Магистерская диссертация|Педагогика

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДРАМАТИЗАЦИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: Nelada

Год: 2024 | Страниц: 78

Цена: 3 500
Купить работу

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности

1.1. Понятие и сущность творческих способностей младших школьников

1.2. Структура и критерии формирования творческих способностей у младших школьников

1.3. Средства драматизации как инструмент развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности

Глава 2. Содержание работы по развитию творческих способностей у младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности

2.1.  Из опыта работы педагогов по проблеме исследования

2.2. Показатели и уровни сформированности творческих способностей у младших школьников в экспериментальном классе

2.3. Содержание экспериментально–методической работы по развитию творческих способностей у младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности

Заключение

Библиографический список

 

Современный период общественного развития тесно связан с существенными преобразованиями, видоизменяющими качественную сторону человеческой жизни. Меняются требования к профессиональным и личностным качествам специалистов всех сфер деятельности, диктующие не только наличие фундаментальных знаний, но и способностей уникально, нестандартно подходить к решению актуальных задач. В связи с этим важной задачей отечественной педагогики становится воспитание креативной личности, обладающей высокоразвитыми творческими способностями.

В соответствии с вышесказанным, формирование и развитие творческих способностей подрастающего поколения становится одним из ведущих направлений современного образования. Творчество, с одной стороны, является основой качественного изменения окружающей действительности, с другой стороны, выступает значительным ресурсом для внутреннего совершенствования личности. Младший школьный возраст, как наиболее восприимчивый этап человеческого развития, характеризуется формированием фантазии, воображения, творческого мышления. Заложенные в этом возрасте навыки творческой деятельности становятся основой дальнейшего развития творческих способностей ребенка, трансформируясь в свойство личности, способствующее формированию нестандартного мышления, активной жизненной позиции, креативности. При этом перед педагогом встает задача поиска эффективных методических решений, направленных на развитие творческих способностей ребенка и отвечающим социальным запросам общества, и внедрения их в процесс обучения. Именно внеурочная деятельность, как направление образовательного процесса, задачей которого является духовно-нравственное развитие личности обучающихся, обладает потенциалом для творческого развития ребенка. Таким образом, изучение педагогической работы по применению средств драматизации на внеурочном занятии для развития творческих способностей у младших школьников является актуальным.

Значение младшего школьного возраста в периодизации развития личности раскрыто в трудах многих ученых. Среди научных исследований проблеме развития творческих способностей младших школьников посвящены работы Л.С. Выготского, Дж. Гилфорда, В.Н. Дружинина, Е.П. Ильина, Т.Г. Казаковой, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, А.М. Сторожук, В.А. Сухомлинского, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др.

Структура и критерии формирования творческих способностей у младших школьников рассматривали в своих трудах Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, Л.Г. Карпова, Н.В. Кондратьева, Н.С. Лейтес, И.А. Малахова, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, О.В. Ощепкова, Г.В. Терехова, Е.А. Яковлева и др.

Средства драматизации создают условия для эффективного развития творческих способностей. Средства драматизации как инструмент развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности изучали Н.П. Андреева, Г.М. Белозерских, Н.А. Бергер, Л.С. Выготский, О.С. Джафарова, Д.Б. Кабалевский, И.Н. Куланина, Л.Г. Николаева, Д.К. Овсянникова, Ю.А. Самарин, Э.Г. Чурилова, Н.В. Шевченко, Б.П. Юсов и др.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод о том, что среди факторов недостаточного развития творческих способностей обучающихся младших классов следует выделить влияние несформированности следующих компонентов творческих способностей: когнитивного, деятельностного и мотивационного. Следовательно, существует потребность в педагогической работе, направленной на формирование данных компонентов, важным инструментом которой является использование средств драматизации во внеурочной деятельности.

Изучение имеющихся данных по проблеме развития творческих способностей позволил выявить следующее противоречие: между необходимостью развития творческих способностей у младших школьников и недостаточной разработанностью методических аспектов осуществления данного процесса средствами драматизации в условиях внеурочной деятельности.

Указанное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы методические условия развития творческих способностей у младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей у младших школьников.

