ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе образование выполняет не только функцию удовлетворения потребностей индивидуумов и общества, но и играет ключевую роль в процессе преобразования общества. Образование сопутствует росту интеллектуального потенциала страны, обеспечивает динамичное развитие общества, повышает благосостояние граждан и создает условия для дальнейшего прогресса.
История развития общества подтверждает неразрывную связь между образованием и обществом, которая имеет двусторонний характер. Не только образование влияет на общество, но и общество, в свою очередь, оказывает влияние на развитие образования.
Учитывая разнообразные функции образования, можно выделить следующие аспекты его роли в обществе:
- Формирование человеческого капитала. Образование обеспечивает общество высококвалифицированными специалистами, которые являются движущей силой в экономике и социальной сфере.
- Обеспечение социальной мобильности. Образование создает равные возможности для всех членов общества, позволяя им достичь успеха и преуспеть независимо от их социального происхождения.
- Создание условий для развития науки и культуры. Образование способствует распространению и развитию знаний, науки и культуры, что является неотъемлемой частью развития общества.
Таким образом, образование является неотъемлемой частью современного общества и выполняет множество важных функций, которые способствуют прогрессу и развитию общества.
Сфера образования играет важную роль в обществе, поскольку отражает все основные процессы экономического, политического и социального характера. Она также является платформой для решения различных проблем, с которыми сталкивается общество. На протяжении последних десятилетий система образования в Российской Федерации проходит переходный период от традиционного подхода управления к инновационному менеджменту.
В такой переходный период система образования постоянно модернизируется и развивается, чтобы соответствовать повышенным требованиям качества образования. С каждым годом возрастают требования к школам, включая внедрение новых информационных технологий и соответствие новым образовательным стандартам. Однако, перед современной педагогической наукой и практикой стоит важная задача - переход от традиционных способов сбора информации о школах к педагогическому мониторингу.
Педагогический мониторинг предполагает длительное системное слежение за состоянием системы образования. Это позволяет не только узнать текущее состояние образования в стране, но и предугадывать его тенденции и прогнозировать возможные проблемы. Педагогический мониторинг способствует более эффективному планированию развития образовательной системы и принятию решений на основе объективных данных. Он помогает выявить успешные практики и проблемные области, что позволяет улучшить качество образования в целом.
В итоге, переход к педагогическому мониторингу поможет системе образования Российской Федерации стать более гибкой, адаптивной и эффективной, что в свою очередь способствует достижению лучших результатов в образовательном процессе.
Все больше и больше школ переходят на новую систему оценки, где принимают участие не только учителя, но и руководители. Таким образом, оценка становится объективнее и более структурированной. Вместо того чтобы полагаться только на проставленные цифры в журнале, руководители теперь принимают активное участие в создании и проверке оценок.
Самое интересное заключается в том, что каждый учитель имеет свою собственную систему оценки и свое понимание содержательной стороны отметки. Некоторые ставят оценки в основном на основе результатов тестов и заданий, другие же оценивают активность и участие ученика в классе и внеклассных мероприятиях.
Однако, вопрос оценки качества знаний по-прежнему остается открытым. Ведь невозможно всецело оценить уровень математических или гуманитарных знаний, полагаясь только на интуицию и "на глаз". Как же найти компромисс между объективностью и индивидуальностью оценки? Один из вариантов - это использование стандартных тестов и экзаменов, которые имеют общепринятые критерии оценки.
Также, с развитием технологий, появляются новые возможности для оценки знаний и результативности методик обучения. Виртуальные классы и онлайн-платформы позволяют руководителям наблюдать за процессом обучения и оценивать успехи или неуспехи учеников в режиме реального времени. Это открывает новые горизонты для точной и объективной оценки.
В итоге, система оценки в школе становится все более открытой и демократичной, учитывая мнение и участие всех заинтересованных сторон. Отметка в журнале уже не просто цифра, а результат комбинированного подхода и обсуждения между учителем и руководителем.
Для эффективного управления образованием важно не только контролировать качество учебной работы, но и иметь ясные требования к методикам, проверочным работам и организации процессов. На данный момент, хотя существуют государственные и общественные стандарты, отсутствуют конкретные требования к сами процессам обучения. Эта проблема может быть решена только посредством разработки системы, которая гарантирует объективную информацию о достижениях учащихся в соответствии с образовательными стандартами.
Однако разработка такой системы является сложной задачей, требующей тщательного планирования и экспертного мнения. Во-первых, необходимо определить основные критерии оценки качества образования, которые будут лежать в основе создаваемой модели. Эти критерии должны быть объективными, адекватными и учитывать разнообразие потребностей и способностей учащихся.
