Введение
Глава 1. Сущность и особенности становления института досудебного соглашения о сотрудничестве в уголовном процессе
1.1. История становления института досудебного соглашения.
о сотрудничестве в уголовном процессе
1.2. Понятие досудебного соглашения о сотрудничестве
в уголовном процессе
1.3. Особенности правового регулирования досудебного соглашения
о сотрудничестве в уголовном процессе в зарубежных странах
Глава 2. Особенности заключения и расторжения досудебного соглашения о сотрудничестве в уголовном процессе
2.1. Особенности заключения досудебного соглашения о сотрудничестве в уголовном процессе
2.2. Особенности расторжения досудебного соглашения о сотрудничестве в уголовном процессе
Глава 3. Проблемы и направления развития правового регулирования соглашения о сотрудничестве в уголовном процессе
3.1. Проблемы правового регулирования соглашения о сотрудничестве в уголовном процессе
3.2. Направления развития правового регулирования соглашения о сотрудничестве в уголовном процессе
Заключение
Список использованных источников
В отечественной правовой системе институт досудебного соглашения о сотрудничестве был сформирован после вступления в законную силу ст. ФЗ РФ N 141 от 29 июня 2009 года, посвященной специфике изменений, внесенных в УК РФ и УПК РФ.[1]
В качестве целевого ориентира, на который непосредственно введение вышеуказанного института в российское законодательство было направлено, выбрано противостояние организованной преступности, а также должностным, тяжким (особо тяжким) преступным деяниям.
Вместе с тем, делать выводы о достижении этой цели, несмотря на многолетнюю практику, на наш взгляд, невозможно.
Около 30 % досудебных соглашений в современной РФ стороны заключают, если дела возбуждаются в связи с оборотом наркотических средств. Тем не менее, обвиняемые лица в различных коррупционных формах деятельности крайне редко выражают желание сотрудничать с отечественной правоохранительной системой и, как правило, выбирают досудебное соглашение.
Значительный объем, согласно результатам анализа всей массы заключенных на сегодняшний день судебных соглашений, представлен такими случаями, когда злоумышленник обвинялся по статьям за преступные деяния средней тяжести.
Наряду с вышесказанным, можно выделить преобладание при реализации (заключении) субъективного отношения властных субъектов (следователь, прокурор и начальник следственных органов). Этот подход обусловлен, как правило, недостаточно четко регламентированными условиями (основаниями) в актуальной отечественной законодательной базе с точки зрения отказа удовлетворить ходатайство.
Подобная ситуация складывается как с различными аспектами заключения исследуемого соглашения, так и с вопросами его прекращения (расторжения).
Анализируемая процедура в области расторжения (заключения) договорных отношений обладает рядом недостатков, препятствующих широкому использованию этого важнейшего правового института в современном отечественном уголовном судопроизводстве.
Ряд представленных в вышеуказанном разделе юридических требований выступают по сути сугубо формальными, т.е. ограничительного формата.
Система уголовно-процессуальных правовых отношений в рамках функционирования механизма и инструментов досудебного соглашения о сотрудничестве служит объектом настоящего исследования.
Предметом исследования - уголовно-процессуальные нормы актуального отечественного законодательства, которые регулируют комплексный, сложный процесс досудебного заключения: от ходатайства обвиняемого (подозреваемого) о необходимости оформления досудебного заключения до назначения данному лицу за помощь следствию наиболее мягкого из возможных наказания.
Целью исследования послужил анализ заключения досудебного соглашения о сотрудничестве. Мы имеем в виду здесь специфику судопроизводства, структуру механизма и инструменты, предмет, круг субъектов с их обязанностями (правами) и прочие вопросы, связанные с досудебным соглашением.
Достижению заявленной цели способствовало последовательное решение ряда следующих задач:
– рассмотреть историю формирования отечественного института досудебного соглашения о сотрудничестве;
– проанализировать понятие и содержание досудебного соглашения о сотрудничестве;
– рассмотреть специфику правового регулирования исследуемого соглашения в зарубежном уголовном процессе;
– провести анализ особенностей процедуры заключения в современном отечественном уголовном процессе досудебного соглашения о сотрудничестве;
– изучить вопросы, связанные с расторжением исследуемого соглашения;
– рассмотреть проблемы в области правового регулирования исследуемого соглашения в современном отечественном уголовном процессе;
– охарактеризовать направления развития правового регулирования исследуемого соглашения в рамках уголовного процесса РФ.
Теоретическая и концептуальная основа настоящего исследования образована широким спектром научных трудов российских ученых, посвященных анализу уголовного процесса, Конституция РФ, положения международного права, а также актуальное отечественное уголовно-процессуальное (уголовное) законодательство.
