ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы организации инновационной деятельности
1.1 Понятие инноваций и инновационной деятельности
1.2 Организационные формы инновационной деятельности
2 Анализ современного состояния инновационной деятельности в Российской Федерации
2.1 Государственное регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации
2.2 Анализ показателей инновационной деятельности в Российской Федерации
3 Основные направления совершенствования регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Мировая тенденция перестройки структуры экономики в сторону «экономики знаний» обуславливает формирование и развитие в Российской Федерации инновационной стратегии развития. Данная стратегия смещает акцент с сырьевых отраслей в доли ВВП на рынки интеллектуальных и высокотехнологичных услуг. Основу специализации России на мировом рынке все еще составляет экспорт энергоресурсов (нефть и газ), поэтому требуется увеличения роли регулирования инновационной деятельности. Современные технологии в скором времени приведут к снижению цен и мирового спроса на основные товары российского сырьевого экспорта, вследствие чего будет сокращаться доходная часть бюджета, а также снижаться значимость России в мировом разделении труда. В данных условиях возникает необходимость формирования эффективной инновационной системы на основе анализа инновационной активности и определения места в сложившемся развитии экономик других стран.
В первую очередь, необходимость государственного регулирования инновационной деятельностью обусловлена их значением для экономики и общества в целом, которое непрерывно возрастает. Государство обязано регулировать инновационные процессы, так как в настоящее время именно они определяют перспективы ее развития. Именно поэтому тема курсовой работы является актуальной и важной. Инновационная деятельность в любой сфере характеризуется сложностью, значительными затратами финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов и высоким риском. Для инициации инноваций может быть недостаточно наличия исключительно внутренних потенциала и стимулов, решающей движущей силой в этих процессах могут стать внешние стимулы, в частности государственная поддержка.
Цель курсовой работы заключается изучении инновационной деятельности в Российской Федерации.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1) Рассмотреть понятие инновационной деятельности;
2) Определить организационные формы инновационной деятельности;
3) Проанализировать систему государственного регулирования инновационной деятельности;
4) Проанализировать текущее состояние инновационной деятельности в Российской Федерации;
5) Определить основные направления совершенствования инновационной деятельности в Российской Федерации.
Объектом исследования является инновационная деятельность.
Предмет исследования – государственная политика в области инновационной деятельности.
Информационная база курсовой работы включает нормативно-правовые акты, статистические материалы, учебная литература, посвященная инновациям и инновационной деятельности, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников и приложений. Содержание работы изложено на 38 страницах машинописного текста, включает 2 рисунка, 10 таблиц, список использованных источников состоит из 19 наименований.
1 Теоретические основы организации инновационной деятельности
1.1 Понятие инноваций и инновационной деятельности
Инновации сегодня необходимы любой сфере: в бизнесе, в государственном управлении и в социальной сфере. От их успешного внедрения зависит успех и стабильность организаций и институтов в условиях современного рынка.
Своевременным внедрением инноваций можно:
- решить проблемы с ассортиментом (запустить новый продукт или значительно усовершенствовать существующие);
- оптимизировать затраты на производство, используя инновационные материалы или технологии, а также системы автоматизации производства;
- улучшить систему управления производством и сбытом за счет внедрения информационных продуктов, программного обеспечения, методов управления персоналом, маркетинговых решений.
Перед началом внедрения необходимо провести анализ, то есть адекватно оценить необходимость нововведений для компании, составить планы и алгоритмы работы, спрогнозировать результат. Решая вопрос о внедрении инноваций в конкретной организации, не нужно руководствоваться исключительно кратковременными веяниями рынка. Любые инновации связаны с расходами, поэтому важно понимать, окупятся ли они и какую выгоду принесут в будущем. Чтобы определиться с необходимыми инновационными преобразованиями, очень важно провести предварительный анализ деятельности предприятия, финансовых показателей, динамики спроса. При формировании механизма внедрения инноваций стоит придерживаться следующих принципов [8]:
«1) принципа системности: элементы механизма, формируя систему внедрения инноваций, должны быть объединены системными свойствами, обеспечивающими синергетический эффект от их взаимодействия;
2) принципа достаточного разнообразия: формирующие механизм функциональные подсистемы должны соответствовать функциям данного механизма;
3) принципа адаптивности: формируемый механизм должен быть достаточно гибким, настраиваемым в соответствии с динамикой требований к структуре и функциям механизма;
4) принципа экономической эффективности: функционирование механизма должно быть экономически оправданным, исходя из критериев экономической эффективности, принятых в корпорации».
