Введение
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности
1.1. Понятие и сущность творческих способностей младших школьников
1.2. Структура и критерии формирования творческих способностей у младших школьников
1.3. Средства драматизации как инструмент развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности
Глава 2. Содержание работы по развитию творческих способностей у младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности
2.1. Из опыта работы педагогов по проблеме исследования
2.2. Показатели и уровни сформированности творческих способностей у младших школьников в экспериментальном классе
2.3. Содержание экспериментально–методической работы по развитию творческих способностей у младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности
Заключение
Библиографический список
Современный период общественного развития тесно связан с существенными преобразованиями, видоизменяющими качественную сторону человеческой жизни. Меняются требования к профессиональным и личностным качествам специалистов всех сфер деятельности, диктующие не только наличие фундаментальных знаний, но и способностей уникально, нестандартно подходить к решению актуальных задач. В связи с этим важной задачей отечественной педагогики становится воспитание креативной личности, обладающей высокоразвитыми творческими способностями.
В соответствии с вышесказанным, формирование и развитие творческих способностей подрастающего поколения становится одним из ведущих направлений современного образования. Творчество, с одной стороны, является основой качественного изменения окружающей действительности, с другой стороны, выступает значительным ресурсом для внутреннего совершенствования личности. Младший школьный возраст, как наиболее восприимчивый этап человеческого развития, характеризуется формированием фантазии, воображения, творческого мышления. Заложенные в этом возрасте навыки творческой деятельности становятся основой дальнейшего развития творческих способностей ребенка, трансформируясь в свойство личности, способствующее формированию нестандартного мышления, активной жизненной позиции, креативности. При этом перед педагогом встает задача поиска эффективных методических решений, направленных на развитие творческих способностей ребенка и отвечающим социальным запросам общества, и внедрения их в процесс обучения. Именно внеурочная деятельность, как направление образовательного процесса, задачей которого является духовно-нравственное развитие личности обучающихся, обладает потенциалом для творческого развития ребенка. Таким образом, изучение педагогической работы по применению средств драматизации на внеурочном занятии для развития творческих способностей у младших школьников является актуальным.
Значение младшего школьного возраста в периодизации развития личности раскрыто в трудах многих ученых. Среди научных исследований проблеме развития творческих способностей младших школьников посвящены работы Л.С. Выготского, Дж. Гилфорда, В.Н. Дружинина, Е.П. Ильина, Т.Г. Казаковой, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, А.М. Сторожук, В.А. Сухомлинского, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др.
Структура и критерии формирования творческих способностей у младших школьников рассматривали в своих трудах Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, Л.Г. Карпова, Н.В. Кондратьева, Н.С. Лейтес, И.А. Малахова, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, О.В. Ощепкова, Г.В. Терехова, Е.А. Яковлева и др.
Средства драматизации создают условия для эффективного развития творческих способностей. Средства драматизации как инструмент развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности изучали Н.П. Андреева, Г.М. Белозерских, Н.А. Бергер, Л.С. Выготский, О.С. Джафарова, Д.Б. Кабалевский, И.Н. Куланина, Л.Г. Николаева, Д.К. Овсянникова, Ю.А. Самарин, Э.Г. Чурилова, Н.В. Шевченко, Б.П. Юсов и др.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод о том, что среди факторов недостаточного развития творческих способностей обучающихся младших классов следует выделить влияние несформированности следующих компонентов творческих способностей: когнитивного, деятельностного и мотивационного. Следовательно, существует потребность в педагогической работе, направленной на формирование данных компонентов, важным инструментом которой является использование средств драматизации во внеурочной деятельности.
Изучение имеющихся данных по проблеме развития творческих способностей позволил выявить следующее противоречие: между необходимостью развития творческих способностей у младших школьников и недостаточной разработанностью методических аспектов осуществления данного процесса средствами драматизации в условиях внеурочной деятельности.
Указанное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы методические условия развития творческих способностей у младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у младших школьников.
Предмет исследования: методические условия развития творческих способностей у младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс развития творческих способностей у младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности будет эффективен при соблюдении следующих условий:
- учете индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
- использовании методических приемов, развивающих творческие способности младших школьников.
Задачи:
- Теоретически обосновать проблему развития творческих способностей у младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности.
- Изучить сущность понятия «творческие способности» младших школьников.
- Описать структуру и критерии формирования творческих способностей у младших школьников.
- Выявить уровень развития творческих способностей у младших школьников.
- Разработать и провести комплекс занятий по развитию творческих способностей у младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
- Теоретические методы: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме.
- Эмпирические методы: наблюдение; психолого-педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.
Теоретико-методологической базой исследования являются основные подходы к определению понятий «способности», «творчество» и «творческие способности» (В.С. Библер, В.Н. Дружинин, Т.Г. Казакова, А.Я. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), труды ученых, исследующих использование средств драматизации в качестве инструмента для развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности (Н.П. Андреева, Г.М. Белозерских, Д.Б. Кабалевский, И.Н. Куланина и др.), труды в области развития творческих способностей младших школьников в театральной деятельности (Т.И. Артемьева, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, , Д.С. Лихачёв, О.И. Мотков, В.А. Разумный и др.).
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены разработанные конспекты внеурочных занятий, которые могут быть использованы в практической работе учителей начальной школы и педагогов дополнительного образования.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Бехтеевская СОШ» Белгородская область, Корочанский район, с. Бехтеевка. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста (10 лет), из них – 8 мальчиков и 12 девочек.
Структура магистерской диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографический список, включающего 64 источника и приложения.
Во введении представлена краткая характеристика и актуальность исследуемой проблемы, представлен научный аппарат: выявлена проблема, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, гипотеза.
В первой главе «Теоретические основы развития творческих способностей у младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности» освещаются различные подходы к трактовке понятий «способности», «творчество», «творческие способности» и «драматизация», раскрывается их сущность; дана структура творческих способностей и выделены компоненты, способствующие формированию творческих способностей младших школьников; представлены критерии оценки уровня развития творческих способностей; представлены виды драматизации; описаны организационные аспекты развития творческих способностей младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности.
Во второй главе «Содержание работы по развитию творческих способностей у младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности» представлены педагогический опыт по развитию творческих способностей младших школьников, диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников. Описана экспериментально-методическая работа по развитию творческих способностей младших школьников средствами драматизации во внеурочной деятельности.
В Заключении подтверждается значимость темы исследования, представлены ключевые выводы, подтверждающие гипотезу, определены перспективы дальнейшего исследования данной проблемы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ключевые аспекты работы были представлены и обсуждены в виде выступлений на Международной научно-практической конференции «Наука и образование: создаём будущее, опираемся на ценности» (Пенза, 2024), в сборнике статей XLII международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки и образования» (Пенза, 2024), на Круглом столе «Проблемы организации внеурочной деятельности в начальной школе» (16 апреля 2024 г.), использовались в учебно-воспитательной работе школы, а также были представлены в виде докладов на заседании научно-методического объединения учителей начальных классов (МБОУ «Бехтеевская СОШ» Белгородская область, Корочанский район, с. Бехтеевка, сентябрь 2024 г.).