Введение
Глава 1. Понятие и общая характеристика преддоговорной ответственности
1.1.Ведение переговоров перед заключением договора
1.2. Понятие и юридическая природа преддоговорной ответственности
Глава 2. Особенности ответственности за преддоговорные нарушения в действующем российском законодательстве
2.1. Основания наступления ответственности за нарушение преддоговорных отношений
2.2 Возмещение убытков, причиненных в результате преддоговорных нарушений
Заключение
Список литературы
Договор как правовой инструмент играет важнейшую роль в функционировании и развитии гражданского оборота. Вместе с тем заключение каждого договора, особенно в сфере предпринимательской деятельности, предваряет стадия переговоров, направленная на согласование условий будущих взаимоотношений сторон. До недавнего времени далеко не все ученые учитывали названную стадию как необходимую составляющую процесса заключения договора, не уделяли ей внимание в своих исследованиях. Однако на современном этапе развития рыночных отношений очевидно, что закрепленная законодателем традиционная модель заключения договора путем направления оферты и ее акцепта в большинстве случаев уже не представляется актуальной, поскольку на практике сложно определить сторону, направившую оферту, когда заключение договора представляет собой многоэтапный, длительный процесс конструирования соглашения.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в 2015 году Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» в отечественном правопорядке появилась новая статья 434.1 Гражданского кодекса Российской Федерации
Современное понимание института преддоговорной ответственности характеризуется ограниченным пониманием правила «Culpa in contrahendo», поскольку в отечественной юридической науке исследованию данного вопроса не уделялось большого внимания. В немногочисленных исследованиях есть спорные моменты в понимании правовой природы данного института.
Цель курсовой работы рассмотреть правовую природу преддоговорной ответственности в гражданском праве.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся на стадии ведении переговоров с участием недобросовестного контрагента, который причиняет ущерб другой стороне переговоров.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие вопросы преддоговорной ответственности, при недобросовестном ведении переговоров о заключении договора в отечественном законодательстве, и в законодательстве зарубежных стран, а также соответствующая правоприменительная практика.
Задачи курсовой:
- рассмотреть вопрос ведения переговоров перед заключением договора;
- изучить понятие и юридическую природу преддоговорной ответственности;
- определить основания наступления ответственности за нарушение преддоговорных отношений;
- проанализировать возмещение убытков, причиненных в результате преддоговорных нарушений.
Методологическую основу изучения составляют общенаучные методы (анализ и синтез, аналогия), так и специализированные методы исследования и познания (сравнительно-законный, официально-правовой и структурно-функциональный).
В ходе написания работы были использованы законодательные и нормативные акты, учебная литература, авторефераты, монографии ученых и научных исследований, посвященных исследуемой тематике, данные официальной статистики, информационные ресурсы Интернет.
Эмпирическую базу составит действующее российское законодательство, законодательство зарубежных стран и судебная практика сложившиеся по делам, связанным с преддоговорной ответственностью.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых-юристов: А.Н. Кучер, К.Д. Овчинникова, К.В. Гницевич, Е.Е. Богданова, В.Г. Полякевич и многие другие.
Правовую основу настоящего исследования составили Гражданский Кодекс Российской Федерации и иные нормативно правовые акты.
Глава 1. Понятие и общая характеристика преддоговорной ответственности
1.1. Ведение переговоров перед заключением договора
Переговоры являются важным достижением человечества представляя собой форму совместной деятельности, которое направленно на достижение определенных сторонами целей. В классическом понимании переговоры предполагают наличие двух и более участников, обладающих собственным интересом либо представляющие интересы иных лиц. При совпадении интересов участники заключают соглашение по итогам переговорного процесса. Переговоры продолжают играть значимую роль в заключении будущего договора.
По общему правилу государство не может вмешиваться во взаимоотношения частных лиц, но на современном этапе развития государство заинтересовано в регулировании данных отношений, так как наличие дополнительного способа защиты своих прав до заключения договора положительно влияет на стабильность экономических отношений и гражданского оборота.
Заключению договора, как правило, предшествует предварительный этап – проведение переговоров. Данный этап обязательным не является (ст. 434.1 ГК РФ[1]). Например, можно заключить договор, согласившись с проектом, предложенным другой стороной. Тогда переговоров не будет.
Если заключается важная сделка, то переговоры, как правило, проводятся. Контрагенты обсуждают условия сделки, а также иные коммерческие и технические вопросы. В процессе переговоров стороны могут запрашивать друг у друга документы, необходимые для принятия решения.
В процессе переговоров стороны должны действовать добросовестно. Нельзя предоставлять потенциальному контрагенту неполную или недостоверную информацию, внезапно, неоправданно и неожиданно для партнёра прекращать переговоры[2].
Такие действия признают недобросовестными, если не доказано обратное (п. 2 ст. 434.1 ГК РФ, п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7[3]).
Сторона, которая ведёт или прерывает переговоры о заключении договора недобросовестно, обязана возместить другой стороне причинённые этим убытки. Это следует из п. 3 ст. 434.1 ГК РФ.
Позиция подтверждена судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.11.2019 № Ф09-8118/19 по делу № А60-3964/2019). Поставщик и покупатель вели переговоры о поставке оборудования. Для того чтобы передать товар покупателю, поставщик приобрёл товар у третьего лица. Покупатель внезапно прекратил переговоры и отказался подписать спецификацию и получить оборудование.
Истец доказал в суде, что пытался минимизировать убытки, продав комплект третьим лицам. Они мотивировали свои отказы тем, что оборудование не подходит по характеристикам, является специфическим, имеет нестандартные размеры. В итоге, несмотря на то что оборудование осталось на складе общества, реализовать его и получить прибыль оказалось невозможно. Суды согласились взыскать с несостоявшегося покупателя убытки в размере стоимости оборудования.