Введение
Глава 1. РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ
Проблема семейного воспитания как фактор
подростковой преступности
Социально –
осужденных
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ
Воздействие семейных отношений на процесс
несовершеннолетних осужденных
Социальная работа по восстановлению семейных отношений в
осужденных несовершеннолетних
Заключение
Библиографический список
Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья всегда является первичной структурой адаптации ребенка и наиболее уязвимой социальной средой, которая оказывает влияние на его развитие и воспитание.
В связи с социальными изменениями в нынешнее время, многие функции семьи берет на себя государство: воспитание детей осуществляется в дошкольных учреждениях, в школе ребенок получает образование, развлечением и досугом занимаются различного рода учреждения дополнительного образования и центры развития детей. Однако, обеспечивая уход, питание, доступ к знаниям и развлечениям, эти организации не могут компенсировать родительскую любовь и значимость взрослого в жизнедеятельности ребенка. Это все создает эмоциональное напряжение для ребенка, которое приводит к образованию причин детской агрессии в его будущем и отсутствию каких-либо чувств. Ребенок, правильно воспитанный в семье в раннем детстве, редко испытывает трудности в адаптации к обществу, к учебному процессу, такой ребенок не становится обузой для социума. И, наоборот, недостатки и ошибки семейного воспитания впоследствии оборачиваются несчастьем для детей и их родителей[1].
Ребенок воспитывается не только в семье. На него влияют окружающие люди, телевидение, кино, книги. И все же решающее влияние на нравственное воспитание детей оказывают родители. В здоровой семье эмоциональные связи детей и родителей настолько сильны, что обеспечивают прочное противодействие любым отрицательным влияниям среды.
Социально-политические кризисные процессы, происходящие в современном обществе, дестабилизация экономики, разрушение сложившейся системы ценностей и стереотипов - все это отрицательно влияет на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность и насилие. Усилились проявления жестокости и агрессивности во взаимоотношениях между людьми, у детей - демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. Тревожным сигналом является рост численности несовершеннолетних с различными формами девиантного и делинквентного поведения.
Проблема семейного воспитания как фактора предупреждения подростковой преступности рассматриваются многими авторами: Красовской О.Ю., Ковтуненко Л.В., Блясова И.Ю. Данелян Р.С., ЛукичевО.В. и др.
Почти половина подростков, совершивших преступления, имели родителей или близких родственников, которые были осуждены, при этом одна треть из них находится в местах лишения свободы в настоящее время. Многие из несовершеннолетних осужденных подвергались в процессе семейного воспитания физическому воздействию и издевательствам.
Как ценность семья может являться признанной различными группами осужденных несовершеннолетних, но не смотря на этот факт, у таких детей складываются неоднозначные отношения с родными и близкими из-за имеющихся внутренних чувств, таких, как обида, злость, агрессивность, раскаяние, обвинение их в произошедших событиях. Именно по этой причине актуальность изучения семьи и отношений между несовершеннолетними осужденными имеет значимость для решения проблем качественной ресоциализации и интеграции подростка в социокультурное пространство.
Цель данной работы исследовать роль семьи в воспитании несовершеннолетних осуждённых.
Объект исследования: воспитательный процесс в семьях несовершеннолетних осужденных.
Предмет исследования: несовершеннолетние отбывающие срок наказания.
Задачи:
− рассмотреть проблемы семейного воспитания как фактора предупреждения подростковой преступности;
− изучить социально – психологические особенности несовершеннолетних осужденных;
− определить воздействие семейных отношений на процесс ресоциализации несовершеннолетних осужденных;
− обозначить социальную работу по восстановлению семейных отношений в семьях осужденных несовершеннолетних.
Данная курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ
1.1 Проблема семейного воспитания как фактор предупреждения подростковой преступности
Воспитание в семье играет большую роль в формировании личности. В семье ребенок приобретает первые представления об окружающем мире, о людях и их отношениях, о том, что разрешено и запрещено. Также в семье складываются взгляды и формируются привычки и потребности, вырабатываются навыки их регулирования и способы удовлетворения. Семья – это модель взаимоотношений людей, человека с обществом, которая выполняет функции социализации и приспособления ребенка к жизни в обществе.
Традиционная концепция семьи включает в себя такие обязанности и функции, как близость и привязанность, безопасность, деторождение и воспитание детей.
Невыполнения семьей своего назначения по адаптации детей к жизни в обществе, обуславливают их криминализацию, а также способствуют появлению у ее членов намерения совершить преступление. Такое явление обозначается, как семейная десоциализация[2].
Пон ятие «подростковая престу пность» может рассмат риваться с разных теорет ических позиций. Дан ное понятие вклю чает в себя разл ичные нарушения прав овых и социальных но рм. Существует об щая тенденция к то му, что несоверше ннолетние могут сове ршать какие-ли бо мелкие правона рушения в подростковом возр асте, не стан овясь в будущем престу пниками, однако делинк вентное или кримин альное поведение обусл овлено определенными факт орами, которые скл онны использовать нас илие и агрессию к ак приемлемые и да же предпочтительные сред ства вовлекая подро стков в мир престу пности.
При совер шении подростком умышл енного преступления мо жно выделить след ующие причины, кот орые определяются семе йным фактором:
− фа кт того, ч то данная се мья не ока зало нужного вним ания в процессе воспи тания ребенка;
− в се мье родители н е брали н а себя ответст венность;
− данное умышл енное преступление бы ло совершено с молча ливого согласия.
Семе йная криминология, изуч ающая находящиеся в семе йной среде при чины и условия престу пности, а также пу ти противодействия и м, классифицирует кримин огенные семьи н а две кате гории:
− оказывающие об щее отрицательное возде йствие;
− непосредственно вовле кающие в преступную деятел ьность.
Более распрост раненной является пер вая категория.
[1] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.12.2020) неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего // Консультант плюс (дата обращения 17.12.2020).
. -С.1-6.
[2] Ковтуненко Л.В. Семья как социокультурная среда воспитания и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей // Вестник Воронежского института МВД России. - 2018