Введение
1. Свобода педагога как признание личности источником собственного развития
2. Личностно-профессиональная ответственность педагога
3. Морально-профессиональная ответственность педагога
4. Критерии ответственности в деятельности педагога
Заключение
Список литературы
Личность учителя является стержневым фактором труда учителя, определяющим его профессиональную позицию в педагогической деятельности и педагогическом общении.
Современные исследователи активно обсуждают вопрос, что должен представлять собой учитель как личность, чтобы «вести за собой» ребенка, способствовать его интеллектуальному и личностному развитию. Личность определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактором труда учителя.
Человеческое общество, развиваясь, периодически обращается к идеям гуманизма, уточняя и конкретизируя смысл этих идей применительно к определенному этапу своего существования. Гуманистический идеал личности, способной к позитивному самовыражению, стремится к совершенствованию личной и общественной жизни, современной педагогической действительности, выдвигающей на первый план идею самоценности человека, необходимости полноценного проживания им различных возрастных периодов своей жизни, осознания каждого конкретного человека как свободного творческого существа. Свобода в профессиональной деятельности педагога определяется не только в создании условий для развития заложенных сил самопроявления и самораскрытия, но и признания личности источником собственного развития. В связи с этим, одним из центральных идей является глубоко гуманистическое положение о необходимости предоставления возможности человеку самостоятельно формировать свою нравственность, двигаясь по пути отыскания гармонии между целями своей жизни, современной культуры, что сообразно его индивидуальности.
Цель работы – проанализировать свободу и ответственность в деятельности педагога.
Задачи:
1. Рассмотреть свободу педагога как признание личности источником собственного развития.
2. Изучить личностно-профессиональную и морально-профессиональную ответственность педагога.
3. Рассмотреть критерии ответственности в деятельности педагога
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Андриади И.П. Профессиональные нормы и профессиональная ответственность педагога // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 4. – С. 46-48.
3. Бех И. Д Психологические источники воспитательного мастерства: учеб. пособие. – К.: Академизат, 2009. – 248 с.
4. Вознюк Н. М. Этико-педагогические основы формирования личности: учеб. пособие. – К.: Центр учебной литературы, 2005. – 196 с.
5. Волкова Т.К. Личностно-профессиональная ответственность педагога – ресурс развития образования // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 7. – С. 73-75.
6. Панова Н.В. Влияние личностного развития педагога на профессиональное благополучие // Академия педагогического поиска: учитель-ученик: сб. научных статей/под общей ред. С.В. Алексеева, А.Н. Бакушиной – Вып.1. – СПб.: СПб АППО, 2011. – Ч.1. – С. 99-106.
7. Панова Н.В. Оптимальность функционирования педагога в профессиональной деятельности // В сборнике: Психодидактика высшего и среднего образования материалы десятой юбилейной международной научно-практической конференции: в 2 частях / А.Н. Крутский, О.С. Косихи. – Барнаул, 2014. – С. 29-33.
8. Петров И.Г. Смысл как рефлективное отношение человеческого быта // Мир психологии. – 2001. – № 2
9. Попова И.М., Мосин В.Б. Сознание и трудовая деятельность. – Киев; Одесса, 1985. – 175 с.
10. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: СПбГУ, 1997. – С.19-23.
11. Энциклопедия образования / Акад. пед. наук Украины; гл. ред. В.Г. Кремень. – К.: Юринком Интер, 2008. – 1040 с.