Введение
Глава 1. Понятие и значение государственных и муниципальных учреждений
1.1. Формирование института государственных и муниципальных учреждений
1.2. Понятие и признаки государственных и муниципальных учреждений
1.3. Виды государственных и муниципальных учреждений
Глава 2. Особенности гражданско-правового статуса государственных и муниципальных учреждений
2.1. Органы управления государственных и муниципальных учреждений
2.2. Имущество и имущественные права государственных и муниципальных учреждений
2.3. Ответственность по обязательствам государственных и муниципальных учреждений
Глава 3. Проблемы правового регулирования и реализация гражданско-правового статуса государственных и муниципальных учреждений
3.1. Проблемы формирования, закрепления и реализации имущества государственных и муниципальных учреждений
3.2. Проблемы повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений
Заключение
Список нормативных актов и литературы
Применительно к государственным услугам, проблема качества стоит в настоящее время довольно остро. Подобная ситуация во многом обусловлена тем, что в течение продолжительного времени вопросы качества государственных услуг и степени удовлетворенности потребителя практически не ставились. Как следствие, ни процедуры, ни сроки, ни условия, ни результаты оказания государственных услуг потребителей нередко не устраивали. В то же время, обоснованным жалобам потребителей на неудовлетворительное состояние дел по указанным позициям уделялось мало внимания.
Существующие в России проблемы, связанные с оказанием государственных услуг, были признаны на самом высоком уровне и озвучены в Бюджетных посланиях Президента Российской Федерации и Концепции административной реформы в Российской Федерации.
Такие проблемы в основном складываются из-за неэффективного управления государственных и муниципальных учреждений, которые и оказывают все вышеперечисленные услуги населению.
Распространенной в Российской Федерации организационно-правовой формой некоммерческих юридических лиц является учреждение. Большая часть учреждений являются государственными или муниципальными – в силу исторических причин, бюджетный сектор выполняет большое число значимых социальных и иных функций. Сеть бюджетных учреждений формировалась еще в советское время, в условиях иных принципов организации общественной жизни, иной демографии и экономики. Правовое регулирование статуса учреждения также было оптимальным. Зачастую сложившаяся сеть учреждений не в полной мере соответствует потребностям социального сектора в тех или иных услугах и работах, структуре расселения населения.
Проект Федерального закона от 17 сентября 2013 г. № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает ряд законодательных новелл, направленных на совершенствование правового положения государственных и муниципальных учреждений.
В связи с этим в настоящее время актуальным является вопрос, касающийся обстоятельств социально-экономического и правового характера, которые стали причинами, предопределившими необходимость изменения правового положения государственных и муниципальных учреждений, и каким образом будет развиваться дальнейшая правовая судьба таких учреждений.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц посредством изучения их понятия и значения, правового статуса, выявления проблем правового регулирования и реализации этого статуса, а также разработка предложений по их решению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач.
− проследить историю формирования института государственных и муниципальных учреждений в России;
− изучить понятие и признаки государственных и муниципальных учреждений, определить их значение;
− рассмотреть виды государственных и муниципальных учреждений;
− исследовать органы управления государственных и муниципальных учреждений;
− раскрыть особенности гражданско-правового статуса государственных и муниципальных учреждений;
− определить правовой режим имущества, принадлежащего государственным и муниципальным учреждениям на основании различных вещных прав;
− описать права государственных и муниципальных учреждений;
− изучить пределы гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных учреждений;
− выявить проблемы формирования, закрепления и реализации имущества государственных и муниципальных учреждений и определить пути их решения;
− определить проблемы ответственности государственных и муниципальных учреждений и предложить способы их разрешения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие посредством участия государственных и муниципальных учреждений в гражданских правоотношениях.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие гражданско-правовое положение государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц.
Методологической основой исследования являются общенаучные способы и приемы познания, такие как метод сравнительного анализа, логические и прогностические приемы, использование систем сбора первичных данных и их обработки (описание, обобщение, дифференцирование, анализ, синтез), а также частнонаучные методы – сравнительно-правовой, формально-юридический и технико-юридический.