Сами термины «инновация» и «инновационная деятельность» достаточно близки, однако не однозначны. В общем определении инновационной деятельностью называется процесс создания инноваций. Это непосредственно создание, освоение и распространение инноваций. Под инновационным процессом подразумевается последовательная цепь событий, в ходе которых инновация проходит путь от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества. Для этого необходима система управления инновациями.
1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». // СЗ РФ – 2008 – № 47
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020г. « Инновационная Россия – 2020». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http:// www.economy.gov.ru
3. «Инновации в России» – государственный портал – URL: http://innovation.gov.ru/ru
4. «Инновационное развитие экономики» - журнал, URL: http://www.ineconomic.ru/
5. Арутюнова Д.В. Инновационный менеджмент Учебное пособие [Электронный ресурс]. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. Режим доступа: http://bizlog.ru/lib/b6/4_1.htm
6. Баранчеев, Владислав Петрович. Управление инновациями : учебник / Баранчеев В. П., Масленникова Н. П., Мишин В. М. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2012. - (Бакалавр). - 711 с.
7. Глобальный инновационный индекс: [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=GII-Home
8. Дулепин Ю.А. Стратегии трансфера инноваций в инновационных системах [Текст] Ю.А. Дулепин, Н.В. Казакова / Инновационный Вестник Регион. 2010 № 4.С. 54-59.
9. Илышева, Н.Н. Учет, анализ и стратегическое управление инновационной деятельностью. [Электронный ресурс] / Н.Н. Илышева, С.И. Крылов. – Электрон. дан. – М. : Финансы и статистика, 2014. – 216 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/515 33.
10. Инновационная политика: Учебник / Л.П. Гончаренко, Ю.А. Арутюнов. – М.: КНОРУС, 2011. – 350 с.
11. Кузьмина Е.О. О правовом регулировании инновационной деятельности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. – № 5 (11). – Тамбов. – С. 81-84.
12. Мухамедьяров А. М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. [Электронный ресурс] Мухамедьяров А. М. Издательство. Инфра-М, 2-е издание, 2008. Режим доступа: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9C/muhamedjyarov-a-m/innovacionnij-menedzhment-uchebnoe-posobie
13. Национальный доклад «Инновационное развитие – основа модернизации экономики России». [Электронный ресурс] Российских союз молодых ученых. Режим доступа: http://rosmu.ru/activity/events/453.html
14. Сергеенков Д., Пономарева Г. Т. Внедрение инноваций в организации: начальный этап [Электронный ресурс] Молодой ученый. – 2017. – №7. – С. 278-280. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/141/39832/ (дата обращения: 25.07.2018).
15. Фатхутдинов, Раис Ахметович. Инновационный менеджмент : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим и техническим специальностям / Фатхутдинов Р. А. - 6-е изд. - Санкт-Петербург [и др. ]: Питер, 2014. - (Стандарт третьего поколения). - 442 с.
16. Федеральная служба государственной статистики. Наука и инновации [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#
17. Федотова А.Ю., Ханина А.В., Шевченко И.К. Инновационный и проектный менеджмент. Учебное пособие [Электронный ресурс] Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m1518/3_1.htm
18. Хотяшева, О. М. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] : О. М. Хотяшева, М. А. Слесарев. – 3-е изд. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 326 с.
19. Хусаинов, М.К. Организация и финансирование инновационной деятельности: учебное пособие. [Электронный ресурс] / М.К. Хусаинов, О.Н. Владимирова, А.Т. Петрова, И.А. Астраханцева. – М. : Финансы и статистика, 2016. – 264 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/912 05.