СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР…………………………………………………………………………..7
1.1. Понятие, место и значение административного процесса…………….7
1.2. Понятие и виды административных процедур………………………..12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЛИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР В ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН………………………………………………………20
2.1. Роль административных процедур в реализации административно-правового статуса граждан во взаимоотношениях с органами исполнительной власти………………………………………………………………………………..20
2.2. Юридические формы реализации административных процедур……24
2.3. Последовательность выполнения административных процедур…….27
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР…………………………………………..33
3.1. Проблемы правового регулирования административных процедур.....................................................................................................................33
3.2. Предложения по совершенствованию административных процедур.....................................................................................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..50
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что органы исполнительной власти осуществляют большое количество разнообразных функций, в связи с чем, регулирование их деятельности осуществляется на основе большого числа различных нормативно-правовых актов, которые регулируют каждый вид административной деятельности исполнительного органа власти. В целях осуществления эффективного государственного (муниципального) контроля (надзора) представляется необходимым обеспечить разработку и принятие четкой правовой регламентации деятельности органов исполнительной власти, связанную с осуществлением управленческой функции. Значимая роль при обеспечении соответствующей регламентации принадлежит административным процедурам. Административные процедуры имеют большое значение, ввиду того, что позволяют упорядочить правовую регламентацию деятельности органов исполнительной власти, связанную с принятием управленческих решений в различных сферах.
Повышение качества исполнения и доступности государственных функций является главной целью разработки административных регламентов. Уже стало ясно, что роль административных регламентов и регулируемых ими административных процедур будет иметь все большее значение в деятельности органов исполнительной власти, и в частности, Рогвардии. Административные процедуры должны выстраиваться в едином порядке, но с учетом специфики области деятельности.
В настоящее время, реализуя административные процедуры, должные лица государственных органов власти выполняют значимую функцию, связанную с обеспечением защиты прав граждан. Административные процедуры способствуют повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти при разрешении административных дел и принятии управленческих решений.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что административные процедуры выступают самостоятельным видом административного процесса и играют значимую роль в защите прав граждан. Несмотря на значимость административных процедур при обеспечении реализации прав и законных интересов граждан, в научной литературе не уделяется должного внимания процедурам, которые связаны с правоприменительной деятельностью органов исполнительной власти.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время вопросам, связанным с административными процедурами уделяется значительное внимание в научной литературе. В частности, необходимо отметить работы таких авторов, как Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов, А.В. Сладкова, Ю.Н. Старилов, С.А. Старостин, А.А. Феоктистова и др. Проблемы реализации административных процедур затрагиваются в работах П.И. Кононова, И.В. Пановой, В.Д. Сорокина, однако административные процедуры в данных работах рассматриваются наряду с другими видами административного процесса.
Несмотря на наличие большого количества научных работ, имеющих отношение к области наших научных интересов, комплексных исследований, посвященных вопросам, касающихся проблем и перспектив правового регулирования административных процедур в настоящее время практически нет, что и обусловило выбор темы исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в реализации административных процедур органами исполнительной власти в России.
Предметом исследования выступает совокупность правовых норм, регулирующих процесс реализации административных процедур.
Цель исследования – провести анализ, определить недостатки и разработать предложения по совершенствованию правового регулирования административных процедур как самостоятельного вида административного процесса.
Для успешной реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
- исследовать существующие теоретические подходы к определению понятия, места и значения административного процесса;
- изучить понятие и виды административных процедур;
- рассмотреть роль административных процедур в реализации административно-правового статуса граждан во взаимоотношениях с органами исполнительной власти;
- провести анализ юридических форм реализации административных процедур и последовательности выполнения административных процедур;
- выявить проблемы правового регулирования административных процедур;
- разработать предложения по совершенствованию административных процедур.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов в сфере организации государственной службы и государственного управления. В частности в магистерской диссертации использованы исследования таких исследователей сферы государственного управления как К.В. Давыдов, А.Ф. Ноздрачев, А.В. Филатова, С.О. Шохин, Л.И. Воронина и др.
Методологической основой исследования выступает общенаучные методы познания, а кроме этого ряд частных научных и эмпирических методов, таких как историко-правовой, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие.
Нормативно-правовую базу исследования составили, в первую очередь, Конституция РФ, иные законодательные и нормативные акты Российской Федерации, в том числе федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, распоряжения Правительства РФ; научно-исследовательские разработки; информационно-аналитические и обзорные материалы общероссийских и международных научных конференций, публикации в периодических изданиях по исследуемой проблематике, Интернет-ресурсы и другие.
Эмпирической основой исследования послужили материалы и отчеты федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также соответствующие публикации в научной и периодической печати.
Предполагаемая практическая значимость результатов исследования. Подходы к совершенствованию правового регулирования административных процедур могут быть внедрены в практику деятельности органов исполнительной власти, в частности, Отдела вневедомственной охраны Росгвардии.
Структура исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.