Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Начало занятий, и устройство быта означает включение студента в сложную систему адаптации. Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса.
Проблема адаптации студентов к условиям высшей школы представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма.
В связи со значительным расширением форм обучения необходимо выявление общих и специальных, связанных с особенностями конкретной вузовской системы, механизмов формирования и проявления адаптивного поведения студентов в наиболее сложные и критические периоды обучения. И главное, на что направлено изучение процесса адаптации студентов,- это разработка мер, способствующих максимально возможному сокращению адаптационных периодов. Изучение адаптации студентов важно и для ранней диагностики дезадаптированных студентов с выходом на коррекцию их способов адаптации к условиям вуза. Таким образом, социальная значимость данной работы определяется актуальностью исследования задач оптимизации процесса «вхождения» вчерашнего школьника в систему вузовских отношений.
Изучением проблемы адаптации студентов к учебной деятельности занимались В.В, Агеев, Д.А. Андреева, Н.А. Вагапова, Л.К. Гришанов, П.Н. Осипов, А.В. Панихина, Е,Е. Федорова, В.Д. Цуркан, Л.А. Шимрова и др. В работах этих и других авторов изучался комплекс социально-психологических аспектов и факторов успешной адаптации студентов. Однако, несмотря на то, что проблемы адаптации студентов в настоящее время активно разрабатываются, не в полной мере освещены вопросы, связанные с влиянием психосоматических расстройств на успешность адаптации студентов в новых условиях обучения.
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать проблему нашего исследования.
Сегодня проблема адаптации студентов к учебной деятельности в ВУЗе является одной из актуальных в современном высшем образовании. Она обусловлена таким социально психологическими факторами как неадекватная самооценка студентов, низкий уровень эмоциональной устойчивости, тревожность и т.д. В тоже время, как показывают многочисленные исследования, рассмотрение психосоматических расстройств как показателя препятствующего адаптации студентов к условиям вуза в научной литературе не рассматривается.
В связи с этим, цель нашего исследования - исследование психосоматических расстройств как показателя препятствующего адаптации студентов к условиям вуза.
- Характеристика и основные виды психосоматических заболеваний
Психосоматические расстройства составляют значительную часть «болезней цивилизации» и на протяжении последнего века являлись объектом интенсивных исследований в рамках так называемой психосоматической медицины ввиду возрастающей роли их в общей заболеваемости населения.
Двумя основными группами психосоматических расстройств являются «большие» психосоматические заболевания, к которым относят ишемическую болезнь сердца (I20-I25), гипертоническую болезнь (I10), язвенную болезнь желудка (K25) и двенадцатиперстной кишки (K26), бронхиальную астму (F54) и некоторые другие, и «малые» психосоматические расстройства - невротические нарушения внутренних органов, или так называемые «органные неврозы» (F45.3). Не все авторы склонны относить «органные неврозы» к собственно психосоматической патологии. В. Франкл полагал, что соматическим заболеваниям, вызванным психическими причинами, следует противопоставлять психогенные заболевания (неврозы (F40-F48)) как психически обусловленные [33].
Поставив во главу угла своей концепции идею «холизма», целостности организма и психики при рассмотрении различных заболеваний и акцентируя внимание на роли в них личности, психосоматическая медицина привлекла в свои ряды многочисленных сторонников. Ее успеху в значительной степени способствовало то, что в научной и особенно практической медицине она воспринималась как закономерная и вполне адекватная реакция на технизацию современной медицины, чреватую опасностью «потери больного». К настоящему времени психосоматическая медицина представлена сотнями монографий и тысячами других публикаций, в том числе в многочисленных периодических изданиях.
Появление термина «психосоматический», согласно литературе, относится к 1818 г. (Хайнрот), а термина «соматопсихический» - к 1822 г. (Якоби), но сами вопросы соотношения соматического (телесного) и психического (духовного) являются одними из древнейших в философии, психологии, медицине [29].
Содержанием психосоматического подхода, по Стоквису, является привлечение психологических данных для лучшего понимания физических симптомов и патофизиологических процессов. В рамках общего психосоматического подхода разделять изучаемые явления на психосоматические и соматопсихические, и видел в этом скорее игру слов. Заметим, что в 40-50-х гг. в нашей литературе отдельные авторы избегали слова «психосоматический», рассматривая его не без оснований в семантическом плане (с учетом истории упрочения этого понятия в литературе) как синоним слова «психоаналитический», и предпочитали ему термин «соматопсихический», как более отражающий позиции материалистической психологии и физиологии [18].
Большей частью наблюдается двухсторонний, единый характер психосоматических соотношений со взаимным переходом психогении в соматогению и наоборот. Если рассматривать эти отношения в динамике, то такой взаимный переход является закономерным [55].