Предмет исследования: методические условия развития творческих способностей у младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс развития творческих способностей у младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности будет эффективен при соблюдении следующих условий:

  • учете индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
  • использовании методических приемов, развивающих творческие способности младших школьников.

Задачи:

  1. Теоретически обосновать проблему развития творческих способностей у младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности.
  2. Изучить сущность понятия «творческие способности» младших школьников.
  3. Описать структуру и критерии формирования творческих способностей у младших школьников.
  4. Выявить уровень развития творческих способностей у младших школьников.
  5. Разработать и провести комплекс занятий по развитию творческих способностей у младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности.

Методы исследования:

  1. Теоретические методы: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме.
  2. Эмпирические методы: наблюдение; психолого-педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.

Теоретико-методологической базой исследования являются основные подходы к определению понятий «способности», «творчество» и «творческие способности» (В.С. Библер, В.Н. Дружинин, Т.Г. Казакова, А.Я. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), труды ученых, исследующих использование средств драматизации в качестве инструмента для развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности (Н.П. Андреева, Г.М. Белозерских, Д.Б. Кабалевский, И.Н. Куланина и др.), труды в области развития творческих способностей младших школьников в театральной деятельности (Т.И. Артемьева, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, , Д.С. Лихачёв, О.И. Мотков, В.А. Разумный и др.).

Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены разработанные конспекты внеурочных занятий, которые могут быть использованы в практической работе учителей начальной школы и педагогов дополнительного образования.

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Бехтеевская СОШ» Белгородская область, Корочанский район, с. Бехтеевка. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста (10 лет), из них – 8 мальчиков и 12 девочек.

Структура магистерской диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографический список, включающего 64 источника и приложения.

Во введении представлена краткая характеристика и актуальность исследуемой проблемы, представлен научный аппарат: выявлена проблема, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, гипотеза.

В первой главе «Теоретические основы развития творческих способностей у младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности» освещаются различные подходы к трактовке понятий «способности», «творчество», «творческие способности» и «драматизация», раскрывается их сущность; дана структура творческих способностей и выделены компоненты, способствующие формированию творческих способностей младших школьников; представлены критерии оценки уровня развития творческих способностей; представлены виды драматизации; описаны организационные аспекты развития творческих способностей младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности.

Во второй главе «Содержание работы по развитию творческих способностей у младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности» представлены педагогический опыт по развитию творческих способностей младших школьников, диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников. Описана экспериментально-методическая работа по развитию творческих способностей младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности.

В Заключении подтверждается значимость темы исследования, представлены ключевые выводы, подтверждающие гипотезу, определены перспективы дальнейшего исследования данной проблемы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ключевые аспекты работы были представлены и обсуждены в виде выступлений на Международной научно-практической конференции «Наука и образование: создаём будущее, опираемся на ценности» (Пенза, 2024), в сборнике статей XLII международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки и образования» (Пенза, 2024), на Круглом столе «Проблемы организации внеурочной деятельности в начальной школе» (16 апреля 2024 г.), использовались в учебно-воспитательной работе школы, а также были представлены в виде докладов на заседании научно-методического объединения учителей начальных классов (МБОУ «Бехтеевская СОШ» Белгородская область, Корочанский район, с. Бехтеевка, сентябрь 2024 г.).

 

 

 

