Введение
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
1.1. Понятие принудительных мер воспитательного характера
1.2. Цели применения принудительных мер воспитательного характера
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
2.1. Характеристика видов принудительных мер воспитательного характера
2.2. Проблемные аспекты законодательной регламентации института принудительных мер воспитательного характера
Заключение
Библиографический список
Актуальность исследования. Социально-демократическая ситуация в России противоречива на протяжении длительного периода времени. Поэтому не будет преувеличением утверждать, что будущее будет определяться культурно-нравственными характеристиками несовершеннолетних граждан и их системой ценностей. Чтобы обеспечить высокие показатели в этой сфере, необходимо достигнуть в том числе и достаточно качественной уголовной политики в отношении несовершеннолетних лиц.
Несовершеннолетние граждане в уголовном праве на всех этапах исторического развития рассматривались как специфический субъект, и с точки зрения субъекта преступления, и с точки зрения жертвы. Исключением не является и современный этап, так как действующий Уголовный кодекс Российской Федерации содержит отдельную главу, посвященную уголовной ответственности несовершеннолетних. Проблема состоит в том, что эффективность применения положений об уголовной ответственности несовершеннолетних не является достаточной.
Ряд поколений российских граждан воспитывался в тяжелых условиях. Сохранение более чем 20% граждан, находящихся за чертой бедности, которые при этом часто имеют детей, связано с их воспитанием в тяжелых условиях жизни. Высокая родительская занятость, дефицит внимания, отсутствие необходимого материального обеспечения часто влекут за собой рост преступности среди несовершеннолетних. Но и в тех семьях, которые не сталкиваются с подобными сложностями, также часто несовершеннолетние совершают преступления разной степени тяжести, что предопределено в первую очередь возрастными особенностями. Множество групп факторов в пределах складывающихся ситуаций должны учитываться для преодоления преступности среди несовершеннолетних. Поэтому требуется применение принудительных мер воспитательного характера разных видов, которые именно на несовершеннолетних лиц, с учетом их возраста, а значит физиологического и психологического развития, могут возыметь достаточный эффект для отказа от преступной деятельности. Все сказанное обусловливает актуальность темы исследования.
Теоретическая значимость исследования определена проведением комплексного систематизированного анализа подходов к понятию принудительных мер воспитательного характера, теоретическим обоснованием цели принудительных мер воспитательного характера и их видов в рамках одной работы.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования материалов работы для преподавания отдельных курсов.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере применения принудительных мер воспитательного характера.
Предмет исследования – нормы законодательства, положения научной и учебной литературы, материалы периодических изданий, научных статей и иных источников о проблематике принудительных мер воспитательного характера.
Цель исследования – выявление места и роли принудительных мер воспитательного характера на современном этапе развития.
Для достижения цели исследования требуется решение таких задач:
- дать принудительных мер воспитательного характера;
- выявить цели применения принудительных мер воспитательного характера;
- охарактеризовать виды принудительных мер воспитательного характера;
- определить и обосновать проблемы применения принудительных мер воспитательного характера.
Структура исследования обусловлена его задачами и целью. Курсовая работа включает такие элементы, как: введение, две главы, заключение, библиографический список.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
1.1. Понятие принудительных мер воспитательного характера
При включенности института принудительных мер воспитательного характера в российское уголовное законодательство на протяжении длительного периода времени, как показывают материалы правоприменительной практики, продолжает существовать ряд проблем их использования, как и в целом прослеживается недостаточная эффективность. Во многом такая практика складывается в связи с тем, что по-прежнему нет единого понятия принудительных мер в отношении несовершеннолетних лиц, а это недостаток противоречивой правовой природы. Дать непротиворечивое понятие рассматриваемых мер возможно только путем оценки подходов разных авторов к их правовой природе и их критической оценки.
Проблема понимания мер обусловлена тем обстоятельством, что в литературе сохраняется множество разнообразных, иногда сильно противоречащих друг другу подходов. Более того, далеко не все авторы считают, что принудительные меры именно воспитательного характера в действительности являются институтом уголовного права.
В большей степени правильной является точка зрения О.А. Анферова, утверждающая, что речь идет о комплексном институте, находящемся не только в пределах уголовного права, но на стыке конституционного права, уголовно-процессуального, семейного и др.[1] Нет оснований спорить с этой позицией, но упоминания, что речь идет о комплексном институте недостаточно, чтобы обособить его среди других. Правовая природа мер таким образом не оттеняется.
Также как комплексный институт принудительные меры воспитательного характера рассматриваются С.А. Бурлаком. Но он говорит о другом межотраслевом интересе. Автор объединяет три группы правоотношений, свойственные для анализируемых мер: охранительные правоотношения, уголовно-процессуальные правоотношения, а также административные[2]. То есть, меры рассматриваются в пределах уголовного права, уголовно-процессуального и административного.
Одним из ученых, полагающих, что принудительные меры воспитательного характера в принципе не являются институтом уголовного права, является Д.В. Карелин. Он считает, что речь идет скорее об административно-правовом институте[3]. Фактическая ситуация говорит об обратном, как минимум по той причине, что этот институт урегулирован в первую очередь действующим уголовным законодательством. Схожего мнения придерживается И.Э. Звечаровский, но с другой мотивировкой – меры не влекут изменения уголовно-правового статуса личности, поэтому не могут быть причислены к институтам уголовного права[4].