Теоретическую основу работы составляют идеи ученых-правоведов, юристов, историков, в частности таких как: Ю.Л. Городилова, Н.Е. Карягин, В.В. Гусев, А.А.Вавилова, С.С. Алексеев, А.С. Карасева, В.В. Лысенко, А.А. Молчанов, М.Г. Прилучный, О.А. Рузакова.
Нормативную базу исследования составляют нормативные акты гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующие статус и деятельность государственных и муниципальных учреждений, в числе которых Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013), Федеральный закон «О некоммерческих организациях», Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ (ред. от 03.12.2012 г.). Эмпирической базой исследования послужила опубликованная судебная практика, разъяснения высших судов, в частности, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав и восьми параграфов, заключения, списка нормативных актов и литературы.
В первой главе Выпускной Квалификационной Работы прослежена история формирования института государственных и муниципальных учреждений в России; изучено понятие и признаки государственных и муниципальных учреждений, определено их значение; рассмотрены виды государственных и муниципальных учреждений.
Во второй главе Выпускной Квалификационной Работы исследованы органы управления государственных и муниципальных учреждений; раскрыты особенности гражданско-правового статуса государственных и муниципальных учреждений; определено положение имущества, принадлежащего государственным и муниципальным учреждениям на основании различных вещных прав; описаны права государственных и муниципальных учреждений; изучены пределы гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных учреждений.
В третьей главе выпускной квалификационной работы выявлены проблемы формирования, закрепления и реализации имущества государственных и муниципальных учреждений и определить пути их решения; определены проблемы ответственности государственных и муниципальных учреждений и предложить способы их разрешения. В заключении подводятся итоги выпускной квалификационной работы, излагаются основные выводы, имеющие теоретическое и практическое значение, а также предложения по совершенствованию и дальнейшему развитию государственных и муниципальных учреждений в Российской Федерации.
Глава 1. Понятие и значение государственных и муниципальных учреждений
1.1. Формирование института государственных и муниципальных учреждений
Поскольку в советский период развития государственные учреждения наряду с государственными предприятиями были основными субъектами гражданского оборота, то на протяжении многих десятилетий государство создавало десятки и даже сотни учреждений, закрепляя за ними соответствующее имущество .
Коренные изменения в определении государственной и муниципальной собственности произошли после 24 октября 1917 г., когда вооруженные силы большевиков и их союзников – левых эсеров и анархистов захватили ключевые позиции в Петербурге и блокировали Временное правительство в Зимнем дворце.
Прежде всего, новая власть внесла серьезные изменения в аграрный сектор экономики. 26 декабря 1917 г. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов принял декрет «О земле», согласно которому помещичья собственность на землю отменялась немедленно без всякого выкупа Помещичьи имения, а также удельные, монастырские, церковные земли со всем их живым в мертвым инвентарем, усадебными постройками переходили в распоряжение земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов впредь до Учредительного собрания.
В собственность государства перешли земля, недра, леса, воды, предприятия крупной, а затеи средней и даже мелкой промышленности, железные дороги и т.д. В результате национализации сфера частной собственности граждан резко сократилась. Государство защищало собственность граждан, основанную на личном труде, но всячески притесняло собственников, эксплуатировавших труд других. Сокращались договорные отношения.
ГК РСФСР от 22 мая 1922 года различал собственность: государственную, кооперативную, частную. Причем земля, недра, леса, горы, железные дорога, их передвижной состав и летательные аппараты могли быть исключительно собственностью государства. С отменой частной собственности на землю деление имущества на движимое и недвижимое упразднялось. Предметом частной собственности могли быть: муниципализированные строения, торговые предприятия, предприятия промышленные с числом рабочих не выше установленного законом количества, орудии производства, ценности, не воспрещенные законом к продаже товары, предметы хозяйства и домашнего обихода я всякое имущество, не изъятое из частного оборота. Собственностью кооперативных организаций могли быть предприятия с неограниченным числом работающих на них в отличие от частных предприятий. Собственнику принадлежало в пределах, установленных законом, право владения, пользования и распоряжения имуществом.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. – 1994. № 32. – Ст. 3301.
