ВКР|Управление проектами

Разработка программы по совершенствованию мониторинга качества образования в МБОУ СОШ № 22‬.

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: Nelada

Год: 2023 | Страниц: 137

Цена: 3 200
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ. 5

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА В ОБРАЗОВАНИИ.. 18

1.1. Мониторинг как предмет качества образования. Сущность понятия «мониторинг» и «качество». 18

1.2 Особенности и возможности построения систем мониторинга в образовании  31

1.3 Модели мониторинговых исследований образовательного процесса. 36

1.4. Мониторинг педагогических нововведений. 43

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА В МБОУ СОШ № 22. 52

2.1 Общая характеристика МБОУ СОШ 22. 52

2.2. Анализ программы мониторинга качества образования МБОУ СОШ № 22  57

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА   96

3.1. Мониторинг развития педагогического коллектива. 96

3.2. Мониторинг роста профессионального мастерства учителя от аттестации до аттестации. 102

3.3. Разработка программы мониторинга деятельности учителя как дополнения школьной программы мониторинга качества образования. 105

План работы.. 118

III – этап (внедренческий) 119

Корректировка и совершенствование программы мониторинга. 119

IV-этап (обобщающий) Аналитическая работа по реализации программы «Мониторинг профессиональных затруднений педагогов». 120

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 133

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 137

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе образование выполняет не только функцию удовлетворения потребностей индивидуумов и общества, но и играет ключевую роль в процессе преобразования общества. Образование сопутствует росту интеллектуального потенциала страны, обеспечивает динамичное развитие общества, повышает благосостояние граждан и создает условия для дальнейшего прогресса.

История развития общества подтверждает неразрывную связь между образованием и обществом, которая имеет двусторонний характер. Не только образование влияет на общество, но и общество, в свою очередь, оказывает влияние на развитие образования.

Учитывая разнообразные функции образования, можно выделить следующие аспекты его роли в обществе:

  1. Формирование человеческого капитала. Образование обеспечивает общество высококвалифицированными специалистами, которые являются движущей силой в экономике и социальной сфере.
  2. Обеспечение социальной мобильности. Образование создает равные возможности для всех членов общества, позволяя им достичь успеха и преуспеть независимо от их социального происхождения.
  3. Создание условий для развития науки и культуры. Образование способствует распространению и развитию знаний, науки и культуры, что является неотъемлемой частью развития общества.

Таким образом, образование является неотъемлемой частью современного общества и выполняет множество важных функций, которые способствуют прогрессу и развитию общества.

Сфера образования играет важную роль в обществе, поскольку отражает все основные процессы экономического, политического и социального характера. Она также является платформой для решения различных проблем, с которыми сталкивается общество. На протяжении последних десятилетий система образования в Российской Федерации проходит переходный период от традиционного подхода управления к инновационному менеджменту.

В такой переходный период система образования постоянно модернизируется и развивается, чтобы соответствовать повышенным требованиям качества образования. С каждым годом возрастают требования к школам, включая внедрение новых информационных технологий и соответствие новым образовательным стандартам. Однако, перед современной педагогической наукой и практикой стоит важная задача - переход от традиционных способов сбора информации о школах к педагогическому мониторингу.

Педагогический мониторинг предполагает длительное системное слежение за состоянием системы образования. Это позволяет не только узнать текущее состояние образования в стране, но и предугадывать его тенденции и прогнозировать возможные проблемы. Педагогический мониторинг способствует более эффективному планированию развития образовательной системы и принятию решений на основе объективных данных. Он помогает выявить успешные практики и проблемные области, что позволяет улучшить качество образования в целом.

В итоге, переход к педагогическому мониторингу поможет системе образования Российской Федерации стать более гибкой, адаптивной и эффективной, что в свою очередь способствует достижению лучших результатов в образовательном процессе.

Все больше и больше школ переходят на новую систему оценки, где принимают участие не только учителя, но и руководители. Таким образом, оценка становится объективнее и более структурированной. Вместо того чтобы полагаться только на проставленные цифры в журнале, руководители теперь принимают активное участие в создании и проверке оценок.

Самое интересное заключается в том, что каждый учитель имеет свою собственную систему оценки и свое понимание содержательной стороны отметки. Некоторые ставят оценки в основном на основе результатов тестов и заданий, другие же оценивают активность и участие ученика в классе и внеклассных мероприятиях.

