Введение
1. Общая характеристика работы на практике в школе
2. Методики исследования
3. Процедура и результаты эксперимента
4. Выводы и предложения
Литература
Приложения
Задание на прохождение практики в школе - изучение взаимоотношений в подростковой группе. Цель исследования – изучить типы отношений в подростковой группе, и обосновать необходимость психолого-педагогического тренинга отношений между подростками. Объект исследования – процесс социализации подростков.
Предмет исследования - взаимоотношения в подростковой группе. Гипотеза исследования – развитие межличностных отношений подростков зависит от проведения развивающей программы. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности социально-личностных взаимоотношений между подростками
2. Провести первичную диагностику уровня развития межличностных отношений подростков.
3. Составить и апробировать психолого-педагогическую программу тренинга отношений между подростками.
4. Провести повторную диагностику уровня развития межличностных отношений подростков.
5. Сравнить и проанализировать результаты исследования.
Методы исследования: 1. Теоретические: Обзор и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Экспериментальные: анкетирование подростков, индивидуальные беседы, наблюдение за общением подростков, социометрические методы.
Методики: 1. Методика «КОС». 2. Статистический анализ с математической обработкой данных. 3. Метод социометрии.
Этапы исследования: 1. Поисковый 2. Опытно-экспериментальный 3. Итоговый. Базой исследования является средняя школа №
В качестве объекта исследования выбраны ученики старшего подросткового возраста.
- Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. — М.: Изд-во МГУ, 2014. - 239 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Наука, 2013. 324 с.
- Байсангурова Л., Джелиева Е. Программы семинара тренинга по программе превентивного образования «Полезные навыки» для кл. руков. 8-11 классов. – Владикавказ, 2007.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений.- М.,2011.
- Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности.- М.,1979.
- Донцов А.И. Психология коллектива. – М.,2008.
- Енюков И.С., Мешалкин Н.Д. Прикладная статистика: Исследование зависимостей. - М., 2014.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб,2010.
- Карпенко Л.А., Петровский А.В. Краткий психологический словарь. – М., 2001.
- Козлов Н. Психология успеха, СПб.; Питер, 2007.
- Коломинский Я.Л. Общая психология. – М.,2010.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2011.
- Кон И.С. Социология личности. – М.,2001.
- Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск, 2011.
- Косарецкая, СВ. О неформальных объединениях молодежи. М.,2008.
- Кричевский Е. Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. - 2007. — № 2. - С. 64-74.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.,2001.
- Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах.- Киев,2002.
- Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии.- М., 2011.
- Крысько В. Г. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2009.-220 с.
- Кузьмин Е. С. Методы социальной психологии. – Л.,1977.
- Левикова, С. И. Молодежная субкультура. - М. : Гранд -Фаир пресс, 2008. – 218 с.
- Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования. Методические проблемы социальной психологии. – М.,1975.
- Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту,1973.
- Лутошин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.- М.,2012.
- Маланов С.Р. Методологические и теоретические основы психологии. - М., 2009.
- Морено Дж. Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. – М., 2011.
- Немов Р.С. Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. – М.,2012.
- Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. – М.,2002.
- Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. – М., 2008.
- Основы социально-психологической теории /Под ред. А.А.Бодалева, А.Н. Сухова. – М.,2011.
- Панкратов А.Н., Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. – М.,2008.
- Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. – М.,1971.
- Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. – М., 1978.
- Платонов К.К. О системе психологии. – М,1974.
- Практическая психодиагностика: Методики и тесты /Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2012.
- Роббер М.А. Тимман Ф. Психология индивида и группы. – М., 2012.
- Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии.- М.,2002.
- Свияш А. Решаем проблемы. – СПб.: Питер, 2000.
- Сидоренков А.В. Психологический механизм динамики малой группы: интеграция и дезинтеграция/А.В.Сидоренков // Вопросы психологии. - 2008. - С. 63-72.
- Социальная психология: Хрестоматия \ Под ред. Е.П. Белинской. М.: Аспект Пресс, 2013. – 475 с.
- Социально-психологический климат коллектива и личность / Под ред. В.В. Бойко, А.Г. Ковалева, В.Н. Панферова. М., 2007. С. 177—194.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учеб. пособие. 2 – е изд.- Ростов – на – Дону: Феникс. 2011.
- Толмачев Н.Г. Хурс М.Н. Социально – психологический климат трудового коллектива: условия формирования и возможности регулирования.- Минск: Изд- во Белорусского филиала НИИ труда СССР, 2013. – 218 с.
- Тютюнин В.И. Основы психологических исследований. – М.,2002.
- Федотова А.В. Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре // Начальная школа плюс до и после.-2008.
- Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.:Изд-во ин-та психотерапии,2002.-489с.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности в малых группах. – М., 2002.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. – М., 2002.
- Шибутани Т. Социальная психология. – М., 2000.