ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В СИСТЕМЕ ИНСТРУМЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Социальная реклама: понятие, цели и задачи
1.2. Общая характеристика безопасности несовершеннолетних и направления ее обеспечения при помощи социальной рекламы
2. АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1. Субъекты социальной рекламы обеспечения безопасности несовершеннолетних
2.2. Направления и особенности реализации социальной рекламы в сфере защиты права несовершеннолетних на безопасность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Актуальность исследования. Поколение молодых людей в России живет в условиях нестабильности общественно-моральных ценностей и ориентиров, что обусловлено сменой социальных взглядов. Недостаточный материальный уровень жизни семей становится причиной негативизма и состояния неудовлетворенности; родительская занятость, дефицит внимания со стороны взрослых способствуют пробелам в воспитании и образовании, что создает потенциальные угрозы безопасности.
Физиологические и психологические изменения могут способствовать созданию дополнительных угроз для безопасности несовершеннолетних, что не учитывается не только в семьях, но и в воспитательной работе образовательных организаций и др.
Окружающий мир формирует информационное пространство. Одной из острых проблем остается стремление обеспечить информационную безопасность несовершеннолетних в сети «Интернет».
Исходя из тех показателей, которые сегодня имеют место, актуально применение любых доступных инструментов. Одним из подобных, весьма перспективных инструментов, является и социальная реклама. В то же время, ни в теоретическом смысле, ни в законодательном аспекты ее широкого применения в целях обеспечения безопасности несовершеннолетних, не разработаны. Приведенные и иные доводы в общей совокупности обусловливают актуальность избранной темы исследования.
Степень разработанности темы. Проблема обеспечения безопасности несовершеннолетних традиционно характеризуется повышенным внимание в научной среде. В данном направлении в настоящей работе были применены исследования А.Г. Репьева, О.К. Царапкиной. Не менее исследованным является и вопрос социальной рекламы, что позволило использовать материалы таких авторов для исследования проблематики, как: О.С. Лапшина, Д.Э. Пейсахова, П.С. Чуркина и др.
1. СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В СИСТЕМЕ ИНСТРУМЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Социальная реклама: понятие, цели и задачи
Осмысление любой категории находится в непосредственной зависимости от формулирования ее понятия. Социальная реклама – сложная категория, представляющая межотраслевой интерес. Таким образом, в настоящем параграфе видится необходимым первоначально обратить внимание на понятие социальной рекламы, а также некоторые ее основополагающие характеристики.
Как отмечалось, социальная реклама – сложная межотраслевая категория. Поэтому возможно встретить множество подходов к ее понятию, в разных отраслях знаний. Если говорить об общем подходе, принято считать, что социальная реклама – это реклама общественных и государственных интересов, обеспечивающая достижение общеполезных и благотворительных целях.
Обращение к десяткам различных понятий представляет интерес в пределах специальных исследований. В то же время, в настоящем параграфе видится необходимым обратиться к правовому аспекту понимания социальной рекламы. Безусловным преимуществом действующего российского законодательства следует признать включение в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» легального определения понятия «социальная реклама»[1]. Так, согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», социальная реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме с применением любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и имеющую направленность на достижение благотворительных, других общественно полезных целей, обеспечение интересов государства.
Ст. 10 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в полном объеме посвящена социальной рекламе. Но она раскрывает вопросы субъектного состава, вовлеченного в создание такой рекламы, а также основополагающие аспекты их правового статуса. Поэтому для того, чтобы получить представление о тех целях и задачах, которые преследует в современных условиях социальная реклама, необходимо обращаться к толкованию приведенного понятия и воззрениям, представленным в науке.
Законодательное понятие социальной рекламы вполне конкретно в части определения тех целей, которые она преследует. Так, во-первых, социальная реклама должна обеспечивать достижение благотворительных целей. Во-вторых, социальная реклама направлена на обеспечение достижения и иных общественно полезных целей. В заключение, социальной рекламой преследуется такая цель, как обеспечение интересов государства.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3340.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 12. Ст. 1232.
Указ Президента РФ от 17.05.2023 № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_447320/4c2afe74a86705a566a040b1840ea9f51f455022/ (дата обращения: 03.11.2023).
Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2023 № 1105-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 02.12.2015 N 2471-р». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_446568/c2b8d8810bff86128ecc41afebfa3da1b6524c7f/ (дата обращения: 03.11.2023).
Лапшина О.С., Глушков Н.Д. Понятие и сущность социальной рекламы // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2016. № 1-2. С. 94-98.
Пейсахова Д.Э. Функции социальной рекламы в обществе // Хроноэкономика. 2020. № 4. С. 77-81.
Петошина С.И. Инструменты создания социальной рекламы и средства её распространения // Проблемы развития территории. 2013. Вып. 6. С. 83-89.
Репьев А.Г., Репьева А.М. Безопасность несовершеннолетних: угрозы и приоритеты обеспечения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 1. С. 92-97.
Фомина А.В. Социальная реклама: понятие, особенности, способы оценки // Мировая наука. 2019. № 4. С. 539-541.
Царапкина О.К. Конституционно-правовая защита прав ребенка в Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. 2016. № 4. С. 1-8.
Чуркина П.С. Социальная реклама: состояние, проблемы, направления совершенствования // Вестник науки. 2021. № 3. С. 25-28.