ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Научно-методическая основа социальной реабилитации несовершеннолетних
1.2. Социальная реабилитация несовершеннолетних
1.3. Принципы социальной реабилитации несовершеннолетних
1.4. Социальные технологии работы с несовершеннолетними
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1. Гарантии предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей
2.2. Права несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей на образование
2.3. Права несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей на трудоустройство
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
К концу XX века, в связи с переходом на иной социально-экономический и политический строй и различными демографическими процессами, резко возросло количество несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим, аналогично, увеличилось количество учреждений для детей – детских домов, домов ребенка, школ-интернатов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Именно в детстве ребенок получает основные качества характера, принципы, моральные установки, благодаря которым будет успешно интегрироваться в общество. Дети, воспитывавшиеся в специализированных учреждения, указанных выше, имеют ряд проблем различного характера- социального, биологического, психологического, связаны они с тем, что дети не чувствуют в достаточной мере любовь и внимание со стороны воспитателей по социальной работе: ребенку необходим наставник, который всегда поможет в трудной жизненной ситуации и даст совет. Именно поэтому такие несовершеннолетние имеют высокий шанс попасть в «группу риска».
Таким образом, для решения проблемы духовной помощи несовершеннолетним, оставшемся без попечения родителей необходимо объединить усилия педагогов, психологов и социальных работников, благодаря которым создать индивидуальную программу воспитания для каждого ребенка, который в силу жизненных обстоятельств, не имеет родительского попечения.
Необходимо, в связи с этим проанализировать и внести поправки в законодательную базу различных уровней, тем самым обеспечить нормативную защиту данной категории детей.
Объектом исследования выступают общественные отношения по поводу социального обеспечения несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей
Предмет исследования - нормативно-правовые акты в отношении социальной защиты несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
Целью данной работы является изучение нормативно правовой базы, регулирующей социальную помощь несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
Задачи данной работы:
- Отразить научно-методические основы социальной реабилитации несовершеннолетних
- Охарактеризовать социальную реабилитацию несовершеннолетних
- Выявить принципы социальной реабилитации несовершеннолетних
- Изучить социальные технологии работы с несовершеннолетними
- Охарактеризовать гарантии предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей.
- Определить, какие права несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей на образование.
- Рассмотреть, какие права несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей на трудоустройство.
Структура данной работы состоит в ведении, двух глав, включающих в себя 4 параграфов, заключения и списка используемых источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Научно-методическая основа социальной реабилитации несовершеннолетних
Проблема реабилитации является комплексной, поэтому к ней обращаются представители различных социальных наук - педагогики, социологии, социальной философии, социальной психологии и антропологии и т. д., которые используют методологические подходы, свойственные определенной науке.
Импульс в изучении теории реабилитации с точки зрения процесса внесли педагоги и психологи (А. В. Гербеева, Г. М. Иващенко, Р. В. Овчарова, Л. Г. Шульга и др.). Их исследования исходят из общетеоретических положений о субъект-субъектных отношениях в процессе организованного взаимодействия. Изучаются психологические особенности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, их резервные возможности и мотивация. Эти работы дополняются выводами ученых, изучающих условия реабилитации в социальных центрах для детей в закрытых учреждениях и детских домах (М. Ю. Кондратьев, A. M. Прихожан, Л. Б. Филонов, Н. Н. Толстых, В. А. Торхова, Е. И. Цымбал). Социальная реабилитация освещается А. Мухоевой, К. Н. Новиковой, А. И. Осадчей. Особенно интересны работы Е. И. Холостовой и Н. Ф. Дементьевой, посвященные социальной реабилитации людей с нарушениями в развитии.
Также представляют интерес труды социальных педагогов, исследующих педагогическую поддержку (Е. И. Казанкова); условия включения клиентов в различные виды реабилитирующей деятельности (Н. П. Вайзман, А. В. Гордеева, В. В. Морозов, Л. Г. Шульга); возможности среды как условия реабилитации (Г. М. Иващенко, Л. Я. Олиференко, В. А. Иванников); условия, при которых личность реабилитанта способна проявить свои субъектные качества (М. Ю. Кондратьев, A. M. Прихожан, Н. Н. Толстых, Л. Б. Филонов).
Понятие «социальная реабилитация» неразрывно связано с такими понятиями, как социализация, ресоциализация, адаптация и дезадаптация.
Общетеоретические проблемы социальной реабилитации и социализации анализировались в трудах отечественных ученых, из которых следует выделить работы А. М. Панова, Е. И. Холостовой, Н. Ф. Дементьевой, Л. С. Алексеевой, Г. И. Камаевой, Ю. А. Блинкова, С. А. Игнатьевой, Н. К. Горшуновой, Э. А. Манукян, С. А. Беличевой и др.
Автором термина «социализация» является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному - развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человека к социальной жизни.
Социализация - процесс социокультурного становления личности, усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе, к которому он принадлежит.
Существуют два подхода к пониманию роли самого человека в процессе социализации.