1. Цель и задачи практики
2. Основные сведения об учреждении, направлениях его работы и специфике
3. Диагностическая деятельность
3.1 Комплексное исследование личности учащихся 5, 10 классов
3.2 Комплексное исследование 4, 10 классов
4. Консультативная деятельность
5. Развивающая и просветительская деятельность
Заключение
Литература
Цель практики: дать возможность реализовать основные направления деятельности психолога: проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой учреждения. Практика опирается на знания, полученные в рамках различных дисциплин, которые изучались ранее.
Задачи:
ознакомиться с особенностями работы психолога в данном учреждении;
активно участвовать в процедуре психологической работы в учреждении данного типа: диагностика психического развития личности, оформление психологического заключения по результатам психологической диагностики, планирование и участие в осуществлении дальнейшей психологической работы с данным индивидом;
формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, активное освоение профессиональной этики;
активное участие в осуществлении других видов деятельности психолога данного учреждения в соответствии со спецификой учреждения и согласно календарному плану работы психолога.
Практика в учреждениях начинается со знакомства и дальнейшего анализа системы психологической работы по ряду дальнейших направлений:
кабинет психолога (оборудование, рабочие зоны и особенности их использования, соответствие предъявляемым требованиям);
документация и инструментарий психолога учреждения (знакомство и освоение схемы психологического заключения на обследуемого в учреждении данного типа), соответствие предъявляемым требованиям;
особенности планирования и осуществления психологической работы в учреждении;
цели, задачи и основные методы и направления работы психолога учреждения данного типа, особенности их непосредственного осуществления в практической деятельности (диагностическая работа, коррекционная и развивающая работа, методы психологической профилактики, консилиумы, консультативная работа).
Основное содержание практики в учреждениях связано с осуществлением разных форм и методов психологической работы:
диагностическая работа — проведение комплексной психологической диагностики и анализ материалов;
составление психологических заключений;
апробация методов коррекционной и (или) развивающей работы;
проведение психологических занятий (в том случае, если таковые проводятся)
консультативная работа с педагогами или другими сотрудниками на основе полученных в ходе диагностики результатов;
планирование психологической работы на неделю;
другие формы и методы (по запросам и возможностям учреждения).
В ходе практики студент под руководством практического психолога составляет план работы на весь период практики, взяв за основу формы текущей документации того учреждения, куда он направлен в соответствии с собственным выбором и решением руководителя практики и согласно приказу о практике. В качестве примерного образца, который рекомендован для ознакомления, но не является обязательным, предлагается документ, определяющий требования к составлению календарного плана психолога образовательного учреждения.
Выбор конкретных методик диагностического исследования и коррекционной работы осуществляется самостоятельно студентом под руководством практического психолога, поскольку зависит от специфики запроса и вида деятельности, предполагающейся по этому запросу.
В течение всей практики студент принимает участие в плановой работе практического психолога; выполняет функции психолога по разным направлениям деятельности: психологическое просвещение, диагностика, коррекции.
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников.- М.: Академия, 2000.
2. Битянова М. Р. Работа психолога в начальной школе. - М., 1996.
3. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. - М., 2000.
4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника/ Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А.. Панько.-Мн., 1997.
5. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования.- М., 2003
6. Коломинский Я.Л. Теоретико-методологические основы развития психологической культуры личности // Возрастная и педагогическая психология. Сборник научных трудов . – Мн., 2005.- С.9-15.
7. Лютова Е..К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых.- СПб., 2005.
8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М., 1996
9. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996.
10. Олифирович Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование. – Мн., 2005.
11. Организация и проведение психолого-педагогической практики со студентами высших учебных заведений: Метод. рек. / Сост. Н.Д. Джига. – Мн.: БГПУ, 2002. – 21 с.
12. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М., 2000.
13. Программа по учебно-ознакомительной практики по психологии / Сост. О.В. Белановская, Г.В.Вержибок, И.А. Журавкина. – Мн., 2006.
14. Психологическая практика: Учеб.-метод. пособие. – Мн.: БГПУ, 2001. – 85 с.
15. Психологическая помощь / Сост. Н.С. Криволап, О.В. Крючкова. - Мн., 2002.
16. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1995.
17. Рекомендации по организации и проведению педагогической практики студентов Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка / Сост. Учебно-методическое управление. - Мн., 1998.
18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М., 1995
19. Руководство практического психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1998.
20. Фетискин Н.П., Козлов В.В.,Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.
21. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов.- М., 1988.
22. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М., 2001.