Введение
1 Электронный документооборот: теоретические аспекты
1.1 Понятие и особенности электронного документооборота
1.2 Преимущества и проблемы электронного документооборота
2 Правовая база электронного документооборота в России
2.1 Становление законодательной базы об электронном документе
2.2 Современное законодательство в области электронных документов
Заключение
Список использованных источников и литературы
При построении информационного общества, в связи с процессом развития единого информационного пространства в Российской Федерации, вопросы формирования эффективного документооборота приобретают особое значение. Возрастает потребность в упрощении процедуры документооборота как между отдельными организациями, так и между структурными подразделениями одной организации путем замены традиционной бумажной формы документов их более удобными, технологичными и электронными формами документов, отвечающими современным требованиям. Использование электронного документооборота значительно ускоряет оформление коммерческих сделок, сокращает объем бумажных документов, экономит время сотрудников и затраты предприятия, связанные с заключением контрактов и соглашений, оформлением различных документов, обменом документацией, необходимой для осуществления производства между организациями. Все больше и больше информации хранится и распространяется в электронном виде. И в этом случае обеспечение юридической силы электронного документооборота начинает приобретать особое значение.
На современных предприятиях формируется значительный массив бухгалтерской информации. Технология его формирования начинается с момента регистрации, сверки, приема, обработки и оформления первичных документов в соответствующих книгах, ведомостях, журналах и т.д. Процесс перемещения этих документов, начиная с их составления, принятия и обработки на всех этапах и заканчивая их сдачей в архив, обычно называется документооборотом. В настоящее время на предприятиях внедряются различные системы автоматизации для облегчения документооборота. Электронный документооборот, в отличие от бумажного, более эффективен и прост, избавляет предприятия от огромных складов архивной информации на бумаге, информация может храниться в компьютере, на дисках. Система автоматизации документооборота, система электронного документооборота - это организационно-техническая система, обеспечивающая процесс создания, управления доступом и распространения электронных документов в компьютерных сетях, а также обеспечивающая контроль за потоком документов в организациях.
Тема данной работы актуальна, поскольку электронный документ играет чрезвычайно важную роль в современном делопроизводстве и с каждым годом неуклонно расширяет область своего применения. Количество документов и компаний, вовлеченных в юридически значимый электронный документооборот, неуклонно растет. Это связано с развитием информационно-коммуникационных технологий, которые, с одной стороны, предоставляют массу новых возможностей для повышения эффективности документооборота, с другой, просто вынуждают клерков идти в ногу со временем: модернизировать технологии документооборота, чтобы они оставались актуальными.
Объектом исследования является электронный документооборот.
Предметом исследования являются вопросы правового регулирования электронного документооборота.
Цель работы – выявить особенности правового регулирования электронного документооборота в России.
Задачи:
- Исследовать особенности развития и внедрения электронного документооборота в России.
- Изучить историю становления законодательной базы электронного документооборота.
- Проанализировать современное состояние законодательства в области электронного документооборота.
- Выявить особенности и перспективы развития отечественного законодательства об электронном документе.
Источниковая база: основными источниками являются нормативно-правовые акты федеральных органов власти по вопросам информатизации, архивного дела, управления документацией, делопроизводства (например, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» из которых в сравнительных целях будут взяты некоторые определения, связанные с документооборотом, а также будет взята информация конкретно связанная с электронной подписью; государственные стандарты сферы делопроизводства и архивного дела (ГОСТ Р 15489-1-2007 «Управление документами. Общие требования, ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» и т.д.), который послужат в качестве хорошей терминологической базы для нашего исследования.
Данная работа состоит из: ведения двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
1 Электронный документооборот: теоретические аспекты
1.1 Понятие и особенности электронного документооборота
В современном законодательстве существует несколько определений понятия «электронный документ» Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» определение электронного документа выглядит следующим образом: «Электронный документ - это документированная информация, представленная в электронном виде, то есть в форме, пригодной для восприятия человеком с использованием электронно-вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах».
Также понятие «электронный документ» трактуется в разных вариациях в зависимости от нормативного документа.
ГОСТ 7.83-2001 - это документ на машиночитаемом носителе, для использования которого требуется компьютерная техника.
ГОСТ Р7.0.8.2013 - это документ, информация о котором представлена в электронном виде.
ГОСТ Р 7.0.8.2013 Электронная копия документа Копия документа, созданная в электронном виде
ГОСТ Р 50.1.031-2001 представляет собой информационный объект, состоящий из двух частей: реквизита, содержащего идентифицирующие атрибуты (имя, время и место создания, сведения об авторе и т.д.) и электронную цифровую подпись, и содержательной, включающей текстовую, цифровую и/или графическую информацию, которая обрабатывается как единое целое.
ГОСТ Р 522922004 - это форма представления документа в виде набора взаимосвязанных реализаций в электронной среде и соответствующих им взаимосвязанных реализаций в цифровой среде [5, с. 35].
Основная концепция электронного документа на данный момент закреплена в Федеральном законе № 149-ФЗ от 27.07.2006. Электронный документ – документированная информация, представленная в электронном виде, то есть в форме, пригодной для восприятия человеком с использованием электронно-вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» определяет документ как «Материальный носитель с записанной на нем информацией в любой форме в виде текста, звукозаписи, изображения или их комбинации, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и является предназначен для передачи во времени и пространстве в целях общественного пользования и хранения».
Разделение документов на бумажные и электронные - это не что иное, как различие в зависимости от типа носителя, формы документации и представления информации.