Однако, вопрос оценки качества знаний по-прежнему остается открытым. Ведь невозможно всецело оценить уровень математических или гуманитарных знаний, полагаясь только на интуицию и "на глаз". Как же найти компромисс между объективностью и индивидуальностью оценки? Один из вариантов - это использование стандартных тестов и экзаменов, которые имеют общепринятые критерии оценки.

Также, с развитием технологий, появляются новые возможности для оценки знаний и результативности методик обучения. Виртуальные классы и онлайн-платформы позволяют руководителям наблюдать за процессом обучения и оценивать успехи или неуспехи учеников в режиме реального времени. Это открывает новые горизонты для точной и объективной оценки.

В итоге, система оценки в школе становится все более открытой и демократичной, учитывая мнение и участие всех заинтересованных сторон. Отметка в журнале уже не просто цифра, а результат комбинированного подхода и обсуждения между учителем и руководителем.

Для эффективного управления образованием важно не только контролировать качество учебной работы, но и иметь ясные требования к методикам, проверочным работам и организации процессов. На данный момент, хотя существуют государственные и общественные стандарты, отсутствуют конкретные требования к сами процессам обучения. Эта проблема может быть решена только посредством разработки системы, которая гарантирует объективную информацию о достижениях учащихся в соответствии с образовательными стандартами.

Однако разработка такой системы является сложной задачей, требующей тщательного планирования и экспертного мнения. Во-первых, необходимо определить основные критерии оценки качества образования, которые будут лежать в основе создаваемой модели. Эти критерии должны быть объективными, адекватными и учитывать разнообразие потребностей и способностей учащихся.

Далее, следует установить детальные требования к проверочным работам и методикам, чтобы они соответствовали заданным критериям. Кроме того, необходимо разработать четкие регламенты и инструкции для организации учебных процессов, чтобы обеспечить их эффективность и целостность.

Кроме того, важно учитывать мнение и потребности образовательного сообщества. При разработке модели управления образованием необходимо включить в процесс обсуждение и сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами, такими как учителя, ученики, родители и общественные организации. Только таким образом можно создать полноценную и устойчивую систему управления образованием, которая будет соответствовать требованиям и приносить реальную пользу обучающимся.

Только с помощью комплексной системы, которая включает определение критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и использование его в качестве инструмента управления качеством образования, образовательные учреждения могут принимать информированные управленческие решения. Педагогический мониторинг необходим для систематического сбора данных, анализа и интерпретации, исследования текущего состояния образовательного процесса. Он позволяет определить достижение образовательных целей, выявить проблемные области и предложить соответствующие меры для их улучшения. Использование полученной информации в управлении качеством образования помогает создать условия для оптимального развития учеников и достижения успеха в их образовании.

Глубокие исследования проблемы мониторинга в образовании стали активно вести наши отечественные педагоги еще в 90-х годах. В.И.Андреев, В.П.Беспалько, В.А.Кальней, A.Н.Майоров, С.Е.Шишов и другие исследователи стремились разработать эффективные способы контроля и оценки качества разного уровня образования. Их работы стали отправной точкой для преодоления существующих проблем. Такие шаги были необходимы, чтобы взять под контроль сложившуюся ситуацию и развить новую методологию в данной области.

В настоящее время, исходя из общественной необходимости, государственные образовательные стандарты постоянно совершенствуются. Разрабатываются критерии и показатели качества, которые являются неотъемлемой частью такого контроля. Эмпирический опыт организации педагогического мониторинга в образовательных учреждениях активно накапливается и обсуждается среди специалистов в данной области.

Это важная и сложная задача, требующая систематического и длительного исследования. Ведь только таким образом можно найти оптимальные решения и методы контроля качества образования, а также обеспечить эффективность образовательных процессов. Конечной целью является высокий уровень знаний и навыков учащихся, чтобы они смогли успешно справиться с вызовами современного мира. Поэтому, столь важно продолжать и углублять исследования в области педагогического мониторинга, чтобы добиться долгосрочных и качественных результатов.

