В современном обществе детский сад играет важную роль в воспитании и образовании детей. Однако, успешное развитие ребенка зависит не только от профессионализма педагогов, но и от взаимодействия семьи с детским садом. Семья несет ответственность за воспитание ребенка, так как она, прежде всего, формирует, развивает его с самого рождения и это влияет на то, каким человеком он станет в будущем. Сформируются ли у него качества и черты личности, помогающие развивать человечество и двигать прогресс.
В настоящее время вопросы взаимодействия детского сада с семьей приобретают все большее значение в контексте реформирования системы дошкольного образования в России. Новая Федеральная образовательная программа дошкольного образования, принятая в 2019 году, предполагает изменения в организации взаимодействия между учреждениями дошкольного образования и семьями детей. В связи с этим актуальность данной магистерской диссертации обусловлена необходимостью изучения и анализа эффективности взаимодействия детского сада с семьей в контексте новой федеральной образовательной программы дошкольного образования. Система дошкольного образования является важным этапом в развитии личности ребенка, поэтому важно, чтобы взаимодействие детского сада с семьей было организовано на высоком уровне, что способствует успешной адаптации детей к образовательному процессу, развитию их социальных навыков и формированию ценностей. Поэтому изучение и оптимизация этого взаимодействия имеет большое значение для повышения качества дошкольного образования.
Новая федеральная образовательная программа дошкольного образования предполагает изменения в подходах к воспитанию и обучению детей, что требует более глубокого и эффективного взаимодействия между семьей и детским садом. Она нацелена не только на подготовку детей к школе, но и на формирование гармоничных личностей, способных успешно функционировать в обществе. В рамках этой программы, взаимодействие с родителями становится ключевым фактором обеспечения качественного образовательного процесса и личностного развития детей.
ФОП ДО направлена на обеспечение качественного и доступного дошкольного образования для каждого ребенка, а также на укрепление взаимодействия между образовательными учреждениями и родителями.
Первым и, возможно, самым важным аспектом успешной работы с родителями в контексте ФОП ДО является глубокое понимание того, что семья – это сложная, динамичная система. Она подвержена изменениям со временем, и каждая семья имеет свои уникальные особенности. Педагоги и специалисты должны учесть этот контекст и работать с родителями, учитывая их собственные потребности, ценности и ожидания.
Важность взаимодействия ДОУ с родителями также обусловлена следующими факторами:
- Обеспечение участия родителей в образовательном процессе: родители являются ключевыми участниками образовательного процесса и должны быть вовлечены в принятие решений, связанных с образованием их детей. Взаимодействие с родителями помогает лучше понять их потребности и ожидания, что позволяет более эффективно планировать и организовывать образовательный процесс.
- Повышение качества образования: эффективное взаимодействие с родителями способствует созданию благоприятной атмосферы в детском саду, что, в свою очередь, положительно влияет на эмоциональное состояние и развитие детей.
- Оказание поддержки и помощи родителям: взаимодействие с родителями также предоставляет возможность предоставить информацию о различных аспектах дошкольного образования, таких как развитие ребенка, методы обучения, особенности адаптации к детскому саду и т. д.
- Укрепление партнерства между детским садом и родителями : Регулярное взаимодействие с родителями позволяет укрепить доверительные отношения и создать атмосферу сотрудничества между образовательным учреждением и семьей каждого ребенка.
В Федеральной Образовательной Программе дошкольного образования (ФОП ДО), в п. 29.3.5, описывается необходимость выстраивания отношений детского сада с семьей на ценностно-ориентационном единстве и продуктивном сотрудничестве всех участников социокультурной среды, для предоставления качественного образования и гармоничного развития личности ребенка.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (далее ФЗ) педагоги и родители являются участниками образовательного процесса, и должны иметь равные права и ответственность.
Исследование данной проблемы позволит выявить успешные практики взаимодействия детского сада с семьей, а также проблемные аспекты, требующие корректировки.
Новизна исследования данной магистерской диссертации заключается в том, что она рассматривает организацию взаимодействия детского сада с семьей в контексте новой федеральной образовательной программы дошкольного образования. Данная программа была разработана с целью улучшения качества дошкольного образования и обеспечения полноценного развития детей с учетом современных требований и стандартов.
Организация взаимодействия детского сада с семьей играет ключевую роль в успешном развитии ребенка. В новой федеральной образовательной программе дошкольного образования уделено особое внимание этому вопросу, признавая важность сотрудничества между педагогами и родителями для обеспечения гармоничного развития дошкольников. Однако, несмотря на явное признание важности взаимодействия семьи и детского сада, существуют противоречия в реализации этой концепции.
- Взаимодействие детского сада и семьи как психолого-педагогическая проблема
В современном обществе отношения между семьей и детским садом - одна из важнейших психолого-педагогических проблем. Детский сад и семья – два основных института, которые оказывают воздействие на воспитание (развитие) ребенка.
Таким образом, их взаимодействие в социализации ребенка (формировании личности) занимают важнейшее место.
Современные семьи сегодня все чаще встречаются со связанными с процессом воспитания проблемами. Финансовые проблемы, стрессы и отсутствие времени воздействуют на внутрисемейные связи.
Детский сад в подобной ситуации для родителей является партнером в процессе воспитания.[1]
Тем не менее, взаимодействие семьи и детсада далеко не всегда происходит гармонично. Нередко возникают конфликты и разногласия в методах воспитания, в отношении к ребенку, в ожиданиях и требованиях. Это может привести к негативным последствиям для развития ребенка, его психологического состояния и самооценки.
С точки зрения С.В. Глебовой, для эффективной коммуникации семьи и детсада необходимо установить базирующиеся на взаимоуважении доверительные связи.[2]