер воспитательного воздействия и их видов в рамках одной работы.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования материалов работы для преподавания отдельных курсов.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Предмет исследования – нормы законодательства, положения научной и учебной литературы, материалы периодических изданий, научных статей и иных источников о проблематике принудительных мер воспитательного воздействия.
Цель исследования – выявление места и роли принудительных мер воспитательного воздействия на современном этапе развития.
Для достижения цели исследования требуется решение таких задач:
дать принудительных мер воспитательного воздействия;
выявить цели применения принудительных мер воспитательного воздействия;
охарактеризовать виды принудительных мер воспитательного воздействия;
определить и обосновать проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Структура исследования обусловлена его задачами и целью. Курсовая работа включает такие элементы, как: введение, две главы, заключение, библиографический список.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
1.1. Понятие принудительных мер воспитательного воздействия
При включенности института принудительных мер воспитательного воздействия в российское уголовное законодательство на протяжении длительного периода времени, как показывают материалы правоприменительной практики, продолжает существовать ряд проблем их использования, как и в целом прослеживается недостаточная эффективность. Во многом такая практика складывается в связи с тем, что по-прежнему нет единого понятия принудительных мер в отношении несовершеннолетних лиц, а это недостаток противоречивой правовой природы. Дать непротиворечивое понятие рассматриваемых мер возможно только путем оценки подходов разных авторов к их правовой природе и их критической оценки.
Проблема понимания мер обусловлена тем обстоятельством, что в литературе сохраняется множество разнообразных, иногда сильно противоречащих друг другу подходов. Более того, далеко не все авторы считают, что принудительные меры именно воспитательного воздействия в действительности являются институтом уголовного права.
В большей степени правильной является точка зрения О.А. Анферова, утверждающая, что речь идет о комплексном институте, находящемся не только в пределах уголовного права, но на стыке конституционного права, уголовно-процессуального, семейного и др.[1] Нет оснований спорить с этой позицией, но упоминания, что речь идет о комплексном институте недостаточно, чтобы обособить его среди других. Правовая природа мер таким образом не оттеняется.
Также как комплексный институт принудительные меры воспитательного воздействия рассматриваются С.А. Бурлаком. Но он говорит о другом межотраслевом интересе. Автор объединяет три группы правоотношений, свойственные для анализируемых мер: охранительные правоотношения, уголовно-процессуальные правоотношения, а также административные[2]. То есть, меры рассматриваются в пределах уголовного права, уголовно-процессуального и административного.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 04 июля 2020 г.
Семейный кодекс Российской Федерации: федеральный закон: текст с изменениями и дополнениями на 04 февраля 2021 г. [принят 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ] // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 04 февраля 2021 г.
Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон: текст с изменениями и дополнениями на 24 февраля 2021 г. [принят 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ] // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 24 февраля 2021 г.
Научные, учебные, справочные издания
Бриллиантов, А. В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А. В. Бриллиантов. – М.: Проспект, 2010. – 1392 с.
Кадникова, Н. Г. Уголовное право. Общая и Особенная части / Н. Г. Кадникова. – М.: Городец, 2006. – 704 с.
Рарог, А. И. Уголовно-правовое воздействие / А. И. Рарог. – М.: Проспект, 2015. – 286 с.
Материалы периодической печати
Александрова, Н. С. Принудительные меры воспитательного воздействия в качестве альтернативы уголовному наказанию / Н. С. Александрова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. – 2013. – № 34. – С. 6-11.
Антонян, Е. А. Принудительные меры воспитательного воздействия: проблемы назначения и применения / Е. А. Антонян // Lex Russica. – 2018. – № 3. – С. 21-25.
Боровиков, С. А. О месте принудительных мер воспитательного воздействия в системе мер уголовно-правового характера / С. А. Боровиков // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2006. – № 3. – С. 34-37.
Бурлака, С. А. Необходим федеральный закон о принудительных мерах воспитательного воздействия / С. А. Бурлака // Российский следователь. – 2015. – № 15. – С. 41-44.
Звечаровский, И. Э. Понятие мер уголовно-правового характера / И. Э. Звечаровский // Законность. – 2007. – № 1. – С. 19-21.
Канокова, Л. Ю. Принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним / Л. Ю. Канокова // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 16. – С. 121-124.
Корягина, С. А. Актуальные проблемы назначения принудительных мер воспитательного воздействия / С. А. Корягина // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. – 2017. – № 10. – С. 12-15.
Понкратова, Е. Г. Понятие и цели принудительных мер воспитательного воздействия / Е. Г. Понкратова // Вопросы российского и ме ждународного права. – 2019. – № 10. – С. 288-295.
Рождествина, А. А. Передача под надзор как принудительная мера воспитательного воздействия / А. А. Рождествина // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2008. – № 6. – С. 7-8.
Филиппова, Е. О. Понятие, сущность, цели принудительных мер воспитательного воздействия / Е. О. Филлипова // Концепт. – 2016. – № 11. – С. 223-227.
Чокаева, И. В. Цели принудительных мер воспитательного воздействия / И. В. Чокаева // Проблемы права. – 2014. – № 3. – С. 157-160.
Диссертации и авторефераты диссертаций
Анферова, О. А. Проблемы прекращения уголовного дела (преследования) с применением к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия: дис. … канд. юрид. наук / А. О. Анферова. – Волгоград, 2003. – 202 с.
Иванов, П. В. Принудительные меры воспитательного воздействия в уголовном праве: дис. … канд. юрид. наук / П. В. Иванов. – Ростов-на-Дону, 2003. – 183 с.
Карелин, Д. В. Принудительные меры воспитательного воздействия как альтернатива уголовной ответственности: дис. … канд. юрид. наук / Д. В. Карелин. – Томск, 2001. – 11 с.
Материалы юридической практики
О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации: [принят от 01 февраля 2011 г. № 1] // Российская газета. 2010. 11 февраля.
Электронные ресурсы
Судебные и нормативные акты РФ: офиц. сайт 08.04.2021 – Режим доступа: https://sudact.ru/ (дата обращения: 08.04.2021).