СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................. 3
- Социальное сиротство как социально-педагогическое явление...................... 7
- Профилактика социального сиротства: методы и технологии....................... 15
- Опыт регионов по организации профилактики социального сиротства........ 24
Заключение........................................................................................................ 34
Список литературы 36
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное социальное сиротство (то есть сиротство при живых биологических родителях) является одной из наиболее болезненных проблем современного российского общества. По данным Министерства образования РФ на 2021 год, официально зафиксировано 742 тыс. детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,5 % от численности всего детского населения.
Социальное сиротство - одна из ключевых социальных проблем современного российского общества. Семья, главная и естественная система социальной и биологической защиты ребенка, оказалась в кризисной ситуации.
В научной литературе вопросами детей, оставшихся без попечения родителей, занимались также такие авторы, как Б. Г. Ананьев, М. И. Буянова, В. С. Мухина, Н. О. Османов и другие. Несмотря на то, что, казалось бы, к проблеме социального сиротства обращались многие авторы (И. Л. Одногулова, А. Я. Варга, В. И. Брутман, М. В. Фирсов, И. Б. Назарова, И. А. Зимняя, М. Г. Панкратова и др.), мнения ученых сходятся в том, что в нашей стране недостаточно внимания уделяется работе с социальными сиротами
[5, с. 17]. В центре внимания находятся неблагополучные семьи и их реабилитация с целью сохранения кровной (биологической) семьи для ребенка, параллельно остается актуальным направление развития сложившихся форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, изучение профилактики социального сиротства — актуально и своевременно.
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети- сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей.
Ребенок, потерявший родителей, - это особый, поистине трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из самых сильных потребностей ребенка.
Сказанное выше определяет актуальность исследования профилактики социального сиротства в учреждении социального обслуживания.
Целью данной работы является изучение профилактики социального сиротства в учреждении социального обслуживания.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть социальное сиротство как педагогическое явление;
- охарактеризовать методы и технологии социального сиротства;
-исследовать задачи и функции профилактики социального сиротства в учреждении социального обслуживания;
Объект исследования – социальное сиротство.
Субъект исследования – учреждения социального обслуживания.
Методы исследования. При проведении исследования применялись статистический метод и метод комплексного сравнительного анализа, позволяющий определить в дальнейшем причинно-следственные связи социально-правовых явлений и процессов.
Методологическое основание данного исследования составил диалектико-материалистический метод познания объективной действительности, благодаря чему предмет и объект исследования рассмотрены в развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности, с применением категориального аппарата диалектики.
Формально-логический метод отразил применение при написании данной работы законов логики и приемов выводного знания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
При помощи системно-функционального и системно-структурного метода появилась возможность рассмотреть изучаемую тему в разрезе
системного образования в структуре российского права, определить его функциональное предназначение, внутреннюю сущность, системные связи его элементов.
Теоретическая значимость исследования состоит в сформулированных в данной курсовой работы выводах и рассмотрении проблемных вопросов, относительно социального сиротства и его профилактике.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования сформулированных выводов в социальной практике, кроме того, изложенные теоретические определения и выводы могут быть использованы для подготовки изменений в российском законодательстве, а также в лекционных материалах, для дальнейшего написания теоретических работ.
Функция профилактики социального сиротства и помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, традиционно присуща образовательным учреждениям РФ. В настоящее время, осуществление данной функции в общеобразовательных учреждениях становится одним из более значимых элементов в деятельности школы и дошкольных учреждений.
К основным направлениям педагогической помощи, в целях осуществления профилактики социального сиротства, относится организационно-педагогическая работа с детьми и родителями, а также проведение систематической индивидуальной работы по улучшению качества воспитания и обучения несовершеннолетних. Для получения результатов поставленной цели, педагоги проводят родительские собрания и индивидуальные консультации, на которых рассматривают спектр различных проблем и вопросов, общими усилиями ищут пути их разрешения.
При выявлении семейного неблагополучия педагоги изучают причины неблагополучия семьи, знакомят со специальными службами и
учреждениями, чьи компетенции способствуют разрешению трудной жизненной ситуации членов семьи (дошкольные и образовательные учреждения, детские дома, социальные приюты, социально- реабилитационные центры для детей и подростков, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.). Также педагоги составляют план работы с неблагополучной семьей, делают выводы о результатах проведенной работы.
Работа социального педагога образовательных и внешкольных учреждений является важной составляющей процесса профилактики социального сиротства. Деятельность данного сотрудника включает изучение и анализ изменений социальной ситуации работы с семьёй и родителями, а также организацию взаимодействия между человеком и социальной средой с целью его гармонизации в отношениях на личном, межличностном, а также над личностном уровне.