Далее, следует установить детальные требования к проверочным работам и методикам, чтобы они соответствовали заданным критериям. Кроме того, необходимо разработать четкие регламенты и инструкции для организации учебных процессов, чтобы обеспечить их эффективность и целостность.
Кроме того, важно учитывать мнение и потребности образовательного сообщества. При разработке модели управления образованием необходимо включить в процесс обсуждение и сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами, такими как учителя, ученики, родители и общественные организации. Только таким образом можно создать полноценную и устойчивую систему управления образованием, которая будет соответствовать требованиям и приносить реальную пользу обучающимся.
Только с помощью комплексной системы, которая включает определение критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и использование его в качестве инструмента управления качеством образования, образовательные учреждения могут принимать информированные управленческие решения. Педагогический мониторинг необходим для систематического сбора данных, анализа и интерпретации, исследования текущего состояния образовательного процесса. Он позволяет определить достижение образовательных целей, выявить проблемные области и предложить соответствующие меры для их улучшения. Использование полученной информации в управлении качеством образования помогает создать условия для оптимального развития учеников и достижения успеха в их образовании.
Глубокие исследования проблемы мониторинга в образовании стали активно вести наши отечественные педагоги еще в 90-х годах. В.И.Андреев, В.П.Беспалько, В.А.Кальней, A.Н.Майоров, С.Е.Шишов и другие исследователи стремились разработать эффективные способы контроля и оценки качества разного уровня образования. Их работы стали отправной точкой для преодоления существующих проблем. Такие шаги были необходимы, чтобы взять под контроль сложившуюся ситуацию и развить новую методологию в данной области.
В настоящее время, исходя из общественной необходимости, государственные образовательные стандарты постоянно совершенствуются. Разрабатываются критерии и показатели качества, которые являются неотъемлемой частью такого контроля. Эмпирический опыт организации педагогического мониторинга в образовательных учреждениях активно накапливается и обсуждается среди специалистов в данной области.
Это важная и сложная задача, требующая систематического и длительного исследования. Ведь только таким образом можно найти оптимальные решения и методы контроля качества образования, а также обеспечить эффективность образовательных процессов. Конечной целью является высокий уровень знаний и навыков учащихся, чтобы они смогли успешно справиться с вызовами современного мира. Поэтому, столь важно продолжать и углублять исследования в области педагогического мониторинга, чтобы добиться долгосрочных и качественных результатов.
Один из ключевых научных трудов, посвященных управлению качеством образования и образовательному мониторингу, была написана в 1995 году и названа "Управление качеством образования: вхождение в проблему". Авторами книги являются Д.В.Татьянченко и C.Г.Воровщикова, которые определяют понятие качества образования как совокупность свойств, отвечающих современным требованиям педагогической теории и практики, и способных удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства. В рамках своих исследований, они выделяют следующие внутренние свойства качества образования:
- Качество основных условий образовательного процесса: эта составляющая включает в себя все аспекты, связанные с организацией и обеспечением необходимых условий для успешного обучения и развития учащихся. Это включает в себя физическую инфраструктуру школы, квалификацию учителей, доступность учебных материалов и технологий.
- Качество реализации образовательного процесса: эта составляющая касается самого процесса обучения и включает в себя педагогическую методику, применяемую учителями, организацию уроков, дифференцированный подход к ученикам и взаимодействие между учителями и учениками.
- Качество результатов образовательного процесса: это последняя составляющая и она относится к достижениям и успехам учащихся в процессе обучения. Это может включать результаты экзаменов, оценки, знания и навыки, которыми обладают ученики после завершения обучения.
Исследование в области управления качеством образования включает анализ всех этих аспектов и стремится к повышению качества образования на всех уровнях. Оно является важным инструментом для развития и совершенствования образовательной системы при условии, что оно основывается на научных исследованиях и подкрепляется соответствующими практическими решениями.
В последние несколько лет ученые активно исследуют вопросы, связанные непосредственно с качеством образования. Они разрабатывают новые технологии и механизмы для управления им. Среди этих ученых можно назвать С.Г.Воровщиков, С.А.Гильманов, B.И.Загвязинский, В.П.Панасюк, М.М.Поташник, Д.В.Татьянченко, Е.А.Ямбург и др. Одним из подходов, которые они предлагают, является использование мониторинга.
К внешним свойствам образования, которые учеными учитывают, относятся следующие факторы:
- соответствие образования образовательным потребностям учащихся;
- соответствие образования запросу родителей;
- соответствие образования требованиям государства;
- и другие факторы.
Педагогический мониторинг, как один из шагов алгоритма управления качеством образования, предлагается учеными. Однако, к сожалению, они сводят его только к сбору информации.
