Цель практики - провести исследование психологической подготовки спортсменов к соревнованием по смешанным единоборствам
- Описание организации исследования и диагностических методик
Наши исследования проводились на базе спортивной школы с участием спортсменов смешанных единоборств возраста 16 – 18 лет.
С целью проведения достоверного эксперимента все спортсмены были разделены на две группы – экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ), каждая по 10 человек.
Эксперимент состоял из двух этапов.
- Констатирующего;
- Контрольного.
Для проведения исследования мы применили следующие методы:
- Метод получения ретроспективной информации.
а) анализ литературных источников;
б) тесты по психологической подготовки;
в) анализ результатов выступления спортсменов смешанных единоборств;
- Метод предварительного ознакомления с результатами выступлений. Подбор средств психологической подготовки.
- Педагогический эксперимент: констатирующий, итоговый.
- Метод сбора информации тестирование сравнительный анализ.
1) Опросник Спилберга-Ханина. Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной.
Методика позволяет соотнести полученные результаты с диапазонами нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности. В методике предложена шкала личной тревожности, состоящей из двадцати утверждений, при ответе на которые, респонденту предлагается оценить утверждения по 4-х бальной шкале (текст опросника и ключ к нему представлены в приложении 1).
При интерпретации показателей использовались следующие оценки тревожности:
- до 30 баллов – низкая тревожность;
- 31 – 45 – умеренная тревожность;
- 46 и более баллов – высокая тревожность.
Итоговый показатель может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов.
2) Для изучения степени агрессивности мы использовали опросник Басса-Дарки. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
- физическая агрессия;
- косвенная агрессия;
- раздражение;
- негативизм;
- обида;
- подозрительность;
- вербальная агрессия;
- чувство вины.
Агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно –потребностной сферы личности. Поэтому опросник Басса-Дарки используется, в данном исследовании, в совокупности с личностным тестом психических состояний Спилберга.