Введение
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ И САМОСОЗНАНИЯ
Сознание является объектом исследования во многих науках (философии, антропологии, социологии, психологии, педагогике, физиологии), спектр которых становится все шире. Однако свести воедино научные образования, полученные всеми этими дисциплинами, крайне сложно, и из-за этого существует множество толкований термина "сознание".[4,c.336]
Философское определение сознания. В философии понятия " сознание "и" материя " рассматриваются как два основных типа бытия, сущности вообще. На всем протяжении изучения философской категории "бытие" наиболее острой проблемой было и остается соотношение этих двух основных типов реальности - объективной (материальной) и субъективной (идеальной), из которых один предшествует другому и порождает его (идеализм и материализм). А может быть, в мире есть не один, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга-они развиваются по своим законам, хотя и взаимодействуют (дуализм).
В материализме признается первенство материи, а сознание возникло в результате долгой эволюции живого. Совершенствование нервной системы было главным источником развития психики и сознания. Эти новые свойства нервной системы были приобретены в результате адаптации к окружающей среде и закрепились в генотипе.
Решающее значение для формирования человеческого сознания имело производство орудий труда и появление языка. Только с появлением сознания человек обрел способность отличать себя от природы, познавать ее и овладевать ею. [1,c.384]
Индивидуальное сознание человека формируется в процессе воспитания, усвоения понятий, взглядов и социальных норм, выработанных в течение длительного времени существования человечества, и это усвоение требует опоры на непосредственные впечатления от предметов и явлений действительности.
Психологическое определение сознания. В психологии предпочтение отдается определениям, которые могли бы отличить сознание от других психологических понятий, т. е. мышлению, вниманию, воле и т. д., хотя сознание как таковое не существует вне всех этих психических процессов. В психологии понятие "сознание" служит скорее для определения сущности особого качества протекания психической деятельности: сознательно протекающие психические процессы отчетливо и ярко субъективно переживаются, узнаваемы, контролируются. В то же время есть возможность выбирать и направлять их на решение поставленных задач. Иными словами, сознание-это особая форма психического отражения в человеке, интегрирующая все остальные психические процессы, обеспечивающая их взаимодействие, то есть последовательность, непрерывность и целенаправленность их протекания. Достаточный уровень развития отдельных высших психических функций в их тесном взаимодействии формирует внутреннее отражение внешнего мира, его модель. Направляющее влияние этой модели на поведение воспринимается человеком как сознание. [11,c.272]
Сознание-это высший уровень психического отражения действительности и саморегуляции, проявляющийся в способности человека давать себе ясное представление об окружающей среде, о настоящем и прошедшем времени, принимать решения и управлять своим поведением в соответствии с ситуацией.
Определение сознания в медицине. В медицине, в частности в психиатрии, расстройства сознания традиционно противопоставляются "сознанию" или "ясности сознания". Понятие " ясность сознания "в медицине важно потому, что один и тот же симптом у" сознательного "больного (при" ясном сознании") приобретает совершенно иной смысл при расстройствах сознания - нарушениях его"ясности". Например, самые запутанные бредовые идеи сами по себе не имеют самостоятельного негативного прогностического значения, если они наблюдаются в нарушенном, сумеречном состоянии сознания. Тот же симптом у пациента в сознании указывает на тяжелое, обычно шизофреническое состояние.
Таким образом, термин "ясное сознание" в медицине используется для обозначения психического состояния человека, в котором он сохраняет способность давать отчет о месте, времени, окружающей среде, состоянии и способе действия своей собственной личности.
Человек, обладающий ясным сознанием, оценивает вновь полученную информацию в мозгу с учетом уже имеющихся у него знаний, выделяет себя из окружения, сохраняет сложившуюся систему отношений к своему окружению и на основе этих данных управляет своим поведением. Он дает относительно четкие и адекватные ответы на вопросы врача, а выражение его лица и взгляд находятся в гармонии с внутренним состоянием и окружающей обстановкой. [2,c.118]
Не только психические, но и различные соматические заболевания, особенно протекающие с лихорадкой или серьезными нарушениями обмена веществ, могут вызывать различные нарушения ясности сознания. Глаза таких больных блуждают, внимание рассеяно, и контакт с ними крайне затруднен. Они дезориентированы в окружающей среде, могут не узнавать других, а в тяжелых случаях их речь и мышление фрагментарны, спутаны.
Венгерский психиатр И. Харди (1988) образно сравнил сознание с зеркалом, отражающим внешний и внутренний мир с соответствующей точностью. При нарушенном сознании, то есть у больных с "запотевшим, грязным зеркалом", блеск которого нарушается, а иногда прерывается, отражается "темная, нечистая, неясная картина".
