ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты формирования системы управления качеством образования
1.1 Управление качеством образования как педагогическая проблема
1.2 Понятие качества образования
1.3 Внутришкольный контроль как механизм управления качеством образования
2. Анализ системы и разработка стратегии управления БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
2.1 Структура БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» и основы подсистемы управления
2.2 Матрица PEST-анализа БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
2.3 Матрица SWOT-анализа БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
2.4 Разработка стратегии управления БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством нашей страны. Право на образование является одним из неотъемлемых прав каждого гражданина России, о чем свидетельствует Основной закон страны. [8] Это право закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации и предусматривает следующее:
1. Каждый человек имеет право на образование.
2. Гарантированная общая доступность и бесплатное дошкольное, базовое общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных учебных заведениях и предприятиях.
3. Каждый имеет право на конкурсной основе получать бесплатное высшее образование в государственном или муниципальном учебном заведении и на предприятии.
4. Требуется базовое общее образование. Родители или лица, заменяющие их, обеспечивают детям базовое общее образование.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Существующие проблемы, связанные с образованием, вызваны рядом противоречий, связанных с изменением концепции социального развития[15].
Главная задача развития образования сегодня - обеспечить ее качество. В современном обществе проблема качества образования стала более острой. Основное влияние на эту проблему имеет много факторов. К ним относятся растущая интеллектуализация производства, расширение рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий. Рассмотрим более подробно концепцию «качества образования». В школе 21-го века, в первую очередь, это предполагает установление взаимосвязи между целью и конкретным полученным (ожидаемым) результатом. [20] Этот фактор отражается в совокупности характеристик, отражающих уровень достигнутых результатов.
Если мы рассмотрим концепцию «качества образования» в отношении конкретно к учебному заведению, эта концепция в первую очередь связана с конкурентоспособностью рассматриваемого учреждения на рынке образовательных услуг. В то же время понятие «качество образования» можно охарактеризовать как набор потребительских свойств образовательных услуг, которые отвечают внутренним потребностям развития личности ученика.
Таким образом, необходимость управления качеством образовательных услуг становится все более осознанной, актуальной и востребованной в современной системе образования. Управление качеством образования в школе - это процесс проектирования. Этот процесс, несомненно, связан с качеством или низким качеством управления учебным заведением[8].
Управление качеством образовательных услуг включает:
- определение целей образования и определение путей их достижения;
- организация учебного процесса и мотивация его участников к качественной работе;
- контроль как процесс выявления отклонений от целей и мониторинга - систем отслеживания изменений в развитии; регулирования и анализа результатов.
Усилия преподавательского состава направлены на повышение качества образовательного процесса.[10] Однако есть противоречие: такие усилия во многих случаях не приводят к ожидаемым результатам, а качество образования остается низким. Чтобы решить эту проблему, нам нужны не только компетентные и квалифицированные преподаватели, но и хорошо построенная система управления, в этом случае, которую возглавляет администрация школы.
На сегодняшний день существуют различные способы улучшения управления качеством образования в учебном заведении. Они включают:
- аккредитация учебного заведения;
- школьная система оценки качества образования;
- мониторинг образовательного процесса;
- контроль внутри школы;
- регулярное проведение педагогических советов, встреч, совещаний методических объединений учителей и т. д.[15]
Актуальность проблемы мониторинга и управления качеством образования подтверждается рядом международных и внутренних документов, в том числе принятых в соответствии с Болонской конвенцией. [9] Эти документы включают: «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», «О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации», «Система управления качеством», «Всемирная декларация о высшем образовании в XXI веке: подходы и практические меры» и т. д.
В современных условиях конкуренции на рынке интеллектуального труда возрастает роль образования в обществе, чем обосновывается повышение требований к его качеству[22].
Цель данной работы: создание системы внутришкольного контроля, как одного из направлений повышения эффективности менеджмента в сфере образования.
Объект исследования: менеджмент в сфере образования.
Предмет исследования: система внутришкольного контроля, как одно из направлений повышения эффективности менеджмента в сфере образования.
Гипотеза исследования: управление качеством образовательного процесса в образовательном учреждении будет эффективным при создании четкой системы менеджмента в сфере образования.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты менеджмента в сфере образования;
2. Рассмотреть нормативно-правовое регулирование образования;
3. Проанализировать систему управления БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»;
4. Выявить проблемы и разработать стратегию на основе результатов STEP, SWOT-анализа и других полученных данных;
5. Составить план мероприятий по реализации стратегии в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»;
6. Приобрести первичные навыки практического применения основных методов стратегического менеджмента в сфере образования.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Управление качеством образования как педагогическая проблема
За последние годы в системе образования нашей страны произошли кардинальные изменения. Самыми значимыми из них являются такие изменения, как отход от традиционного единообразия, дифференциация образовательной сети, создание новых типов учебных заведений (лицеев, гимназий, колледжей и др.), заметно повысилась творческая активность учительства, введена квалификационная сетка категорий учителей, где учитываются результативность, эффективность, оптимальность педагогического труда, профессиональная компетентность, педагогическое мастерство, педагогическое творчество [3].
1. Айдаров Т.А. Менеджмент, электр. учеб, ЮКГУ им М. Ауезова, 2014.
2. Баронов В.В.и др. Автоматизация управления предприятием. М.: ИНФРА-М, 2000. - 380 с.
3. Вагина Л.И. Планирование средней общеобразовательной школы / Л.И. Вагина. - М.: Педагогический поиск, 2007. - 250 с.
4. Гребенкина Л.К. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы / Л.К. Гребенкина, Н.С. Анциперова. - М.: Педагогический поиск, 2006. - 220 с.
5. Ельников Г.В. Научные основы управления / Г.В. Ельников. - Харьков: Научные знания, 2005. - 120 с.
6. Жукова А.И. Система внутришкольного контроля / Жукова А.И. // Завуч. - 2004. - № 4. – с. 116-144.
7. Информационные технологии в бизнесе / под ред. М. Желены. Спб.: Питер, 2002.- 320 с.
8. Конституция Российской Федерации [Текст]: официальное издание.- М.: Юридическая литература, 2008.
9. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Учеб. -метод.пособие для вузов. – М.: Литературное агентство «Университетская книга»,2007. – 136 с.
10. Международный стандарт ИСО 9000:2000. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь.
11. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие/Под ред. А.П.Егоршина. – Н. Новгород: НИМБ, 2008. – 624 с.
12. Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть. - М/ Сентябрь, 2001.
13. Никишина И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении. - Волгоград: Учитель, 2007. – 127 с.
14. Новиков В.Б. К новому содержанию общего образования - М.: Центр "Школьная книга", 2008.
15. Обновление содержания образования. Проблемы и перспективы/ - М.: Центр "Школьная книга", 2008.
16. Полонский В.М. Словарь терминов и понятий по законодательству РФ об образовании. М., 2008.
17. Панферова Н.Н. Управление в системе образования. – Ростов н./Д: Феникс., 2010. – 248 с.
18. Портнов М.П. Азбука школьного управления / М.П. Портнов, - М.: Педагогический поиск, 2006. - 167 с.
19. Психолого-педагогический словарь. /Под. ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов-на-Дону, 2008. – с. 196-197
20. Сайт департамента образования города Омска [Электронный ресурс]. – omsk.edu.ru
21. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления /М.А. Чернышев и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 508 с.
22. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем: учебник для вузов/под ред. Ю.Ф. Тельнгова. М.: Финансы и статистика, 2010. - 450 с.
23. Третьяков П.И. Шамова Т.И. Управление качеством образования- основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы.//Завуч, №7, 2002. – 69 с.
24. Федеральный закон РФ «Об образовании», № 3266-1 от 29.12.2012 г. с изменениями 2018 г.
25. Формирование региональной системы оценки качества образования в городе Москве// Курнешова Л.Е. - М.: Московский центр качества образования, 2007. – 29 с.
26. Черникова Т.В. Качество управления образовательным учреждением: Теория. Методика. Технологии работы руководителя профильной школы: Методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2005. - 120 с.
27. Шайдурова Л.С. Внутришкольный мониторинг - инструмент управления качеством образования. // Завуч. - 1998, - № 6. - С. 36-47.
28. Шамова Т.И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Т.И. Шамова. - М.: Педагогический поиск, 2006. - 298 с.
29. Шишов С.Е.,. Кальней В.А.. Мониторинг качества образования в школе. - М.,2009. – 78 с.
30. Шишов С.Е. Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе М.2009. – 175 с.
31. Школа будущего (управленческий аспект) - М.: МИОО, 2006.