Введение
1. Биография и общие сведения об Анри Файоле
1.1 Краткая биография Файоля
1.2 Файоль – основоположник административной школы
2. Основные положения административной (классической) школы управления и ее вклад в теорию менеджмента
2.1 Административная (классическая) школа управления (1920 - 1950)
2.2 Значение теории управления Файоля и ее роль в современном менеджменте
Заключение
Список использованных источников
Анри Файоль (1841-1925), считается «отцом научного менеджмента». Объектом его интересов стала организация в целом, а не отдельные стороны ее деятельности, и кроме того, он изучал и описывал управленческую деятельность как таковую, чем до него не занимался никто. В отличие, например, от Тейлора Файоль доказывал, что административные функции существуют на любом уровне, и в известной мере их выполняют даже рабочие.
Теория административного управления Анри Файоля стала одной из первых научных концепций, которая обратилась к проблеме управления в современном понимании этого слова. Благодаря французскому исследователю, акцент с частных управленческих вопросов был перенесен на организацию в целом. Личность руководителя и его функциональная нагрузка как главного субъекта в любой организации была вынесена на первое место. Теоретические наработки Анри Файоля составляют базисную основу множества современных концепций менеджмента, хотя и в несколько измененном виде, а также по сей день используются на практике, в процессе реализации управленческой деятельности.
В связи с этим актуальность изучения теории административного управления не только не убывает, но и возрастает. Основные положения Анри Файоля до сих пор представляют теоретический интерес для всех управленцев, а также несут в себе потенциал дальнейшего развития в форме новых эффективных концепций менеджмента.
Для обоснования классического (административного) направления у Анри Файоля существовали определенные предпосылки в виде осмысления огромного личного опыта. С 1888 г. в течение 40 лет он управлял крупной горнодобывающей компанией «Коломбо», которую возглавил, когда та была близкой к финансовому краху, а покинул процветающей, занимающей ведущие позиции в мире.
Свои взгляды на проблемы управления Файоль изложил в книге «Общая промышленная администрация» (1916 г.) а, выйдя в отставку, возглавил Центр административных исследований.
Функционирование любой организации он сводил к следующим основным видам деятельности:
- технической, то есть осуществлению производственного процесса;
- коммерческой, заключающейся в закупке всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыте готовой продукции;
- финансовой, связанной с привлечением, сохранением и эффективным использованием денежных средств;
- бухгалтерской, заключающейся в проведении статистических наблюдений, инвентаризаций, составлении балансов и т.п.;
- административной, призванной оказывать воздействие на работников; функции защиты жизни, личности и собственности людей.
Актуальность темы в том, что Файоля называют отцом современной теории менеджмента за то, что он был первым, кто поднялся над уровнем заводского цеха, обобщил принципы и искусство управления администрации в целом. Кроме того, его считают самым выдающимся европейцем, внесшим свой вклад в основание «классической » школы менеджмента.
Цель курсовой работы – рассмотреть вклад Файоля в теорию менеджмента.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Дать краткую биографию Файоля;
2. Рассмотреть Файоля как основоположника административной школы;
3. Изучить основные положения административной (классической) школы управления (1920-1950);
4. Показать значение теории Файоля в современном менеджменте.
Методы исследования: анализ, описание, сравнение.
Теоретическую основу исследования составили труды российских и иностранных ученых, посвященные вопросам вклада Файоля в теорию менеджмента.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
1. Биография и общие сведения об Анри Файоле
1.1 Краткая биография Файоля
Файоль появился на свет 29 июля 1841 года в одном из пригородов Стамбула, столицы Османской империи (Istanbul, Ottoman Empire), где его отец, тоже инженер, возглавлял строительство первого Галатского моста (Galata Bridge) через бухту Золотой Рог (Golden Horn). В 1847 году семья вернулась во Францию (France), а в 1860 Анри окончил горную школу École Nationale Supérieure des Mines в Сент-Этьене (Saint-Étienne).
Девятнадцатилетний инженер начал свою карьеру в горнодобывающей компании «Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville» в коммуне Коммантри (Commentry) в самом сердце страны.
К 1900 году компания, где вот уже сорок лет работал Файоль, считалась одним из крупнейших производителей стали и чугуна во Франции, жизненно важным для процветания всей отрасли. В 1888 Файоль стал управляющим директором компании, в которой трудилось 10 000 человек, и которая находилась тогда в бедственном положении, и занимал эту должность на протяжении тридцати лет – до 1918 года, пока в возрасте 77 лет не вышел в отставку. Он скончался в Париже (Paris) 19 ноября 1925 года.
Отличный горный инженер, он разработал способы борьбы с пожарами, которые уничтожали запасы его угольных шахт. Хороший геолог, он выдвинул теорию о том, как происходит процесс превращения древесины в углерод в озерах. Эта геологическая теория известна как «дельта Гилберта» в честь американского геолога Гроува Карла Гилберат (Grove Karl Gilbert), который изложил свою теорию в 1885 году – в то время как Файоль представил свою теорию во французской Академии наук (Academy of Sciences) уже в 1881 году, с опытами и комментариями.
1. Барнард Ч. Функции руководителя. Власть, стимулы и ценности в организации. Издательство: Социум, ИРИСЭН, 2012. – 336 с.
2. Быков И.К. Организация управления в США. М., 1966. – 220 с.
3. Вергилес Э.В. Анализ принципов управления Анри Файоля / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. – М., 2001. – 28 с.
4. Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. – 150 c.
5. Гусева Е.П. Менеджмент: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 416 с.
6. Интернет-портал Российской газеты. http://www.rg.ru/.
7. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2015.
8. Коротков Э.М. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, Э.М. Коротков; Под ред. И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. – 272 c.
9. Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури Основы менеджмента = Management – 3-е изд. – М.: «Вильямс», 2007. – С. 672.
10. Маршев В.И. История управленческой мысли. М.: 2015. – 731 с.
11. Михалева Е.П Менеджмент: Конспект лекций. – 2-е изд.- М.: Юрайт, 2011. – 191 с.
12. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 330 с.
13. Питер Друкер Практика менеджмента = The Practice of Management – М.: «Вильямс», 2007. – С. 400.
14. Репина, Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина, М.А. Чернышев, Т.Ю. Анопченко. – М.: НИЦ ИНФРА-М, Академцентр, 2013. – 240 c.
15. Файоль А. Общее и промышленное управление / А. Файоль. – М.: 2001. – 346 с.
16. Файоль А., Эмерсон Г., Форд Г. Управление – это наука и искусство. Антология. Букинистическое издание. Издательство: Республика, 1992. – 352 с.