Для финансового благополучия Российской Федерации и успешного решения социально-экономических задач имеет ключевое значение рациональное использование и сбор таможенных платежей, поскольку они составляют значительную часть доходов государственной казны. В процессе ввоза и вывоза товаров, когда они пересекают границу страны, государство взимает налоги и разнообразные пошлины, обеспечивая таким образом поступления в бюджет.
Эти действия требуют аккуратного мониторинга и администрирования для гарантии правильности сбора и последующего перевода средств в федеральную казну, что подчеркивает их значимость для экономической стабильности страны.
Таможенные сборы, включая как налоговые, так и неналоговые отчисления, представляют собой ключевой элемент фискальных поступлений в российский федеральный бюджет. Обязательные платежи, собираемые органами таможни, наполняют казну страны и законодательно ограничены в использовании исключительно для бюджетных нужд. Особо заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства играют экспортные таможенные сборы, особенно от продажи природных ресурсов.
Существующая в стране система обложения товаров на границе имеет свои недостатки, оказывая отрицательное воздействие на местных производителей. Это происходит потому, что некоторые экспортеры, действуя недобросовестно, манипулируют стоимостью своей продукции в целях уклонения от положенных сборов, что неизбежно влечет за собой искажения в стоимостной политике национального рынка.
Объект исследования: таможенные платежи.
Предмет исследования: место таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета Российской Федерации.
Цель исследования - проанализировать роль таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета Российской Федерации
В соответствие с целью в работе были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-правовые основы применения таможенных платежей;
- провести анализ практики применения таможенных платежей в России;
- выявить актуальные проблемы применения таможенных платежей в доходах федерального бюджета России и пути их решения.
Нормативно-правовой базой выступают: таможенный кодекс Евразийского экономического союза, методология таможенной статистики, ЕЭК ЕАЭС, законы, постановления, решения, акты.
Информационную базу работы составили законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности Федеральной таможенной службы России, а также в сфере функционирования финансовой системы и доходов федерального бюджета; результаты исследований, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистов; материалы периодических специальных изданий; справочные материалы и статистические данные.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
- Теоретико-правовые основы применения таможенных платежей
1.1 Понятие и характеристика таможенных платежей и их место в доходах федерального бюджета
При перевозке товаров через государственные рубежи возникает необходимость в уплате обязательных взносов, которые определяются законодательством каждой страны. Эти взносы представляют собой совокупность различных тарифов, налогов и взиманий, осуществляемых в момент оформления товарной партии на территории таможни. В результате этих операций формируются доходы для бюджета страны, которые складываются из сумм уплаченных налогов, пошлин и прочих таможенных платежей, взимаемых в процессе трансграничной торговли.
Для фискальной системы России, сборы, взимаемые таможней, представляют собой ключевой элемент доходной части государственного бюджета. Эти средства критически важны, поскольку они способствуют финансированию государственных инициатив и поддержке социально-экономического развития страны[1].
При пересечении государственной границы товаров таможенные ведомства обязаны собирать установленные взносы. Эти сборы, предписанные национальным законодательством, могут охватывать разнообразные налоги и сборы. Основная их функция — это поддержание экономических интересов страны и регулирование трансграничного товарооборота. Средства, полученные от этих платежей, используются для покрытия расходов на таможенные услуги, а также для предотвращения недобросовестной конкуренции, в том числе демпинга, и стимулирования внутреннего производства, среди прочего[2].
В зависимости от страны, таможенные платежи могут включать в себя следующие составляющие:
- таможенные пошлины – это платежи, которые взимаются при ввозе товаров на территорию страны или их вывозе за ее пределы. Такие пошлины могут устанавливаться как в процентном соотношении от стоимости товаров, так и в виде фиксированных сумм;
- налоги на добавленную стоимость (НДС) – это налог, который взимается с каждого этапа производства и продажи товара. В большинстве стран НДС уплачивается при ввозе товара на территорию страны;
- акцизы – это дополнительные платежи, которые взимаются на специальные виды товаров, такие как алкогольные и табачные изделия, автомобили и т.д. Объем акцизного сбора определяется на основе ценности и категории продукции. Акциз относится к методам неявного налогообложения и налагается на продукты, пользующиеся большим спросом среди потребителей. При импорте продукции в пределы Российской Федерации, стоимость данного налога уже заложена в ценник изделия, что влечет за собой его оплату конечным потребителем в момент процедуры таможенной очистки.
Ставки акцизов на товары могут быть установлены по следующим типам:
- адвалорная (рассчитывается как процент от стоимости товара);
- конкретные ставки, которые устанавливаются в рублях и копейках за единицу измерения подакцизных товаров или по их техническим характеристикам;
- комбинированные ставки, которые учитывают и объем, и стоимость товара[3].
Таможенные сборы – это платежи, которые взимаются за услуги, предоставляемые на таможенной территории, такие как таможенное оформление, хранение грузов и т.д.[4]