Кроме того, некоторые ученые, такие как Д.Ш.Матрос, Д.М.Полев, Н.Н.Мельникова, Н.А.Кулемин и др., также исследуют возможности мониторинга в контексте управления качеством образования. Они ищут альтернативные подходы и методы для улучшения образования на основе полученных данных.
Таким образом, существует активное научное сообщество, которое работает над управлением качеством образования и разрабатывает новые методы и технологии на основе мониторинга. Однако, необходимо уделить больше внимания не только сбору информации, но и ее анализу и применению в практической деятельности образовательных учреждений.
В практико-ориентированной монографии "Управление качеством образования" под редакцией М.М.Поташника (2000 г.) обсуждаются вопросы управления качеством образования. Эта монография наиболее подробно рассматривает качество образования как соотношение между целью и результатом, которые предполагаются в зоне потенциального развития школьника. В отличие от ранних исследований по управлению образованием, авторы этой книги не сводят образование только к обучению. Они считают, что качество образования в первую очередь определяется качеством образовательных результатов. Эта монография предлагает новые подходы к управлению образовательными процессами и акцентирует внимание на значимости качества образования для успешного развития школьников.
Важным вопросом, затронутым в данной монографии, является также анализ различных факторов, которые влияют на качество образования, включая компетентность педагогов, доступность образовательных ресурсов и инфраструктуры, и взаимодействие семьи и образовательной системы. В целом, эта монография предоставляет умное поле для мышления и дальнейших исследований в области управления качеством образования.
Таким образом, М.М.Поташник и его коллеги представили не только новые концепции управления качеством образования, но и задали важный вопрос о роли качества образования в развитии учащихся и общества в целом. Это направление исследований становится все более актуальным в свете современных вызовов и требований к образовательным системам.
Т.И.Шамова и Т.М.Давыденко (2001 г.) в своей книге представляют основные положения о качестве образования и образовательном мониторинге. Они выделяют четыре ключевых аспекта качества образования: качество целей, качество условий, качество образовательного процесса и качество результатов. Важно отметить, что все эти аспекты должны подлежать мониторингу, но методы и показатели мониторинга несовершенны и неопределенны.
Более подробно авторы книги рассматривают методики самоанализа и самооценки, которые основываются на полученной информации и используются учителем и учеником для оценки их деятельности. Это важный шаг в развитии образовательного процесса и постоянного улучшения качества образования.
Т.А.Строкова (1998 г.) в своей брошюре посвящает внимание мониторингу педагогических нововведений. Она кратко, но емко, раскрывает как теоретические, так и практические аспекты данного мониторинга. Исследование и оценка нововведений позволяет педагогам и исследователям получить ценную информацию о том, как новые методики и подходы влияют на процесс обучения и достижение образовательных целей. Это способствует постоянному совершенствованию и инновационному развитию образования.
Обеспечение качественного образования в школах является важной задачей, но практика оценки деятельности большинства школ оставляет желать лучшего. Эта практика основана на устаревшей схеме статистической отчетности ОШ-1, которая задает формальные критерии. Однако, информация, собранная на основе этой схемы, часто является количественной, усеченной и недостаточной для объективного анализа и оценки качества образования. Кроме того, она не обладает прогностической силой, что делает невозможным принятие адекватных управленческих решений. Для того чтобы улучшить ситуацию, необходимо пересмотреть и обновить методы оценки и управления качеством образования в школах. Здесь представлены некоторые предложения, обсуждающие возможные подходы:
- Введение субъективных критериев оценки, которые учитывали бы мнение учеников, родителей и учителей, поможет получить более полную картину о качестве образования в школе.
- Расширение сферы сбора информации, включая данные о педагогическом процессе, результаты обучения, а также об условиях и ресурсах, позволит провести более всесторонний анализ образовательной среды.
- Внедрение инновационных методик и технологий, таких как онлайн-платформы для оценки знаний, позволит более точно измерять успехи учеников и эффективность образовательного процесса.
- Обучение и поддержка учителей в использовании новых инструментов оценки и анализа данных поможет им более эффективно работать с информацией и принимать обоснованные решения для улучшения образования.
- Создание национального стандарта оценки качества образования с учетом современных требований и методологий позволит согласованно и объективно оценивать работу школ и принимать соответствующие меры по улучшению качества образования.
Таким образом, пересмотр практики оценки деятельности школ и внедрение новых подходов способствует более объективной и качественной оценке образования и направлено на улучшение его результатов.
Раскрытие сущности мониторинга как предмета качества образования становится ключевой задачей разработки программы по совершенствованию мониторинга в МБОУ СОШ № 22 Междуреченского городского округа в Кемеровской области – Кузбассе. В этом контексте важно обосновать роль системы мониторинга в оценке качества образования, а также выявить особенности и возможности ее построения.
