СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА.. 4
1.1 Социальный работник как субъект социальной работы. 4
1.2 Деятельность социального работника. 11
ГЛАВА 2. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ СЕМЬЕ В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ.. 16
2.1 Роль социального работника в оказании помощи семьям «группы риска». 16
2.2 Деятельность социального работника по урегулированию семейных конфликтов 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное состояние нашего общества создает напряженную ситуацию для семьи. Затянувшийся социально-экономический кризис, разрушение традиционных общественных норм и ценностей неблагоприятно влияет на институт семьи, влечет за собой рост количества неблагополучных семей, не способных к выполнению общественно-значимых функций. Семейное неблагополучие зачастую приводит к увеличению случаев жестокого обращения с детьми, их безнадзорности и беспризорности и пр. В связи с этим необходим профессиональный подход к решению проблемы реализации социальной защиты и поддержки семьи, оказания ей квалифицированной помощи. В данных условиях особую значимость приобретает организация социально-педагогической работы с семьей, разработка основ взаимодействия, направленного на восстановление психолого-педагогического потенциала семьи, снижение вероятности ее десоциализации.
Социальный работник – не только профессия, суть которой оказание помощи и поддержки клиентам, транслирования жизнеутверждающих знаний, а высокая миссия поддержки, реабилитации и сотворения личности, утверждения человека в человеке. Специалист выполняет различные социальные роли. Первая роль – посредник в контексте: «человек-семья общество». Вторая роль – защита интересов и прав человека и его семьи. Третья роль – организатор совместной деятельности.
Целью исследования является рассмотрение социального работника и его роли в оказании помощи семье и реализации её функций.
Задачи исследования:
- охарактеризовать социального работника как субъекта социальной работы;
- рассмотреть деятельность социального работника;
- проанализировать роль социального работника в оказании помощи семьям «группы риска»;
- рассмотреть деятельность социального работника по урегулированию семейных конфликтов.
Объектом исследования является социальный работник.
Предмет исследования – процесс реализации методов и приемов социальной работы по организации социальной защиты семьи.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы, к которым относятся: системный анализ, общеправовой синтез, системное моделирование и прогнозирование, диалектический метод, а также специальные научные методы правового сравнения, теоретико-юридический метод, метод обобщения показателей.
Теоретическая значимость полученных результатов проведенного исследования заключается в том, что исследование вносит, на наш взгляд, определенный вклад в дальнейшее развитие теоретических представлений о роли социального работника в оказании помощи семье в различных жизненных ситуациях.
Структура исследования – работа состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, заключения и списка использованных источников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2009 г. – № 4. – Ст. 445
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 23.11.2024) // Собрание законодательства РФ. – 1996 г. – № 1. – Ст. 16
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2013 г. –№ 52 (часть I). – Ст. 7007
- Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ. – 2007 г. – № 1 (часть I). – Ст. 19
Литература
- Аккожоева А.К., Адилбек уулу Б. Психологическая подготовка социальных работников к профессиональной деятельности: методы, компетенции практические аспекты // Известия Ошского технологического университета. 2024. № 1. С. 197-202.
- Астапов В.В. Деятельность социального работника как механизм формирования личностной среды // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. 2021. № 41 (41). С. 66 – 68.
- Амеличкин А.В. Профессиональная культура будущего работника сферы социально-культурной деятельности: педагогический аспект // В сборнике: Современные проектные технологии: теория и практика реализации. материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Орёл, 2022. С. 177-179.
- Васюк А.Г., Мальцева Т.Е. Роль психолого-педагогических функций в социальной работе // Человек. Наука. Социум. 2020. № 2 (4). С. 96-110.
- Вольвач Б.А., Паатова М.Э. Технология социальной работы по профилактике асоциального поведения детей с семьей «группы риска» // В сборнике: Социальная работа в современном мире: теория и практика. сборник научных статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Майкоп, 2024. С. 81-84.
- Жолтяк Е.В., Мельничук А.В. Теоретическая система организации социального контроля защиты детей из семей «группы риска» // В сборнике: Педагогическое образование в культурно-образовательном пространстве современного университета. Материалы Международной научно-практической конференции Розовские чтения. Российская академия образования, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Москва, 2021. С. 221-227.
- Зайцева Я.А. Семейные споры и способы их разрешения // В сборнике: Проблемы современного частного права и цивилистического процесса. Сборник научных статей. Орёл, 2024. С. 48-53.
- Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) // Отечественный журнал социальной работы. 2021. № 3 (86). С. 132-137.
- Касаткина М.И., Федотенко И.Л. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих социальных работников как условие развития их готовности к профессиональной деятельности // Человеческий капитал. 2023. № 1 (169). С. 220-228.
- Корочкина О.И. Социальное сопровождение как методика деятельности социального работника с неблагополучными семьями // Вопросы науки и образования. 2019. № 3 (47). С. 237-241.
- Корякина А.А. Основные направления социальной работы с молодой семьей // В сборнике: Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. сборник статей по материалам CXL студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2024. С. 11-15.
- Ковязина К.И. Технологии работы с семьей в системе социальной работы // В сборнике: Молодежь и образование XXI века. Материалы XIX научно-практической конференции студентов и молодых ученых (13 мая 2021 г., Ставрополь, СГПИ). 2021. С. 394-397.
- Лебедева Е.Н. Деятельность социального работника по урегулированию семейных конфликтов // Modern Science. 2020. № 1-3. С. 244-247.
- Левченкова С.А. Социальная работа с детьми из семей группы риска // В сборнике: Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности и профессиональной подготовки кадров в России. Материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Е. Котьковой. 2020. С. 151-154.
- Мальцева Л.А. Работа психолога социальной сферы с семьями с детьми в период развода (из опыта работы) // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. 2020. № 12. С. 76-79.
- Мальцева Т.Е. Приоритетность формирования ценностно-смысловой сферы личности социального работника // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. 2021. № 1 (43). С. 254-257.
- Сорокина О.Л. Социально-педагогическое сопровождение детей из семей «группы риска» // В сборнике: приоритетные направления психолого-педагогической деятельности в современной образовательной среде. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2021. С. 462-467.
- Сухарева К.А. Содействие профессиональному самоопределению подростков из семей группы риска как средство их социальной защиты // В сборнике: Социальные и психологические проблемы глазами молодых - 2022. Сборник материалов XXVI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Сыктывкар, 2022. С. 105-108.
- Тованцева Н.С., Моисеева В.С. Профессиональная этика в деятельности социальных работников // В сборнике: Молодежь в науке: экономика, технологии и инновации. Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Воронеж, 2023. С. 389-393.
- Чуканова Т.В. Психотравмирующие факторы в области профессиональной деятельности работников социальной сферы: теоретические аспекты изучения // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2020. № 12. С. 82-86.
- Хомик В.В. Исследование особенностей межличностных отношений у детей из семей группы риска // В сборнике: Наука, общество, образование в современном мире. сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023. С. 201-203.
- Шац И.К. Семья ребенка с умственной отсталостью: социально-психологические особенности и возможности психолого-педагогической помощи // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2024. – № 2. – С. 93–106.
- Шипунова Т.В. Будущие социальные работники о социальном служении в своей профессиональной деятельности // Непрерывное образование: XXI век. 2024. № 2 (46). С. 99-110.