Один из ключевых научных трудов, посвященных управлению качеством образования и образовательному мониторингу, была написана в 1995 году и названа "Управление качеством образования: вхождение в проблему". Авторами книги являются Д.В.Татьянченко и C.Г.Воровщикова, которые определяют понятие качества образования как совокупность свойств, отвечающих современным требованиям педагогической теории и практики, и способных удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства. В рамках своих исследований, они выделяют следующие внутренние свойства качества образования:

  1. Качество основных условий образовательного процесса: эта составляющая включает в себя все аспекты, связанные с организацией и обеспечением необходимых условий для успешного обучения и развития учащихся. Это включает в себя физическую инфраструктуру школы, квалификацию учителей, доступность учебных материалов и технологий.
  2. Качество реализации образовательного процесса: эта составляющая касается самого процесса обучения и включает в себя педагогическую методику, применяемую учителями, организацию уроков, дифференцированный подход к ученикам и взаимодействие между учителями и учениками.
  3. Качество результатов образовательного процесса: это последняя составляющая и она относится к достижениям и успехам учащихся в процессе обучения. Это может включать результаты экзаменов, оценки, знания и навыки, которыми обладают ученики после завершения обучения.

Исследование в области управления качеством образования включает анализ всех этих аспектов и стремится к повышению качества образования на всех уровнях. Оно является важным инструментом для развития и совершенствования образовательной системы при условии, что оно основывается на научных исследованиях и подкрепляется соответствующими практическими решениями.

В последние несколько лет ученые активно исследуют вопросы, связанные непосредственно с качеством образования. Они разрабатывают новые технологии и механизмы для управления им. Среди этих ученых можно назвать С.Г.Воровщиков, С.А.Гильманов, B.И.Загвязинский, В.П.Панасюк, М.М.Поташник, Д.В.Татьянченко, Е.А.Ямбург и др. Одним из подходов, которые они предлагают, является использование мониторинга.

К внешним свойствам образования, которые учеными учитывают, относятся следующие факторы:

- соответствие образования образовательным потребностям учащихся;

- соответствие образования запросу родителей;

- соответствие образования требованиям государства;

- и другие факторы.

 

Педагогический мониторинг, как один из шагов алгоритма управления качеством образования, предлагается учеными. Однако, к сожалению, они сводят его только к сбору информации.

Кроме того, некоторые ученые, такие как Д.Ш.Матрос, Д.М.Полев, Н.Н.Мельникова, Н.А.Кулемин и др., также исследуют возможности мониторинга в контексте управления качеством образования. Они ищут альтернативные подходы и методы для улучшения образования на основе полученных данных.

Таким образом, существует активное научное сообщество, которое работает над управлением качеством образования и разрабатывает новые методы и технологии на основе мониторинга. Однако, необходимо уделить больше внимания не только сбору информации, но и ее анализу и применению в практической деятельности образовательных учреждений.

В практико-ориентированной монографии "Управление качеством образования" под редакцией М.М.Поташника (2000 г.) обсуждаются вопросы управления качеством образования. Эта монография наиболее подробно рассматривает качество образования как соотношение между целью и результатом, которые предполагаются в зоне потенциального развития школьника. В отличие от ранних исследований по управлению образованием, авторы этой книги не сводят образование только к обучению. Они считают, что качество образования в первую очередь определяется качеством образовательных результатов. Эта монография предлагает новые подходы к управлению образовательными процессами и акцентирует внимание на значимости качества образования для успешного развития школьников.

Важным вопросом, затронутым в данной монографии, является также анализ различных факторов, которые влияют на качество образования, включая компетентность педагогов, доступность образовательных ресурсов и инфраструктуры, и взаимодействие семьи и образовательной системы. В целом, эта монография предоставляет умное поле для мышления и дальнейших исследований в области управления качеством образования.

Таким образом, М.М.Поташник и его коллеги представили не только новые концепции управления качеством образования, но и задали важный вопрос о роли качества образования в развитии учащихся и общества в целом. Это направление исследований становится все более актуальным в свете современных вызовов и требований к образовательным системам.

Т.И.Шамова и Т.М.Давыденко (2001 г.) в своей книге представляют основные положения о качестве образования и образовательном мониторинге. Они выделяют четыре ключевых аспекта качества образования: качество целей, качество условий, качество образовательного процесса и качество результатов. Важно отметить, что все эти аспекты должны подлежать мониторингу, но методы и показатели мониторинга несовершенны и неопределенны.

Более подробно авторы книги рассматривают методики самоанализа и самооценки, которые основываются на полученной информации и используются учителем и учеником для оценки их деятельности. Это важный шаг в развитии образовательного процесса и постоянного улучшения качества образования.