Анализировать модели мониторинговых исследований образовательного процесса в школе поможет использование опыта других школ России. Это позволит лучше понять, какие методы и подходы могут быть применены для эффективного мониторинга и оценки качества образования в МБОУ СОШ № 22.
- Мониторинг качества знаний по предметам - это неотъемлемая часть учебного процесса, которая позволяет систематически отслеживать успеваемость учащихся.
- При организации мониторинга качества образования в школе важно определить, какие объекты будут подвергаться контролю. Это могут быть учебные материалы, учебники, методические пособия и т. д.
- Не следует забывать о том, что внутришкольный контроль оказывает влияние на эффективность управления процессом мониторинговых исследований качества образования. Он способствует выявлению проблемных моментов и принятию соответствующих мер для их решения.
- Мониторинг развития педагогического коллектива играет важную роль в повышении качества образования. Он позволяет определить сильные и слабые стороны работы учителей, выявить потребности в профессиональной поддержке и развитии.
- Рост профессионального мастерства учителя можно достичь через направления работы и мониторинг результатов его деятельности. Это включает в себя методическую работу, участие в профессиональных сообществах, самоанализ и взаимодействие с коллегами. Эффективный мониторинг позволяет эффективно оценивать уровень мастерства и определять пути его развития.
Тема: Разработка и апробирование системы педагогического мониторинга в школе.
Новые предложения в начале:
В современном образовании все больше внимания уделяется качеству образовательного процесса. Одной из задач, поставленных перед школами, является разработка и апробирование системы педагогического мониторинга.
Объектом исследования является процесс управления качеством образования в школе и оценка качества образования. В рамках этого исследования хотят выяснить, какие механизмы используются для оценки качества образования и как происходит управление этим процессом в школьной среде.
Предметом исследования является сущность, принципы, функции мониторинга, критерии и способы оценки качества образования в школе. Хотят разобраться в том, какова сущность мониторинга и какие принципы лежат в его основе. Кроме того, интересно изучить, какие функции выполняет мониторинг и какими критериями, и способами оценивается качество образования в школе.
Теоретическими и методологическими основами исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты, научные труды отечественных и зарубежных ученых. Были изучены и анализированы Федеральный закон "Об образовании" и другие акты, которые определяют правовые аспекты оценки качества образования в школе. Также были рассмотрены научные труды ученых, которые проводили исследования в области педагогического мониторинга и качества образования.
- Развитие образования в России является одним из приоритетных направлений государственной политики.
- Для оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, было принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 года № 286.
- В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 11.06.2014 года № 657, была утверждена методика расчета показателей мониторинга системы образования.
- Задачей мониторинга качества школьного образования является предоставление информации, которая обладает достаточной прогностической силой для управления в школе.
Мониторинг качества школьного образования является важным инструментом для оценки эффективности образовательных учреждений и планирования их развития. Он позволяет получить обоснованную информацию о текущем состоянии образовательной системы и выявить проблемные места, которые требуют внимания и улучшения. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 утверждает государственную программу «Развитие образования», которая включает в себя меры по совершенствованию системы мониторинга и оценки качества образования. Это позволяет улучшить качество образования и гарантировать достойные условия для развития обучающихся. Разработанные методики расчета показателей мониторинга системы образования предоставляют возможность собирать объективную информацию о работе школы, анализировать ее и принимать обоснованные решения по улучшению качества образования. Таким образом, мониторинг качества школьного образования является необходимым инструментом для эффективного управления и развития образовательных учреждений.
Внедрение образовательного мониторинга в образовательные учреждения приведет к целому ряду положительных изменений. Во-первых, он позволит более эффективно отследить результаты педагогической деятельности. Это даст возможность не только выявить слабые стороны в образовательном процессе, но и внести необходимые коррективы для их устранения. Во-вторых, образовательный мониторинг стимулирует повышение ответственности у педагогов. Зная, что их работа будет подвергаться тщательному анализу и оценке, педагоги будут более осознанно подходить к своей профессиональной деятельности. В-третьих, такая система мониторинга способствует творческому росту педагогов. Постоянный анализ и обсуждение результатов позволяют педагогам развиваться и внедрять новые, инновационные методы обучения. Наконец, благодаря образовательному мониторингу образовательные учреждения смогут достичь стабильных и качественных показателей. Получив информацию о своих слабых местах, они смогут принять меры для их исправления и повысить эффективность своей работы. В итоге, образовательный мониторинг играет ключевую роль в повышении качества образования, способствуя развитию и росту как педагогического персонала, так и образовательных учреждений в целом.