Введение
Глава 1. Современное состояние организации документооборота в правоохранительных органах Российской Федерации
1.1. Правоохранительная деятельность: понятие, сущность, механизмы
1.2. Документационное обеспечение управления: проблемы и перспективы
1.3. Организация документооборота в системе правоохранительных органов Российской Федерации
Глава 2. Организация электронного документооборота управленческой деятельности правоохранительных органов
2.1. Цифровизация правоохранительных органов: отечественный и зарубежный опыт
2.2. Повышение эффективности использования электронного документооборота в правоохранительных органах
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследования. Совершенствование деятельности правоохранительных органов Российской Федерации напрямую связано с рациональной организацией документационного обеспечения. В условиях информационного общества созданы предпосылки широкого внедрения информационных технологий в сферу делопроизводства. В системе МВД России издан ряд нормативных правовых актов, касающихся активизации внедрения в правоохранительную практику современных информационно-коммуникационных технологий. Но несмотря на это, трудозатраты личного состава, в том числе непосредственно выполняющего правоохранительные функции по обеспечению формирования документального фонда оперативно-служебной деятельности, продолжают оставаться значительными.
Мы согласны с мнением С. Г. Клюева, который выделяет следующие факторы, оказывающие существенное влияние на снижение эффективности функционирования системы документационного обеспечения управления органами внутренних дел Российской Федерации.
- Несовершенство сложившейся системы управления документооборотом и информационными ресурсами в целом, характеризующееся в основном неопределенностью организационно-правового статуса данных функций и их недооценкой.
- Несоответствие научно-методического обеспечения документационного обеспечения управления потребностям времени и развитию технологий обработки и передачи информации, а также изменений носителей информации.
- Отсутствие единых требований к техническому оснащению системы документационного обеспечения управления, процессам документирования и движения документированной информации по «вертикали» и «горизонтали» органов управления.
- Несовершенство процессов систематизации, индексирования, обработки, текущего и архивного хранения и использования документации должностными лицами органов внутренних дел, особенно характеризующееся отсутствием налаженной системы поиска нужной документации. 5. Недостаточное внимание кадровому обеспечению системы документационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации, что характеризуется отсутствием ведомственной системы сертификации подразделений делопроизводства и режима[1].
Степень научной разработанности темы исследования. Отдельные исследования в рамках данной тематики проводились, однако следует констатировать, что механизм внедрения в этот процесс инновационных технологий недостаточно проработан с позиций теории и методологии. В связи с этим представляется необходимым дополнительно изучить проблемы организации документационного обеспечения управления применительно к деятельности правоохранительных органов Российской Федерации, анализ зарубежного опыта, а также рассмотреть перспективы развития данного направления деятельности.
Проблема исследования заключается в том, что существующая дихотомия в организационной и управленческой теории, а также отсутствие знаковых крупных исследований, посвященных характеристике рационального документационного обеспечения управления применительно к деятельности правоохранительных органов, являются существенной проблемой для определения направлений совершенствования в указанной сфере, а также развития ведомственной нормативно-правовой базы в сфере делопроизводства. Необходимо научное обоснование основных принципов, пределов, направлений совершенствования данного вида деятельности.
Ключевыми направлениями совершенствования документационного обеспечения управления в правоохранительных органах Российской Федерации являются: нормативное правовое регулирование деятельности по расширению использования цифровых технологий в правоохранительной деятельности; внедрение эффективного механизма межведомственного электронного документооборота; развитие прикладных сервисов единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности в целях документационного обеспечения гибких поисковых запросов на основе комплексного использования информации, содержащейся в специальных документопотоках, их операционализации для выработки рациональных управленческих решений; автоматизированная разработка моделей типовых информационно-справочных документов посредством извлечения данных из различных источников, находящихся в электронном архиве.
Цель исследования заключается в анализе понятия и особенностей документационного сопровождения управленческой деятельности в правоохранительных органах.
Исходя из поставленной цели сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть понятие, сущность, механизмы правоохранительной деятельности;
2) проанализировать проблемы и перспективы документационного обеспечения управления;
3) рассмотреть особенности организации документооборота в системе правоохранительных органах Российской Федерации;
4) проанализировать отечественный и зарубежный опыт цифровизации правоохранительных органов;
5) рассмотреть пути повышения эффективности использования электронного документооборота в правоохранительных органах.
Методы исследования: совокупность средств познавательной деятельности представлена общенаучными методами познания: анализом, синтезом, аналогией, индукцией, дедукцией и т. д.; междисциплинарными: логическим, сравнительно-правовым, системно-структурным и др.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Современное состояние организации документооборота в правоохранительных органах Российской Федерации
1.1. Правоохранительная деятельность: понятие, сущность, механизмы
Сущность понятия правоохранительной деятельности в научной литературе рассматривается с разных точек зрения. Отсутствие законодательно закрепленной дефиниции «правоохранительная деятельность» создает в правовой науке немало сложностей и различных теоретико-методологических подходов.
По мнению ряда авторов[2], появление термина «правоохранительная деятельность» связано с защищенной в 1955 г. диссертацией И.С. Самощенко.
Считаем необходимым подчеркнуть, что данная терминология использовалась российскими юристами и раньше. Проведенный нами анализ показывает, что впервые понятие «правоохранительная деятельность государства» встречается в статье Н.А. Полетаева, опубликованной еще в 1868 г.
С 1874 г. Н.С. Таганцев употреблял в своих работах термины, «правоохранительная государственная деятельность», «правоохранительная деятельность государства», а также «правоохранительные меры», «правоохрана», «лица и учреждения, содействующие государству в правоохране»[3].
В частности, в курсе лекций «Русское уголовное право», изданном в 1902 г., он отмечает: «Из необходимости и разумности общежития как условия существования и развития человечества, из необходимости и разумности правового уклада как условия правильного существования и развития общежития в связи с принудительным характером правовых положений вытекают не только необходимость и разумность правоохранительной деятельности государства, особым видом которой является и деятельность карательная, но и признание этой деятельности юридическим институтом, осуществлением властности путем юридического принуждения»[4]. В понимании ученого сущность правоохранительной деятельности заключается в принятии государством «разнообразных и энергичных мер» для предупреждения и противодействия «учинению посягательства на правовой порядок»[5]. Этим государство осуществляет свое «правоохранительное право»[6]. Примечательно, что он считал «правовой порядок и правоохрану необходимыми условиями индивидуального и общественного развития»[7].
В целом, правоохранительную деятельность Н.С. Таганцев определял как «охранение правовых интересов, взятых под защиту государством от вреда и опасности», и подразделял ее на «карательную» и «предупредительную»[8].