Реферат|Философия

Связь речи и сознания человека

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2022 | Страниц: 25

Введение

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ И САМОСОЗНАНИЯ

Сознание является объектом исследования во многих науках (философии, антропологии, социологии, психологии, педагогике, физиологии), спектр которых становится все шире. Однако свести воедино научные образования, полученные всеми этими дисциплинами, крайне сложно, и из-за этого существует множество толкований термина "сознание".[4,c.336]

Философское определение сознания. В философии понятия " сознание "и" материя " рассматриваются как два основных типа бытия, сущности вообще. На всем протяжении изучения философской категории "бытие" наиболее острой проблемой было и остается соотношение этих двух основных типов реальности - объективной (материальной) и субъективной (идеальной), из которых один предшествует другому и порождает его (идеализм и материализм). А может быть, в мире есть не один, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга-они развиваются по своим законам, хотя и взаимодействуют (дуализм).

В материализме признается первенство материи, а сознание возникло в результате долгой эволюции живого. Совершенствование нервной системы было главным источником развития психики и сознания. Эти новые свойства нервной системы были приобретены в результате адаптации к окружающей среде и закрепились в генотипе.

Решающее значение для формирования человеческого сознания имело производство орудий труда и появление языка. Только с появлением сознания человек обрел способность отличать себя от природы, познавать ее и овладевать ею. [1,c.384]

Индивидуальное сознание человека формируется в процессе воспитания, усвоения понятий, взглядов и социальных норм, выработанных в течение длительного времени существования человечества, и это усвоение требует опоры на непосредственные впечатления от предметов и явлений действительности.

Психологическое определение сознания. В психологии предпочтение отдается определениям, которые могли бы отличить сознание от других психологических понятий, т. е. мышлению, вниманию, воле и т. д., хотя сознание как таковое не существует вне всех этих психических процессов. В психологии понятие "сознание" служит скорее для определения сущности особого качества протекания психической деятельности: сознательно протекающие психические процессы отчетливо и ярко субъективно переживаются, узнаваемы, контролируются. В то же время есть возможность выбирать и направлять их на решение поставленных задач. Иными словами, сознание-это особая форма психического отражения в человеке, интегрирующая все остальные психические процессы, обеспечивающая их взаимодействие, то есть последовательность, непрерывность и целенаправленность их протекания. Достаточный уровень развития отдельных высших психических функций в их тесном взаимодействии формирует внутреннее отражение внешнего мира, его модель. Направляющее влияние этой модели на поведение воспринимается человеком как сознание. [11,c.272]

Сознание-это высший уровень психического отражения действительности и саморегуляции, проявляющийся в способности человека давать себе ясное представление об окружающей среде, о настоящем и прошедшем времени, принимать решения и управлять своим поведением в соответствии с ситуацией.

Определение сознания в медицине. В медицине, в частности в психиатрии, расстройства сознания традиционно противопоставляются "сознанию" или "ясности сознания". Понятие " ясность сознания "в медицине важно потому, что один и тот же симптом у" сознательного "больного (при" ясном сознании") приобретает совершенно иной смысл при расстройствах сознания - нарушениях его"ясности". Например, самые запутанные бредовые идеи сами по себе не имеют самостоятельного негативного прогностического значения, если они наблюдаются в нарушенном, сумеречном состоянии сознания. Тот же симптом у пациента в сознании указывает на тяжелое, обычно шизофреническое состояние.

Таким образом, термин "ясное сознание" в медицине используется для обозначения психического состояния человека, в котором он сохраняет способность давать отчет о месте, времени, окружающей среде, состоянии и способе действия своей собственной личности.

Человек, обладающий ясным сознанием, оценивает вновь полученную информацию в мозгу с учетом уже имеющихся у него знаний, выделяет себя из окружения, сохраняет сложившуюся систему отношений к своему окружению и на основе этих данных управляет своим поведением. Он дает относительно четкие и адекватные ответы на вопросы врача, а выражение его лица и взгляд находятся в гармонии с внутренним состоянием и окружающей обстановкой. [2,c.118]

Не только психические, но и различные соматические заболевания, особенно протекающие с лихорадкой или серьезными нарушениями обмена веществ, могут вызывать различные нарушения ясности сознания. Глаза таких больных блуждают, внимание рассеяно, и контакт с ними крайне затруднен. Они дезориентированы в окружающей среде, могут не узнавать других, а в тяжелых случаях их речь и мышление фрагментарны, спутаны.

Венгерский психиатр И. Харди (1988) образно сравнил сознание с зеркалом, отражающим внешний и внутренний мир с соответствующей точностью. При нарушенном сознании, то есть у больных с "запотевшим, грязным зеркалом", блеск которого нарушается, а иногда прерывается, отражается "темная, нечистая, неясная картина".

1.1Источники сознания

Что является источником сознания? Этот вопрос долгое время был и остается предметом анализа философов и естествоиспытателей. Существуют следующие факторы:

Во-первых, внешний объективный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах, в самих этих предметах нет даже в уменьшенном виде ничего материального-субстрата этих предметов; однако в сознании существуют их представления, их копии (или символы), несущие информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с текущей ситуацией, что обеспечивает его постоянный непосредственный контакт с ней. [3,c.336]

Второй источник сознания-социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, знания, накопленные обществом; здесь находятся средства, методы и формы познавательной деятельности.

Третий источник сознания-весь духовный мир индивида, его собственный уникальный жизненный опыт и переживания: при отсутствии прямых внешних воздействий человек способен переосмыслить свое прошлое, спроектировать свое будущее и т. д.

Четвертый источник сознания-мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов и их связей и обеспечивающая общие функции сознания на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи.

Функции сознания-это его свойства, которые делают сознание инструментом, инструментом познания, общения и практического действия. Инструмент - это средство действия.

Фундаментальная и самая важная функция сознания-это получение знаний о природе, обществе и человеке.

Рефлексивная функция сознания-это его наиболее общая и всеобъемлющая функция. Однако рефлексия имеет различные аспекты, которые имеют свою специфику и другие, более специальные функции, связанные с этой спецификой.

Сознание как отношение между объектом и субъектом присуще только человеку. Животным недостает субъективной стороны отношений. Животное непосредственно тождественно своей жизнедеятельности. Она не отличается от своей жизнедеятельности. Именно эта жизненная активность. Человек же, напротив, делает самую свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность сознательна.

Творческая функция сознания, понимаемая в широком смысле, как активное воздействие на окружающую действительность, изменение, преобразование этой действительности. Животные, растения и микроорганизмы изменяют внешний мир самим фактом своей жизнедеятельности. [5,c.344]

Однако это изменение нельзя считать творческим, поскольку оно лишено сознательного целеполагания. Творческая деятельность, как и всякая практика вообще, основана не только на рефлексии, но и на заданном отношении, так как в этой деятельности человек должен осознавать свое отделение от объекта.

В понятии отражения фиксируется главным образом воздействие здания на субъект, а в понятии отношения по отношению к сознанию - преимущественно противоположные воздействия субъекта на объект. Творчество, как и человеческая практика в целом, не тождественно рефлексии как сущности психического процесса. По своей сути творчество-это сознательный акт. Творческое сознание - это момент перехода от рефлексии к практике. Отражение в творческом сознании-это образ того, что человек создает, отличный от образа внешней реальности. Это образ того, что создает человек, а не природа.

Важной функцией сознания является оценка явлений действительности (в том числе и того, что делает человек). Как и творчество, оценка основана на рефлексии, потому что прежде чем оценивать что-либо, вы должны знать, что является предметом оценки. Но в то же время оценка-это форма отношения человека к действительности. Сознание отражает все, что ему доступно, в соответствии со структурой нейрофизиологического аппарата и степенью развития технических средств наблюдения и эксперимента. Оценка, с другой стороны, делает выбор из всего, что получает знание. Оценивать-значит подходить к реальности с точки зрения того, что человеку нужно. Это особый вид отношений. Здесь субъект, его потребности, интересы, цели, нормы и идеалы выступают в качестве основы и критерия положительного или отрицательного отношения к объекту оценки. Поэтому оценочная функция сознания относительно независима, автономна. [6,c.154]

В ряде работ показано, как специфически человеческие особенности психики вырастают из социального бытия человека. Разработанные в отечественной психологии положения о природе, механизмах и структуре сознания создают реальную основу для изучения проблемы онтогенеза сознания.

1.2 Понятие и формы самосознания

ГЛАВА 2.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ И РЕЧИ

2.1Связь между развитием сознания и речи

2.2Роль речи в возникновении сознания

Л.С.Выготский отмечал, что ни одно из специфически человеческих качеств, таких как речь, логическое мышление, творческое воображение, волевая саморегуляция и т.п. не могут самостоятельно без специального воспитания возникнуть путём вызревания неких органических задатков. В 16-м веке император Индии Абкар изолировал группу детей после рождения, чтобы выяснить, способны ли они без общения с людьми научиться говорить. Выяснилось, что дети хорошо физически развивались, но говорить не стали. Воспитывая в ребёнке человека, родители и другие взрослые люди учат его двигаться по человечески и приучают к членораздельной человеческой речи.

Заключение

Список использованной литературы

 

Возникновение сознания и речи связано с переходом наших обезьяноподобных предков от присвоения готовых предметов к труду, к изготовлению искусственных орудий, к человеческим формам жизнедеятельности и вырастающим на ее основе общественным отношениям. Переход к сознанию и речи представляет собой величайший качественный скачок в развитии психики.

Новые возможности в изучении сознания открыл Л. С. Выготский, разработавший теорию культурно-исторического развития высших психических функций. Он исходил из того, что переход от животных к человеку меняет характер взаимодействия человека с природой. Одной из существенных характеристик этого взаимодействия является опосредование, которое проявляется в использовании инструментов. Поскольку сознание является отражением окружающего человека мира, его идеального бытия, то главным отличием психики от животного является использование специальных психологических средств-знаков, реконструирующих всю систему психических функций. Знаки являются носителями определенных значений, представляющих собой обобщенное отражение действительности. Структура сознания человека будет зависеть от того, как человек обобщает различные содержания. Таким образом, характеристика процессов обобщения является одним из существенных признаков сознания.

Следует отметить, что сознание для Л. С. Выготского выступает прежде всего как средство воздействия на самого себя, как нечто, перестраивающее психику и поведение человека в целом; психологический инструмент ничего не меняет в объекте.

Благодаря овладению этими средствами психические процессы человека приобретают произвольный характер, что проявляется прежде всего в явлениях целенаправленности. Дальнейшее развитие психологической концепции сознания в советской психологии шло по пути изучения механизмов его порождения. А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др. показали, что сознание-это не только теоретическое, но и практическое отношение к бытию. Изучалось, как реальная жизнедеятельность субъекта порождает сознание, а затем перестраивается под его влиянием. В последние годы в отечественной психологии внимание исследователей было обращено на такую характеристику сознания, как его социальность.

В ряде работ показано, как специфически человеческие особенности психики вырастают из социального бытия человека. Разработанные в отечественной психологии положения о природе, механизмах и структуре сознания создают реальную основу для изучения проблемы онтогенеза сознания.Цель - рассмотреть все аспекты развития сознания под влиянием речи и общения. Объект - сознание человека. Предмет исследования - особенности становления сознания , процесс установления влияния речи на развитие сознания.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: .рассмотреть определение понятий «сознание», «общение», «речь»; .дать характеристику процессам и механизмам сознания; .выявить закономерности развития сознания и рассмотреть речь как фактор влияющие на его развитие. Проблема сознания, являясь важнейшей психологической проблемой, неизменно привлекала к себе внимание исследователей на всех этапах развития психологической науки. В данной работе мы попытаемся изложить основные этапы развития сознания человека, кратко описать факторы, влияющие на развитие сознания человека. Будем полагаться на доводы и исследования различных ученых, приводить конкретные жизненные примеры.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ И САМОСОЗНАНИЯ

Сознание является объектом исследования во многих науках (философии, антропологии, социологии, психологии, педагогике, физиологии), спектр которых становится все шире. Однако свести воедино научные образования, полученные всеми этими дисциплинами, крайне сложно, и из-за этого существует множество толкований термина "сознание".[4,c.336]

Философское определение сознания. В философии понятия " сознание "и" материя " рассматриваются как два основных типа бытия, сущности вообще. На всем протяжении изучения философской категории "бытие" наиболее острой проблемой было и остается соотношение этих двух основных типов реальности - объективной (материальной) и субъективной (идеальной), из которых один предшествует другому и порождает его (идеализм и материализм). А может быть, в мире есть не один, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга-они развиваются по своим законам, хотя и взаимодействуют (дуализм).

