Тема, методологический аппарат исследования итоговой аттестационной работы слушателя
Тема исследования: Психосоматические расстройства у подростков (на примере адаптации к условиям старшей школы)
Научный руководитель: _________________________________
Актуальность. Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей подростка освоить новую среду при переходе из средней школы в старшую. Адаптация - это процесс изменения характера связей, отношений подростка к содержанию и организации учебного процесса.
Проблема адаптации подростков к условиям старшей школы представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма.
В связи со значительным расширением форм обучения необходимо выявление общих и специальных, связанных с особенностями конкретной школьной системы, механизмов формирования и проявления адаптивного поведения подростков в наиболее сложные и критические периоды обучения. И главное, на что направлено изучение процесса адаптации подростков,- это разработка мер, способствующих максимально возможному сокращению адаптационных периодов. Изучение адаптации подростков важно и для ранней диагностики дезадаптированных подростков с выходом на коррекцию их способов адаптации к условиям старшей школы.
Противоречия: психосоматические расстройства, препятствующие адаптации подростков к условиям старшей школы, однако в школах нет специализированных программ для коррекции процесса адаптации у подростков с психосоматическими расстройствами.
Проблема: с началом обучения старшеклассников педагогический состав школы нередко не учитывает состояние здоровья учащихся.
Цель исследования: исследование психосоматических расстройств как показателя препятствующего адаптации подростков к условиям старшей школы.
Объект исследования: личностные качества подростков, как фактор, влияющий на адаптацию к учебной деятельности в старшей школе.
Предмет исследования: влияние психосоматических расстройств на процесс адаптации к учебной деятельности подростков.
Задачи исследования:
Гипотезы:
- Психосоматические расстройства оказывают негативное влияние на процесс адаптации подростков в старшей школе, что выражается в таких личностных характеристиках как: нарушении социальной адаптации, наличие проблем в установлении эмоциональных контактов, эмоциональная неустойчивость, тревожность, неадекватная самооценка и др.
- Проведение коррекционной работы помогает повысить процесс учебной адаптации подростков в старшей школе.
Методологическая и теоретическая база исследования:
Методы исследования.
Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, методы экспериментального исследования, методы количественного и корреляционного анализа данных.
Использованы следующее методики исследования:
- Методика «Опросник для диагностики социальной адаптации личности».
- Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
- Методика «Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов» В.В. Бойко.
- Шкала самооценки Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина.