Целью практики является выявление взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и индивидуально-психологическими особенностями личности, а также разработка рекомендаций по развитию эмоционального интеллекта педагогов.
Объектом исследования являются эмоциональный интеллект и индивидуально-психологические характеристики личности, а предметом - их взаимосвязь и влияние на профессиональную деятельность.
Гипотеза исследования: эмоциональный интеллект взаимосвязан с определенными индивидуально-психологическими свойствами и поведенческими характеристиками личности педагогов общеобразовательного учреждения.
Теоретико-методологической базой данного исследования стали теоретические и практические материалы по психологии, педагогике, исследования по эмоциональному интеллекту, а также результаты анализа эмпирических данных.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования; эмпирические методы исследования: опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина; методика исследования эмоционального интеллекта Н. Холла; опросник «Исследование психологической структуры темперамента» (Б.Н. Смирнова); опросник Х. Смишека «Диагностика типов акцентуации черт характера по К. Леонгарду»; методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реана); тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной); методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) (модификация Л.Н. Собчик).
Эмпирическая база исследования: 23 педагога Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – Хотынецкая средняя общеобразовательная школа. Из них 20 респондентов женского пола, 3 респондента мужского пола. Возраст респондентов составил от 28 до 45 лет.
1. Организация и методы и проведение исследования
Первый этап заключается в изучении особенностей формирования эмоционального интеллекта у учителей. В этой связи были применены следующие методики:
1) Методика Н. Холла, предназначенная для оценки способности осознавать межличностные отношения, выражаемые через эмоции, а также для оценивания управления своей эмоциональной сферой на основе принимемых решений (подробности представлены в Приложении 1). Этот подход фокусируется на восприятии эмоционального интеллекта как важной личностной характеристики, позволяющей не только распознавать и регулировать собственные эмоции, но и понимать эмоции других в различных ситуациях.
Данная методика включает пять ключевых шкал:
1) Эмоциональная осведомленность - способность осознавать свои эмоции.
2) Управление своими эмоциями - включает такие аспекты, как эмоциональная гибкость и способность отходить от негативных состояний.
3) Самомотивация - искусство произвольно управлять своими эмоциями для достижения поставленных целей.
4) Эмпатия - умение чувствовать и разделять эмоции других людей.
5) Распознавание эмоций других - способность оказывать влияние на эмоциональное состояние окружающих.
Таким образом, первый этап исследования направлен на глубокое понимание и анализ эмоционального интеллекта педагогов, что, безусловно, имеет важное значение для их профессиональной деятельности и взаимодействия с учениками.
Каждый результат по шкалам измеряется путем суммирования оценок по всем вопросам с учётом знака ответа. Варианты ответов следующие: «полностью не согласен» (-3 балла), «в основном не согласен» (-2 балла), «отчасти не согласен» (-1 балл), «отчасти согласен» (+1 балл), «в основном согласен» (+2 балла) и «полностью согласен» (+3 балла). Участники могут выбрать ответ по 6-балльной шкале для каждого из 30 пунктов опросника.
Вторым инструментом является опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина, который направлен на оценку уровня внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта (подробнее см. в Приложении 2). Этот опросник основывается на концепции эмоционального интеллекта как способности осознавать и управлять собственными эмоциями, а также эмоциями окружающих.
Межличностный эмоциональный интеллект подразумевает умение распознавать эмоции других людей и умело на них реагировать, тогда как внутриличностный эмоциональный интеллект включает в себя способность осознавать и регулировать свои собственные эмоции. Опросник ЭмИн включает в себя субшкалы, которые позволяют измерить конкретные аспекты межличностного интеллекта, а также выделить определённые черты внутриличностного интеллекта, что в целом способствует более глубокому пониманию эмоциональных процессов и их влияния на межличностные отношения.
Шкала «Межличностный эмоциональный интеллект» демонстрирует способность человека понимать и управлять эмоциями других людей.
Шкала «Внутриличностный эмоциональный интеллект» отражает умение осознавать и регулировать свои собственные эмоции.
Шкала «Понимание эмоций» включает в себя возможность осознания как своих эмоций, так и эмоций окружающих.
Шкала «Управление эмоциями» свидетельствует о способности контролировать как свои, так и чужие эмоции.
Субшкала «Понимание чужих эмоций» описывает умение распознавать эмоциональное состояние других людей на основе их внешних проявлений (таких как мимика, жесты, тон голоса) и/или интуитивно ощущать их внутренние переживания.