2. О некоммерческих организациях: Федер. закон от 12 янв. 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 16.11.2011 г.) // СЗ РФ. – 1996. № 3. – Ст. 145.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) // Рос. газ. – 1998. – 12 авг.
4. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федер. закон от 21 дек. 2001 г. № 178-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) // Рос. газ. – 2002. – 26 янв.
5. Об автономных учреждениях: Федер. закон от 03 нояб. 2006 г. № 174-ФЗ (ред. от 03.12.2012 г.) // Рос. газ. – 2006. – 8 нояб.
6. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях»: Федер. закон от 03 нояб. 2006 г. № 175-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) // Рос. газ. – 2006. – 8 нояб.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный. закон от 08 мая 2010 г. № 83-ФЗ (ред. от О порядке отнесения имущества автономного учреждения или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества: постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 // Рос. газ. – 2010. – 4 авг.
8. О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации: постановление пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. – № 21 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. – 2006. – № 8. – С. 52.
9. Постановление Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.03.2009 по делу № Ф04-1202/2009(1494-А46-12).
10. Постановление Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.11.2008 по делу № А05-6045/2008.
11. Абова Т.Е. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 2 т. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ/под ред. Абовой Т.Е., Кабалкина А.Ю. – М.:2-е изд., перераб. и доп. - Издательство Юрайт, 2009. – 540 с.
12. Абрамова Е.Н.Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1. / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева/под ред. А.П. Сергеева. – М.:»РГ Пресс», 2010. – 663 с.
13. Алексеев, С.С. Гражданское право. – М.: Норма, 2011. – 536 с.
14. Беляев, К.П. Некоммерческие организации в системе юридических лиц // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. - Москва; Екатеринбург, 2004. – 188 с.
15. Бойчук Н.И., Убакаева В.В. Формы некоммерческих организаций // Вологдинские чтения. – 2005. – № 54-2. – С. 33.
16. Вавилова, А.А. Распоряжение имуществом государственных и муниципальных учреждений Российской Федерации / А.А. Вавилова // Практика муниципального управления. – 2011. – № 3. – С. 83.
17. Валявина, Е.Ю. Развитие законодательства о некоммерческих организациях // Журнал российского права. – 2009. – № 145. – С. 7.
18. Витрянский В.В. Некоторые проблемы применения законоположений о правовом статусе государственных и муниципальных учреждений//Законодательство. – 2006. – № 12.
19. Власова В.И..История государства и права России / В.И. Власова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С. 165.
20. Гамбаров, Ю.С. Гражданское право. – М.: Зерцало, 2006. – 411 с.
21. Гатин, А.М. Гражданское право / Гатин А.М. – М.: Норма, - 2009. – 384 с.
22. Городилов, Ю.Л. Правовое регулирование деятельности государственных и муниципальных учреждений : автореф. дис. ... канд. юр. наук.: защищена 21.02.2011: утв. 12.09.2011 / Ю.Л. Городилова. – М., 2012. – 19 с.
23. Гришаев, С.П., Масляев, А.И., Богачева, Т. В. Гражданское право / Гришаев С.П., Масляев А.И., Богачева Т. В. - М.: Юристъ, 2007. – 176 с.
24. Грудцына, Л.Ю, Спектор, А.А Гражданское право России / Грудцына Л.Ю, Спектор А.А. – М.: Юстицинформ, 2008. – 560 с.
25. Зенин, И.А. Гражданское право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие, практикум по курсу, учебная программа по дисциплине. 9-е изд., изд., перераб. и до. / Зенин И.А. – М.: МЭСИ, 2007. – 537 с.
26. Калпина, А.Г. Гражданское право России. – М.: Юристъ, 2005. – 389 с.
27. Карасева, А.С., Сизова, О.В. Развитие конкуренции на рынке оказания государственных услуг / А.С. Карасева, О.В. Сизова // Бюджет. – 2011. – № 10. – С. 48.