В материализме признается первенство материи, а сознание возникло в результате долгой эволюции живого. Совершенствование нервной системы было главным источником развития психики и сознания. Эти новые свойства нервной системы были приобретены в результате адаптации к окружающей среде и закрепились в генотипе.

Решающее значение для формирования человеческого сознания имело производство орудий труда и появление языка. Только с появлением сознания человек обрел способность отличать себя от природы, познавать ее и овладевать ею. [1,c.384]

Индивидуальное сознание человека формируется в процессе воспитания, усвоения понятий, взглядов и социальных норм, выработанных в течение длительного времени существования человечества, и это усвоение требует опоры на непосредственные впечатления от предметов и явлений действительности.

Психологическое определение сознания. В психологии предпочтение отдается определениям, которые могли бы отличить сознание от других психологических понятий, т. е. мышлению, вниманию, воле и т. д., хотя сознание как таковое не существует вне всех этих психических процессов. В психологии понятие "сознание" служит скорее для определения сущности особого качества протекания психической деятельности: сознательно протекающие психические процессы отчетливо и ярко субъективно переживаются, узнаваемы, контролируются. В то же время есть возможность выбирать и направлять их на решение поставленных задач. Иными словами, сознание-это особая форма психического отражения в человеке, интегрирующая все остальные психические процессы, обеспечивающая их взаимодействие, то есть последовательность, непрерывность и целенаправленность их протекания. Достаточный уровень развития отдельных высших психических функций в их тесном взаимодействии формирует внутреннее отражение внешнего мира, его модель. Направляющее влияние этой модели на поведение воспринимается человеком как сознание. [11,c.272]

Сознание-это высший уровень психического отражения действительности и саморегуляции, проявляющийся в способности человека давать себе ясное представление об окружающей среде, о настоящем и прошедшем времени, принимать решения и управлять своим поведением в соответствии с ситуацией.

Определение сознания в медицине. В медицине, в частности в психиатрии, расстройства сознания традиционно противопоставляются "сознанию" или "ясности сознания". Понятие " ясность сознания "в медицине важно потому, что один и тот же симптом у" сознательного "больного (при" ясном сознании") приобретает совершенно иной смысл при расстройствах сознания - нарушениях его"ясности". Например, самые запутанные бредовые идеи сами по себе не имеют самостоятельного негативного прогностического значения, если они наблюдаются в нарушенном, сумеречном состоянии сознания. Тот же симптом у пациента в сознании указывает на тяжелое, обычно шизофреническое состояние.

1. 100 великих тайн сознания. - М.: Вече, 2011. - 384 c.

2. I. Научная картина мира, вселенная, сознание. - Москва: Мир, 2008. - 118 c.

3. Автор-составитель, В. Гордеева Измененные состояния сознания и культура. Хрестоматия / Автор-составитель О. Автор-составитель В. Гордеева Гордеева. - М.: Питер, 2009. - 336 c.

4. Агафонов, А. Когнитивная психомеханика сознания, или Как сознание неосознанно принимает решение об осознании / А. Агафонов. - М.: Бахрах-М, 2007. - 336 c.

5. Агранович, С. З. Homo amphibolos. Археология сознания / С.З. Агранович, С.В. Березин. - М.: Бахрах-М, 2005. - 344 c.

6. Адам, Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога / Д. Адам. - М.: Мир, 1983. - 154 c.

7. Арканов, Аркадий "Соломон" и сознание / Аркадий Арканов , Игорь Макаров. - М.: Вече, 2002. - 288 c.

8. Арон, Р. Измерения исторического сознания / Р. Арон. - М.: Либроком, 2010. - 192 c.

9. Арон, Реймон Избранное. Измерения исторического сознания / Реймон Арон. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 528 c.

10. Бахтияров, Олег Активное сознание / Олег Бахтияров. - М.: Постум, 2012. - 272 c.

11. Безант, Анни Изучение сознания / Анни Безант. - М.: Алетейя, 2002. - 272 c.

 

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Философия
2016 год 17 стр.
Философия Р.Декарта
Telesammit
Реферат Философия
2016 год 12 стр.
Реферат Границы человеческого познания
Telesammit
Реферат Философия
2016 год 13 стр.
Реферат Познание как вид духовной деятельности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское