1. ФОРМИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ
Под себестоимостью продукции, работ, услуг обычно понимают расходы, приходящиеся на единицу выполненной работы. Данные управленческой отчетности о расходах «7 у – отчетная» и «7 у – предприятие» позволяют определить показатели себестоимости перевозок в целом по ОАО «РЖД», по территориальным филиалам, а также себестоимости работ и услуг, оказываемых функциональными филиалами и структурными подразделениями.
На основании показателей себестоимости рассчитывают и выполняют:
- цены на разные виды услуг;
- бюджет затрат и контролируют соблюдение бюджетов по видам деятельности;
- сравнение показателей разных предприятий и совершенствования бизнес-процессов на этой основе;
- формируют информационную базу для принятия решений об аутсорсинге и других задач.
Себестоимость продукции, работ, услуг определяется уровнем использования производственных ресурсов:
– производительностью труда;
– фондоемкостью;
– материалоемкостью;
– энергоемкостью.
В качестве измерителя транспортной работы принимают грузооборот (тонно-километры) и пассажирооборот (пассажиро-километры) и их сумма – приведенные тонно-километры.
На железных дорогах традиционно определяется себестоимость 10 приведенных тонно-километров, а также 10 тонно-километров в целом и по видам тяги, 10 пассажиро-километров в целом, по видам тяги и видам сообщений.
В настоящее время возможности определения показателей себестоимости на основе управленческой отчетности расширяются, можно определить показатели себестоимости по видам деятельности и по элементарным видам работ.
Себестоимость перевозок на железных дорогах зависит от множества факторов. Поскольку все установить невозможно, выделим только важнейшие группы.
Себестоимость перевозок на каждой железной дороге – территориальном филиале ОАО «РЖД» – зависит от целого ряда внешних причин и в первую очередь от географических и макроэкономических факторов.
К ним можно отнести географическое положение дороги, климатические условия, рельеф местности, профиль пути, развитие производительных сил в районе тяготения дороги.
Существенное влияние на себестоимость перевозок оказывают объемы перевозок и грузооборота. Дороги с высокой грузонапряженностью имеют лучшие показатели себестоимости перевозок. Заметное влияние на удельные расходы оказывает структура перевозок по видам сообщений, а также неравномерность перевозок по направлениям и во времени. На дорогах с выраженным транзитным характером перевозок себестоимость ниже, чем на дорогах с большим объемом начально-конечных операций.
Неравномерность перевозок заставляет железные дороги иметь пропускные способности и парки подвижного состава, рассчитанные на максимальные размеры движения.
На уровень себестоимости перевозок оказывает влияние техническое оснащение дорог: количество главных путей, типы верхнего строения пути, доля электрифицированных линий, средства СЦБ и связи, физический и моральный износ технических средств.
Показатели себестоимости зависят и от технологических факторов и качества эксплуатационной работы: типов графиков движения поездов и местной работы, качественных показателей использования подвижного состава, уровня маршрутизации поездов, средств механизации и автоматизации производственных процессов.
Показатели себестоимости перевозок по железным дорогам различаются более, чем в 10 раз. Так, например, наименьшая себестоимость десяти приведенных тонно-километров имеется на Западно - Сибирской железной дороге, а наибольшая – на Сахалинской железной дороге.
В процессе работы железных дорог возникает необходимость определить не только плановые величины и подвести итоги хозяйственной деятельности, но и определить расходы на перевозки грузов и пассажиров в разных условиях. Например, для решения целого ряда задач необходимы показатели себестоимости по родам грузов, по категориям поездов, отдельным участкам и направлениям.
Учеными железнодорожного транспорта разработаны несколько методов расчета себестоимости перевозок и пассажиров в конкретных условиях: метод непосредственного расчета, метод единичных расходных ставок, метод удельных весов расходов, упрощенные методы расчета.
Наиболее распространенным методом для расчетов себестоимости перевозок в конкретных условиях является метод расходных ставок.
2. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Таблица 1. Исходные данные для определения расходов по статье 3101 «Работа электровозов в грузовом движении
Показатели Ед.
изм. Вариант
7
Тонно-километры брутто, млн. млн. 61000
Линейный пробег локомотивов тыс. км 16950
Общий пробег локомотивов тыс. км 17100
Месячная норма выработки локомотивных бригад, км 5980
Минимальный размер оплаты труда руб. 5710
Тарифный коэффициент машиниста 10 разряда - 3,43
Тарифный коэффициент помощника машиниста 7 разряда - 2,6
Норма расхода электроэнергии на 10000тонно-километров брутто квт-час 105
Цена квт-часа электроэнергии руб. 1,34
Норма расхода смазочных материалов на 1000 локомотиво-км руб. 800
Таблица 2. Исходные данные для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов по статьям специфических прямых производственных расходов, тыс. руб.