28. Кирилловых, A.A. Автономное учреждение как форма юридического лица в социальной сфере / A.A. Кирилловых // Адвокат 2009. - № 4. С. 54.
29. Крылова, Ю.А. Формы реорганизации некоммерческих организациях / Ю.А. Крылова // Юрист. – 2010. – № 2. – С. 26.
30. Лескова, Ю.Г. Тенденции развития законодательства о некоммерческих организациях / Ю.Г. Лескова// Законодательство. – 2010. – № 5. – С. 52.
31. Литовкин, В.Н. Некоммерческие организации: введение в тему / В.Н. Литовкин // Журнал российского права. – 2009. – № 145. – С. 3.
32. Лысенко, В.В. Реформирование законодательства о некоммерческих организациях / В.В. Лысенко // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 1. – С. 12.
33. Масляев, А.И. Понятие и виды вещных прав / А.И. Масляев // Закон. 2004. – №2. – С. 11.
34. Миколенко, Я. Ф. Государственные юридические лица в советском гражданском праве / Я.Ф. Миколенко // Советское государство и право. 1951. – № 7. – С. 67.
35. Молчанов, А.А.Гражданское право в схемах. Общая и Особенная части / Молчанов А.А. – М.: Норма, 2009. – 544 с.
36. Мухамедшин И.С. Создание бюджетными учреждениями инновационных хозяйственных обществ // Патенты и лицензии. 2011. – № 4. – С. 85.
37. Новоселова, Л.А. Ответственность автономных учреждений по своим обязательствам / Л.А. Новоселова //Законодательство.- 2008. - №4. – С. 41.
38. Отнюкова, Г.Д. Автономное учреждение / Г.Д. Отнюкова // Закон России: опыт, анализ, практика. 2007. – № 3. – С. 18.
39. Прилучный, М.Г. О некоторых вопросах привлечения собственника имущества учреждений к субсидиарной ответственности / М. Г. Прилучный // Арбитражные споры. – 2008. – № 1. – С. 15.
40. Рузакова, О.А. Гражданское право / Рузакова О.А. – М.: МФПА, 2004. – 422 с.
41. Сергеев, А.П., Толстой, Ю.К. Гражданское право / Сергеев А.П., Толстой Ю.К. – М.: Проспект, 2006. – 526 с.
42. Сойфер, Т.В. К вопросу о правовом статусе некоммерческих организаций / Т.В. Сойфер // Журнал российского права. – 2009. – № 145. – С. 28.
43. Суханов Е.А. О развитии гражданско-правового статуса государственных и муниципальных учреждений// Законодательство. – 2006 – № 12. – С. 79.
44. Суханов, Е.А. Гражданское право. – М.: Норма, 2008. – 286 с.
45. Хохлов, Е.Б., Бородин, В.В. Понятие юридического лица: История и современная трактовка /Е.Б. Хохлов, В.В. Бородин // Государство и право. – 1993. – № 9. – С. 44.
46. Шевчук, Д.А Гражданское право / Шевчук Д.А. – М.: Эксмо, 2009. – 386 с.
47. Яговкина, В.А. Правовой режим государственных и муниципальных учреждений / В.А. Яговкина // Практика муниципального управления. – 2011. – № 3. – С. 67.
48. Якимов, A.A. Проблема правовой природы имущества учреждений, приобретенного за счет внесметных доходов / А.А. Якимов // Юрист. – 2005. – №6. – С. 32.
49. Проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // [Электрон. ресурс]. Консультант Плюс: Справочно-правовая система. Обновлен на 01.03.2013.
50. Комментарий к проекту изменений Гражданского кодекса Российской Федерации // [Электрон. ресурс]. Консультант Плюс: Справочно-правовая система.
51. Комментарий к проекту изменений Гражданского кодекса Российской Федерации (Законопроект № 47538-6/2) // [Электрон. ресурс]. Консультант Плюс: Справочно-правовая система.