Методологическая основа исследования сформирована положениями концепции познания диалектики материализма, которые позволяют предмет настоящего исследования изучать в неразрывной взаимосвязи с иными правовыми феноменами.
В процессе работы над диссертационным исследованием использованы были общенаучные, философские, частнонаучные, междисциплинарные и дисциплинарные подходы (методы).
С помощью целенаправленного изучения, подразумевающего использование такого эмпирического метода, как наблюдение за предметом познания, нами установлена была специфика применения положений, регулирующих функционирование института досудебного соглашения о сотрудничестве, в судебной и следственной практике. Их ключевые закономерности установлены были методом обобщения. Применение исторического метода также позволило нам изучить генезис производств как в РФ, так и в других мировых державах.
На основе результатов анализа общих аспектов, применяемых сегодня в различных государствах мира моделей применения института сотрудничества с целью раскрытия преступных деяний, благодаря использованию метода восхождения к конкретному от абстрактного, выделены были характерные лишь отечественному институту досудебного соглашения о сотрудничестве признаки.
Глава 1. Сущность и особенности становления института досудебного соглашения о сотрудничестве в уголовном процессе
1.1. История становления института досудебного соглашения
о сотрудничестве в уголовном процессе
В УПК РФ[2] после принятия ФЗ РФ № 141 29.06.2009[3] сформировался институт досудебного соглашения о сотрудничестве.
Предусматривающее процедуру упрощенного производства по различным уголовным делам институты права с давних времен существуют в законодательстве нашей страны. Регламентация их в законодательстве и постоянное совершенствование – свидетельство того, что отечественный законодатель предпринимает в течение продолжительного периода попытки к нахождению максимально эффективных способов и инструментов противостояния преступности независимо от проявлений и форм.
Изучая историогенез института досудебного соглашения в отечественном уголовном процессе, отметим важность проведения данного анализа в рамках советского, дореволюционного и современного этапов истории.
Прямого указания в источниках дореволюционного периода на досудебное соглашение не содержится. Вместе с тем, отдельные предписания позволяют нам делать выводы о конкретных предпосылках к его возникновению в будущем.
В современной доктрине представлена дефиниция исследуемого института как согласованной, установленной официально последовательности действий сторон защиты и обвинения в рамках российского уголовного процесса. Это подразумевает достижение вышеуказанными сторонами их различных процессуальных интересов. У компетентных структур и органов появилась возможность активного использования сотрудничества привлеченных к юридической ответственности лиц.
Например, эта позиция свое отражение нашла при рассмотрении сделок, связанных с правосудием, как особой формы осуществления уголовного преследования, а также построенной на компромиссе и примирении процедуры - важнейшего механизма государственной уголовной политики.
Многократно на доктринальном уровне было отмечено, что формирование в отечественном законодательстве такого института в системе права, как досудебное соглашение о сотрудничестве, выступает результатом заимствования института права под названием «сделка о признании вины».
Однако, этот подход опровергнут может быть историческими предпосылками формирования исследуемого института, которые нам позволяют утверждать то, что в соответствии с правовой природой «сделка о признании вины» обладает в предназначении принципиальными отличиями. Также отметим наличие значимых различий между данными институтами права в процедурах реализации.
Е.Л. Федосеева[4] пишет о том, что в Русской Правде X в. был представлен ряд положений, устанавливающих возможность освобождения вследствие раскаяния от наказания. Например, если лицо, виновное в совершении кражи, возвращало добровольно похищенное владельцу, то оно от ответственности освобождалось. При учете того, что потерпевший против данной ситуации не возражал.
В правовом памятнике 1397 года - Двинской уставной грамоте – есть упоминание о форме упрощенного производства, согласно которой факт примирения до момента обращения в судебный орган выступал значимым при разрешении спора. При этом одним из оснований для освобождения от обязанности уплаты штрафа выступало раскаяние виновных.
Е.Л. Федосеева также пишет о том, что корни института упрощенного производства уходят в Х в., когда в Русской Правде уже получили закрепление положения, предполагающие освобождение от наказания вследствие раскаяния.
Например, когда совершившее кражу лицо все добровольно возвращало собственнику, имелись основания к его освобождению, при условии того, что потерпевший соглашался на это.[5]
По мнению Тишина Р.В.[6], первоистоком отечественного института досудебного соглашения в области сотрудничества будет более правильным считать Судебник от 1550 г.
Большинство ученых отмечают размытость (неточность) формулировки анализируемой нормы в тексте Русской Правды. Следовательно, ее нельзя рассматривать как отправную точку формирования института досудебного соглашения. Тем не менее, поддержать данную точку зрения возможным не представляется, так как именно положение, содержащееся в Русской Правде, в российском законодательстве является первым.