Показатели Варианты
7
1 2
Специфические (прямые производственные) расходы
Ст. 2302. Техническое обслуживание устройств автоблокировки, всего 19300
в т. ч. оплата труда 14100
Ст. 2304. Техническое обслуживание электрической централизации стрелок и светофоров, всего 25010
в т. ч. оплата труда 16100
Ст. 2305. Техническое обслуживание систем автоматического контроля подвижного состава на ходу поезда, всего 19530
в т. ч. оплата труда 13200
Ст. 2306. Техническое обслуживание приборов ж.-д. автоматики и телемеханики, всего 1587
в т.ч. оплата труда 876
Ст. 2307. Техническое обслуживание устройств полуавтоблокировки, всего 9860
в т.ч. оплата труда 7500
Ст. 2308. Техническое обслуживание прочих средств автоматики и телемеханики, всего 19250
1 2
в т.ч. оплата труда 12890
Ст. 2319. Амортизация средств железнодорожной автоматики, устройств сигнализации, централизации, блокировки, всего 1256
Ст. 2312. Капитальный ремонт устройств автоблокировки, всего 670
в т.ч. оплата труда 157
Ст. 2314 Капитальный ремонт устройств электрической централизации стрелок и светофоров, всего 14300
в т.ч. оплата труда 280
Ст. 2315. Капитальный ремонт систем автоматического контроля подвижного состава на ходу поезда, всего 23140
в т.ч. оплата труда 16050
Ст. 2318. Капитальный ремонт прочих средств железнодорожной автоматики и телемеханики, всего 2380
в т.ч. оплата труда 1360
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы
Общепроизводственные расходы, распределяемые по статьям специфических расходов пропорционально фонду оплаты труда 3520
Общепроизводственные расходы, распределяемые по статьям специфических расходов пропорционально общей сумме затрат 2320
Общехозяйственные расходы, распределяемые по статьям специфических расходов пропорционально фонду оплаты труда 3150
Общехозяйственные расходы, распределяемые по статьям специфических расходов пропорционально общей сумме затрат 3400
Общехозяйственные расходы по содержанию аппарата управления, распределяемые пропорционально фонду оплаты труда 2980
Таблица 3. Расходные ставки, руб.
Статьи затрат Вариант
7
ГРУЗОВОЕ ДВИЖЕНИЕ
Вагоно-километр грузового вагона парка ОАО «РЖД» 0,60
Вагоно-километр грузового вагона парков других собственников» 0,06
Вагоно-час грузового вагона рабочего парка 11,03
Вагоно-час универсального вагона 9,29
Электровозо-километр 7,34
Тепловозо-километр 30,53
Локомотиво-километр в среднем 14,41
Электровозо-час 675,92
Тепловозо-час 840,69
Локомотиво-час в среднем 738,06
Бригадо-час электровозной бригады 748,88
Бригадо-час тепловозной бригады 1007,78
Бригадо-час в среднем 869,53
1000 ткм брутто 18,30
Грузовая отправка 379,57
Локомотиво-час маневровой работы 1355,25
Отправленный грузовой вагон 120,85
Киловатт-час электроэнергии 2,45
Килограмм условного топлива 12,00
Таблица 3. Показатели использования подвижного состава для расчета себестоимости грузовых перевозок при электрической тяге
Показатель Вариант
7
Динамическая нагрузка груженого вагона 40,5
Коэффициент порожнего пробега вагонов к груженому, доли 0,55
Среднесуточный пробег вагона, км/сутки 263
Масса тары вагона, т 23,0
Масса поезда брутто, т 3810
Коэффициент вспомогательного пробега к пробегу во главе поездов 0,17
Коэффициент вспомогательного линейного пробега к пробегу по главе поездов 0,15
Участковая скорость, км/час 38,4
Среднесуточный пробег локомотива, км/сутки 505
Коэффициент дополнительного времени работы локомотивных бригад 0,36
Норма расхода электроэнергии на 104 ткм брутто, квт час 108
Норма маневровых локомотиво-часов на 1000 вагонокилометров 0,28
Средняя дальность перевозки, км 560
Масса локомотива, т 184
Состав поезда, вагоны 56
Расход электроэнергии на 1 час простоя электровоза, квт час 125
Норма расхода электроэнергии на 1 локомотивокилометр одиночного следования, квт час 6
Средний простой вагона на технической станции, час 3,9
Вагонное плечо, км 165
Коэффициент одиночного пробега локомотивов к пробегу во главе поездов 0,10
Доля отправления в перевозках 0,4
Отношение условно-постоянных расходов к зависящим 1,05
Состав порожнего поезда, вагоны 62
Таблица 4. Показатели использования подвижного состава для расчета себестоимости грузовых перевозок при тепловозной тяге
Показатель Вариант
7
Динамическая нагрузка груженого вагона 40,5
Коэффициент порожнего пробега вагонов к груженому, доли 0,55
Среднесуточный пробег вагона, км/сутки 263
Масса тары вагона, т 23,0
Масса поезда брутто, т 3810
Коэффициент вспомогательного пробега к пробегу во главе поездов 0,23
Коэффициент вспомогательного линейного пробега к пробегу по главе поездов 0,205
Участковая скорость, км/час 36,0
Среднесуточный пробег локомотива, км/сутки 408
Коэффициент дополнительного времени работы локомотивных бригад 0,42
Норма расхода электроэнергии на 104 ткм брутто, квт час 52
Норма маневровых локомотиво-часов на 1000 вагоно-километров 0,28
Средняя дальность перевозки, км 560
Масса локомотива, т 258
Таблица 5. Данные для расчёта себестоимости перевозок груза
Показатель Варианты
1
Род груза Руда
Статическая нагрузка вагона, тонны 62
Тип вагона Полувагон
гон
Средняя дальность перевозки, км 1200
Масса поезда брутто, тонны 4000
Масса тары вагона, тонны 23