1.1Источники сознания
Что является источником сознания? Этот вопрос долгое время был и остается предметом анализа философов и естествоиспытателей. Существуют следующие факторы:
Во-первых, внешний объективный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах, в самих этих предметах нет даже в уменьшенном виде ничего материального-субстрата этих предметов; однако в сознании существуют их представления, их копии (или символы), несущие информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с текущей ситуацией, что обеспечивает его постоянный непосредственный контакт с ней. [3,c.336]
Второй источник сознания-социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, знания, накопленные обществом; здесь находятся средства, методы и формы познавательной деятельности.
Третий источник сознания-весь духовный мир индивида, его собственный уникальный жизненный опыт и переживания: при отсутствии прямых внешних воздействий человек способен переосмыслить свое прошлое, спроектировать свое будущее и т. д.
Четвертый источник сознания-мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов и их связей и обеспечивающая общие функции сознания на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи.
Функции сознания-это его свойства, которые делают сознание инструментом, инструментом познания, общения и практического действия. Инструмент - это средство действия.
Фундаментальная и самая важная функция сознания-это получение знаний о природе, обществе и человеке.
Рефлексивная функция сознания-это его наиболее общая и всеобъемлющая функция. Однако рефлексия имеет различные аспекты, которые имеют свою специфику и другие, более специальные функции, связанные с этой спецификой.
Сознание как отношение между объектом и субъектом присуще только человеку. Животным недостает субъективной стороны отношений. Животное непосредственно тождественно своей жизнедеятельности. Она не отличается от своей жизнедеятельности. Именно эта жизненная активность. Человек же, напротив, делает самую свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность сознательна.
Творческая функция сознания, понимаемая в широком смысле, как активное воздействие на окружающую действительность, изменение, преобразование этой действительности. Животные, растения и микроорганизмы изменяют внешний мир самим фактом своей жизнедеятельности. [5,c.344]
Однако это изменение нельзя считать творческим, поскольку оно лишено сознательного целеполагания. Творческая деятельность, как и всякая практика вообще, основана не только на рефлексии, но и на заданном отношении, так как в этой деятельности человек должен осознавать свое отделение от объекта.
В понятии отражения фиксируется главным образом воздействие здания на субъект, а в понятии отношения по отношению к сознанию - преимущественно противоположные воздействия субъекта на объект. Творчество, как и человеческая практика в целом, не тождественно рефлексии как сущности психического процесса. По своей сути творчество-это сознательный акт. Творческое сознание - это момент перехода от рефлексии к практике. Отражение в творческом сознании-это образ того, что человек создает, отличный от образа внешней реальности. Это образ того, что создает человек, а не природа.
Важной функцией сознания является оценка явлений действительности (в том числе и того, что делает человек). Как и творчество, оценка основана на рефлексии, потому что прежде чем оценивать что-либо, вы должны знать, что является предметом оценки. Но в то же время оценка-это форма отношения человека к действительности. Сознание отражает все, что ему доступно, в соответствии со структурой нейрофизиологического аппарата и степенью развития технических средств наблюдения и эксперимента. Оценка, с другой стороны, делает выбор из всего, что получает знание. Оценивать-значит подходить к реальности с точки зрения того, что человеку нужно. Это особый вид отношений. Здесь субъект, его потребности, интересы, цели, нормы и идеалы выступают в качестве основы и критерия положительного или отрицательного отношения к объекту оценки. Поэтому оценочная функция сознания относительно независима, автономна. [6,c.154]
В ряде работ показано, как специфически человеческие особенности психики вырастают из социального бытия человека. Разработанные в отечественной психологии положения о природе, механизмах и структуре сознания создают реальную основу для изучения проблемы онтогенеза сознания.
1.2 Понятие и формы самосознания
ГЛАВА 2.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ И РЕЧИ
2.1Связь между развитием сознания и речи
2.2Роль речи в возникновении сознания
Л.С.Выготский отмечал, что ни одно из специфически человеческих качеств, таких как речь, логическое мышление, творческое воображение, волевая саморегуляция и т.п. не могут самостоятельно без специального воспитания возникнуть путём вызревания неких органических задатков. В 16-м веке император Индии Абкар изолировал группу детей после рождения, чтобы выяснить, способны ли они без общения с людьми научиться говорить. Выяснилось, что дети хорошо физически развивались, но говорить не стали. Воспитывая в ребёнке человека, родители и другие взрослые люди учат его двигаться по человечески и приучают к членораздельной человеческой речи.
Заключение
Список использованной литературы