  1. Айваз Е.Я. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников / Е.Я. Айваз // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2020. – № 40 (59). – С. 143-150.
  2. Андреева А.А. Сущность понятия «творческие способности» / А.А. Андреева // Мир культуры – взгляд в будущее. Сборник научных статей. – 2019. – С. 12-14.
  3. Андреева Н.П. Драматизация урока или внеурочного занятия как эффективный способ формирования творческой личности детей и подростков / Н.П. Андреева, Ж.В. Шарафуллина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2022. – № 204. – С. 35-43.
  4. Беканова С.Б. Сущность понятий «творческие способности», «развитие творческих способностей» младших школьников / С.Б. Беканова // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». – 2024. – Т. 2. № 16-3. – С. 19-22.
  5. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности / Г.М. Белозерских. – М.: МОДЭК, 2015. – 312 с.
  6. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыки / Н.А. Бергер. – СПб.: Каро, 2004. – 368 с.
  7. Библер В.С. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога / В.С. Библер. – М.: Политиздат, 1975. – 399 с.
  8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 319 с.
  9. Васюкова Е.Н. Теоретические аспекты понятия «творческие способности» в научной литературе / Е.Н. Васюкова, Н.А. Шмырева // Актуальные проблемы развития образования на современном этапе. Материалы симпозиума XIX Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2024. – С. 20-25.
  10. Воронина М.Ю. Формирование художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста в театральной студии / М.Ю. Воронина // Современные проблемы высшего образования. Материалы Пятой Межвузовской научно-практической конференции. – 2020. – С. 263-268.
  11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: кн. для учителя / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
  12. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Прогресс, 1965. – 525 с.
  13. Громова Н.В. Роль педагога в развитии творческих способностей учащихся начальной школы / Н.В. Громова // Формирование культурной идентичности студентов – будущих педагогов посредством развития их профессионального интереса к педагогической деятельности. Сборник статей Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. – 2023. – С. 182-187.
  14. Джафарова О.С. Художественно-педагогические технологии в начальной школе: учебное пособие / О.С. Джафарова. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. – 132 с.
  15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.
  16. Жданова Е.А. Формирование метапредметных и предметных компетенций у младших школьников на уроках литературного чтения / Е.А. Жданова. – Иркутск: ВСГАО, 2011. – 116 с.
  17. Зиновьева С.Д. Методы развития творческих способностей как условие обеспечения роста творческого потенциала младших школьников / С.Д. Зиновьева, Л.Д. Морозова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2021. – № 4. – С. 48-53.
  18. Иванова Т.А. Роль педагогических условий в развитии творческих способностей младших школьников / Т.А. Иванова // Управление, экономика и общество: проблемы и пути развития. Материалы IV Международной научно-практической конференции. – 2024. – С. 103-105.
  19. Иванова Т.А. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей школьников младшей возрастной группы в педагогическом процессе / Т.А. Иванова // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2024. – № 1. – С. 35-39.
  20. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2019. – 444 с.
  21. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца / Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1984. – 368 с.
  22. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 271 с.
  23. Карпова Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности: дис. … канд. психол. наук / Л.Г. Карпова. – Омск, 2011. – 215 с.
  24. Карпова Л.Г. Психологические механизмы развития творческих способностей младших школьников / Л.Г. Карпова // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 3. – С. 135-140.
  25. Карсакова О.Ю. Характеристика понятий: творчество, творческие способности / О.Ю. Корсакова // Студенческий форум. – 2023. – № 14-1. – С. 12-14.
  26. Кассем С.Е. Теоретико-методологическое обоснование понятия «творческие способности» / С.Е. Кассем // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – 2018. – № 2. – С. 19-23.
  27. Кондратьева Н.В. Критерии, показатели и уровни развития творческих способностей младших школьников / Н.В. Кондратьева // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-1. – С. 99-102.
  28. Королева А.Ю. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей младшего школьника в условиях начального образования / А.Ю. Королева, О.А. Евсеева // Перспективы развития научных исследований. Материалы Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 81-84.
  29. Крылов А.В. Игра-драматизация как одно из средств творческого развития детей / А.В. Крылов // Аллея науки. – 2023. – Т. 2. № 16. – С. 855-858.
  30. Куланина И.Н. Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников: монография / И.Н. Куланина. – М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 212 с.
  31. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 464 с.
  32. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2019. – 423 с.
  33. Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 1978. – 128 с.
  34. Малахова И.А. Развитие креативности личности как проблема научного анализа // И.А. Малахова // Поддержка одаренности – развитие креативности. Материалы международного конгресса. – 2014. – Т. 1. – С. 70-74.
  35. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников: учеб. пособие / А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 1991. – 155 с.
  36. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
  37. Мешкова И.В. Особенности развития творческих способностей младших школьников / И.В. Мешкова, П.А. Власова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. Материалы Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 91-95.
  38. Николаева Л.Г. Драматизация – средство развития творческой активности младших школьников / Л.Г. Николаева, Д.К. Овсянникова // Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 93-95.
  39. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006. – 944 с.
  40. Ощепкова О.В. Роль искусства в формировании творческих способностей и нравственной культуры личности / О.В. Ощепкова // Возрождение и развитие традиций эстетического воспитания молодежи XXI века. Материалы международной научно-практической конференции. – 2001. – С. 26-29.
  41. Платонов К.К. Проблема способностей / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1972. – 312 с.
  42. Поддьяков Н.Н. Творчество и соразвитие детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков. – Волгоград: Перемена, 1994. – 47 с.
  43. Пономарев Я.А. Психология творчества. Школа Я.А. Пономарева / Я.А. Пономарев, Д.В. Ушаков, Ю.И. Александров. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 624 с.
  44. Путинцева Н.В. Сущность и структура творческого потенциала у младших школьников / Н.В. Путинцева //Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2019. – № 2 (27). – С. 34-35.
  45. Резник Э.Р. Методика изучения художественного образа на уроке литературного чтения в начальной школе. Методические рекомендации / Э.Р. Резник. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 24 с.
  46. Рогозина В.В. Педагогические условия развития творческих способностей школьников на уроке / В.В. Рогозина // Воспитание школьников. – 2007. – № 4. – С. 28-30.
  47. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. – 351 с.
  48. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Рыжкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.
  49. Самарин Ю.А. Воспитание воображения школьников / Ю.А. Самарин. – М.: Педагогика, 1987. – 80 с.
  50. Сторожук А.М. Понятие и сущность развития творческих способностей у младших школьников / А.М. Сторожук // Педагогика: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. – 2023. – С. 14-16.
  51. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. Т. 1. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Духовный мир школьника / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1979. – 686 с.
  52. Сунь В. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников / В. Сунь // Искусство, культура, образование: цифровые стратегии, инструментарий, искусственный интеллект. Сборник статей участников IX Международной научно-практической конференции. – 2024. – С. 486-491.
  53. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Психология индивидуальных различий: учебное пособие / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2002. – С. 262-272.
  54. Терехова Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: автореферат дисс... канд. пед. наук / Г.В. Терехова. – Челябинск, 2002. – 17 с.
  55. Терехова О.Е. Происхождение понятий «творчество» и творческие способности» / О.Е. Терехова // Современная наука. XXI век: научный, культурный, ИТ контекст. Сборник статей I Международной научно-практической конференции. – 2021. – С. 242-250.
  56. Чугайнова Н.В. Понятие «творческие способности» в психолого-педагогической литературе» / Н.В. Чугайнова // Современная наука: актуальные вопросы теории и практики. Материалы региональной научно-практической конференции. – 2019. – С. 103-106.
  57. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова. – М.: Владос, 2004. – 325 с.
  58. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека: Монография / В.Д. Шадриков. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. – 274 с.
  59. Шамина Т.С. Сущность и структура понятия «творческие способности»: системно-содержательный анализ / Т.С. Шамина // Аллея науки. – 2021. – Т. 1. № 4 (55). – С. 962-966.
  60. Шапиро Ю.И. О сущности творчества и творческих способностей / Ю.И. Шапиро // Философия образования. – 2013. – № 3 (48). – С. 209-217.
  61. Шаров А.С. Психология, образование и развитие человека / А.С. Шаров. – Омск: Омск. гос. пед. ун-т, 1996. – 150 с.
  62. Шевченко Г.П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии школьников: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Г.П. Шевченко. – Ворошиловград, 1986. – 41 с.
  63. Юсов Б.П. Виды искусства и их взаимодействие / Б.П. Юсов, Е.П. Кабкова, Л.Н. Мун. – М.: ИХО РАО, 2001. – 211 с.
  64. Яковлева Е.А. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е.А. Яковлева. – М.: Альфа, 2019. – 268 с.

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Магистерская диссертация Педагогика
2020 год 81 стр.
Дипломная Информационные технологии в обучении школьников иностранному языку
avtorklass
Магистерская диссертация Педагогика
2016 год 95 стр.
Диплом Формирование межкультурной коммуникации
avtorklass

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское