ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ
1.1. Понятие и правовое регулирование системы учреждений и органов, исполняющих наказание
1.2. Цели и задачи системы учреждений и органов, исполняющих наказание
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ
2.1. Место и роль системы учреждений и органов, исполняющих наказание
2.2. Проблемы системы учреждений и органов, исполняющих наказание
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
Актуальность исследования. Уголовно-исполнительная система в России играет очень важную роль. От того, насколько эффективно и качественно будет производиться исполнение уголовного наказания, зависит безопасность общества и государства в целом. Обращаясь к истории становления уголовно-исполнительной системы в России можно проследить, что она существовала практически с самых истоков, только исполнение производилось в других формах, не используемых на сегодняшний день. Функционирование системы исполнения уголовного наказания происходит от государства, оно задает вектор направления и развития, что тоже является важным фактором.
Объектом исследования являются отношения, формирующиеся в результате функционирования системы учреждений и органов, исполняющих наказание.
Предметом исследования работы является регулирование системы учреждений и органов, исполняющих наказание.
Цель исследования – рассмотреть цели, задачи и функции системы учреждений и органов, исполняющих наказания.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику системы органов, исполняющих наказание.
- изучить цели и задачи системы органов, исполняющих наказание.
- определить статус органов, исполняющих наказание.
- определить проблемы функционирования органов, исполняющих наказание.
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ
1.1. Понятие и правовое регулирование системы учреждений и органов, исполняющих наказание
Уголовно-исполнительная система Российской Федерации (далее - УИС) представляет собой сложную государственную структуру, выполняющую важнейшую социальную функцию, связанную с исполнением большинства уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, а также отдельных мер пресечения, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.
От того насколько эффективно УИС выполняет поставленные государством задачи зависит, в конечном счете, развитие нашего общества. Одним из ключевых факторов качественного развития любой государственной системы является эффективная нормативно-правовая база, регулирующая соответствующие правоотношения. Не является исключением и УИС.
В настоящее время деятельность УИС регулируется следующими основными федеральными законами:
Уголовно-исполнительным кодексом РФ (далее - УИК РФ), Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» (далее - Закон об учреждениях и органах), Федеральным законом от 15 июля1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон о содержании под стражей), а также Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"» (далее - Закон о службе в УИС) [1].
Проведенный анализ выше названных законов позволяет с высокой долей вероятности утверждать, что в современных условиях развития общественных отношений вместо ныне действующего Закона об учреждениях и органах назрела необходимость принятия нового федерального закона «Об уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» (далее - Закон об УИС). В научной среде идея принятия рассматриваемого закона не нова, относительно недавно подобное предложение высказывали В. А. Уткин и С. И. Кузьмин.
В случае принятия Закона об УИС одновременно потребуется внесение изменений в УИК РФ, Закон о содержании под стражей, Закон о службе в УИС и ряд иных нормативных правовых актов.
Полагаем, что необходимость принятия Закона об УИС обосновывается следующим.
Во-первых, предметы правового регулирования Закона об учреждениях и органах, УИК РФ, Закона о содержании под стражей и Закона о службе в УИС по большей части не совпадают. УИК РФ направлен на регулирование порядка и условий исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, Закон об учреждениях и органах - должен определять порядок деятельности всех учреждений и органов, составляющих единую уголовно-исполнительную систему, Закон о содержании под стражей регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, Закон о службе в УИС регулирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в УИС, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника УИС.