Т.А.Строкова (1998 г.) в своей брошюре посвящает внимание мониторингу педагогических нововведений. Она кратко, но емко, раскрывает как теоретические, так и практические аспекты данного мониторинга. Исследование и оценка нововведений позволяет педагогам и исследователям получить ценную информацию о том, как новые методики и подходы влияют на процесс обучения и достижение образовательных целей. Это способствует постоянному совершенствованию и инновационному развитию образования.

Обеспечение качественного образования в школах является важной задачей, но практика оценки деятельности большинства школ оставляет желать лучшего. Эта практика основана на устаревшей схеме статистической отчетности ОШ-1, которая задает формальные критерии. Однако, информация, собранная на основе этой схемы, часто является количественной, усеченной и недостаточной для объективного анализа и оценки качества образования. Кроме того, она не обладает прогностической силой, что делает невозможным принятие адекватных управленческих решений. Для того чтобы улучшить ситуацию, необходимо пересмотреть и обновить методы оценки и управления качеством образования в школах.  Здесь представлены некоторые предложения, обсуждающие возможные подходы:

  1. Введение субъективных критериев оценки, которые учитывали бы мнение учеников, родителей и учителей, поможет получить более полную картину о качестве образования в школе.
  2. Расширение сферы сбора информации, включая данные о педагогическом процессе, результаты обучения, а также об условиях и ресурсах, позволит провести более всесторонний анализ образовательной среды.
  3. Внедрение инновационных методик и технологий, таких как онлайн-платформы для оценки знаний, позволит более точно измерять успехи учеников и эффективность образовательного процесса.
  4. Обучение и поддержка учителей в использовании новых инструментов оценки и анализа данных поможет им более эффективно работать с информацией и принимать обоснованные решения для улучшения образования.
  5. Создание национального стандарта оценки качества образования с учетом современных требований и методологий позволит согласованно и объективно оценивать работу школ и принимать соответствующие меры по улучшению качества образования.

Таким образом, пересмотр практики оценки деятельности школ и внедрение новых подходов способствует более объективной и качественной оценке образования и направлено на улучшение его результатов.

Раскрытие сущности мониторинга как предмета качества образования становится ключевой задачей разработки программы по совершенствованию мониторинга в МБОУ СОШ № 22 Междуреченского городского округа в Кемеровской области – Кузбассе. В этом контексте важно обосновать роль системы мониторинга в оценке качества образования, а также выявить особенности и возможности ее построения.

Анализировать модели мониторинговых исследований образовательного процесса в школе поможет использование опыта других школ России. Это позволит лучше понять, какие методы и подходы могут быть применены для эффективного мониторинга и оценки качества образования в МБОУ СОШ № 22.

- Мониторинг качества знаний по предметам - это неотъемлемая часть учебного процесса, которая позволяет систематически отслеживать успеваемость учащихся.

- При организации мониторинга качества образования в школе важно определить, какие объекты будут подвергаться контролю. Это могут быть учебные материалы, учебники, методические пособия и т. д.

- Не следует забывать о том, что внутришкольный контроль оказывает влияние на эффективность управления процессом мониторинговых исследований качества образования. Он способствует выявлению проблемных моментов и принятию соответствующих мер для их решения.

- Мониторинг развития педагогического коллектива играет важную роль в повышении качества образования. Он позволяет определить сильные и слабые стороны работы учителей, выявить потребности в профессиональной поддержке и развитии.

- Рост профессионального мастерства учителя можно достичь через направления работы и мониторинг результатов его деятельности. Это включает в себя методическую работу, участие в профессиональных сообществах, самоанализ и взаимодействие с коллегами. Эффективный мониторинг позволяет эффективно оценивать уровень мастерства и определять пути его развития.

Тема: Разработка и апробирование системы педагогического мониторинга в школе.

 

Новые предложения в начале:

В современном образовании все больше внимания уделяется качеству образовательного процесса. Одной из задач, поставленных перед школами, является разработка и апробирование системы педагогического мониторинга.

Объектом исследования является процесс управления качеством образования в школе и оценка качества образования. В рамках этого исследования хотят выяснить, какие механизмы используются для оценки качества образования и как происходит управление этим процессом в школьной среде.

Предметом исследования является сущность, принципы, функции мониторинга, критерии и способы оценки качества образования в школе. Хотят разобраться в том, какова сущность мониторинга и какие принципы лежат в его основе. Кроме того, интересно изучить, какие функции выполняет мониторинг и какими критериями, и способами оценивается качество образования в школе.

Теоретическими и методологическими основами исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты, научные труды отечественных и зарубежных ученых. Были изучены и анализированы Федеральный закон "Об образовании" и другие акты, которые определяют правовые аспекты оценки качества образования в школе. Также были рассмотрены научные труды ученых, которые проводили исследования в области педагогического мониторинга и качества образования.

  1. Развитие образования в России является одним из приоритетных направлений государственной политики.
  2. Для оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, было принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 года № 286.
  3. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 11.06.2014 года № 657, была утверждена методика расчета показателей мониторинга системы образования.
  4. Задачей мониторинга качества школьного образования является предоставление информации, которая обладает достаточной прогностической силой для управления в школе.

Мониторинг качества школьного образования является важным инструментом для оценки эффективности образовательных учреждений и планирования их развития. Он позволяет получить обоснованную информацию о текущем состоянии образовательной системы и выявить проблемные места, которые требуют внимания и улучшения. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 утверждает государственную программу «Развитие образования», которая включает в себя меры по совершенствованию системы мониторинга и оценки качества образования. Это позволяет улучшить качество образования и гарантировать достойные условия для развития обучающихся. Разработанные методики расчета показателей мониторинга системы образования предоставляют возможность собирать объективную информацию о работе школы, анализировать ее и принимать обоснованные решения по улучшению качества образования. Таким образом, мониторинг качества школьного образования является необходимым инструментом для эффективного управления и развития образовательных учреждений.

Внедрение образовательного мониторинга в образовательные учреждения приведет к целому ряду положительных изменений. Во-первых, он позволит более эффективно отследить результаты педагогической деятельности. Это даст возможность не только выявить слабые стороны в образовательном процессе, но и внести необходимые коррективы для их устранения. Во-вторых, образовательный мониторинг стимулирует повышение ответственности у педагогов. Зная, что их работа будет подвергаться тщательному анализу и оценке, педагоги будут более осознанно подходить к своей профессиональной деятельности. В-третьих, такая система мониторинга способствует творческому росту педагогов. Постоянный анализ и обсуждение результатов позволяют педагогам развиваться и внедрять новые, инновационные методы обучения. Наконец, благодаря образовательному мониторингу образовательные учреждения смогут достичь стабильных и качественных показателей. Получив информацию о своих слабых местах, они смогут принять меры для их исправления и повысить эффективность своей работы. В итоге, образовательный мониторинг играет ключевую роль в повышении качества образования, способствуя развитию и росту как педагогического персонала, так и образовательных учреждений в целом.

  1. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации от 29.12.2012 № 273».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от11.06.2014г. №657 «Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования».
  3. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642
    (ред. от 14.11.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
  4. Афанасьева М. П., КозловаС.А., Клейман И.С. Управление качеством образования в общеобразовательном учреждении// Стандарты и мониторинг. -1999. - №1. – С. 13 – 23 Строкова,Т. Мониторинг педагогических нововведений // Педагогическая диагностика. – 2008. – №3. – С. 44 – 56 https://koi.tspu.ru/koi_books/samolyuk/
  5. Н.Г. Самолюк курс лекций (А.Н.Майоров. Мониторинг в образовании. СПб.: Образование – культура, 1998. с.334).
  6. Петрова, Н. В. Мониторинг как средство управления качеством образования / Н. В. Петрова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 227-229. — URL:
  7. Башарина Л.А. Мониторинг учебного процесса в средней школе//Завуч. 2001. №5. С.42-50.
  8. Белова Е.Н. Диагностика ценностных ориентаций школьников: комплект методик// Классный руководитель. – 2007. - №8. – С. 29 – 34.
  9. Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. - М., 1996
  10. Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении//Завуч. 2004. №6. С.87-106.
  11. Громова Т. Критерии и оценки качества образования// Директор школы. – 2006. - №5. – С. 51 -56

Сайт МБОУ СОШ № 22 МБОУ СОШ №22: Главная страница (edusite.ru)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

ВКР Управление проектами
2016 год 61 стр.
ВКР Информационные технологии управления персоналом
Telesammit
ВКР Управление проектами
2017 год 79 стр.
ВКР Создание системы контроля за выполнением проекта
Telesammit
ВКР Управление проектами
2018 год 71 стр.
ВКР Технико-экономическое обоснование проектов
Telesammit
ВКР Управление проектами
2016 год 66 стр.
Риски в управлении проектами
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское