Введение
1. Специфика работы с педагогическими кадрами в дошкольных образовательных организациях
2. Организация работы с педагогическими кадрами по развитию педагогической рефлексии
3. Особенности работы с педагогическими кадрами по обучению их самоанализу педагогической деятельности
Заключение
Список использованной литературы
В условиях модернизации дошкольного образования, особое значение приобретают повышенные требования к профессиональным качествам современного педагога. От него требуется не просто воспроизведение ранее освоенных образцов, а разработка новых, творческих подходов, постоянное саморазвитие в профессиональном и личностном планах.
Умение видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, анализировать собственную деятельность, планировать выход из сложившейся ситуации характерно только для педагога-профессионала. Высокий уровень рефлексии, способности к самоанализу у воспитателя ДОУ оптимизирует развитие его личности и профессионализма. В то же время их низкий уровень снижает возможности педагога в познании и развитии себя как профессионала, что является одной из причин недостаточного профессионализма отдельных педагогов.
Цель работы: изучить систему работы с педагогическими кадрами по обучению их самоанализу педагогической деятельности и развитию педагогической рефлексии.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Раскрыть специфику работы с педагогическими кадрами в дошкольных образовательных организациях.
2. Охарактеризовать организацию работы с педагогическими кадрами по развитию педагогической рефлексии.
3. Рассмотреть особенности работы с педагогическими кадрами по обучению их самоанализу педагогической деятельности.
В процессе исследования были применены следующие методы научного исследования: теоретический – анализ, синтез, конкретизация, обобщение.
Структурно работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
1. Специфика работы с педагогическими кадрами в дошкольных образовательных организациях
Современные дошкольные образовательные организации являются сложной социально-педагогической, целенаправленной, открытой, динамической системой, включающей в себя различные направления деятельности, к которым можно отнести: воспитательный процесс, обучение и развитие детей, организация работы по социально-психологическому обеспечению и правовой защите, финансово-экономическое обеспечение, материально-техническая, кадровая и методическая работа, повышение профессионального мастерства среди педагогов и др. 10, с.23.
Работа с педагогическими кадрами в современных ДОУ выступает в качестве целостной, основанной на достижениях науки и передового педагогического опыта системой взаимосвязанных мер, которые способствуют:
1) повышению профессионального мастерства всех педагогов;
2) развитию творческого потенциала среди всех участников педагогического коллектива;
3) повышению качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.
Главное в работе с педагогическими кадрами является оказать конкретную помощь для воспитателей, направленную на совершенствование форм и методов в процессе работы с воспитанниками. В связи с этим, ее результативность определяет качество самого педагогического процесса в условиях детского сада и его результаты 6, с.28.
Работа с педагогическим коллективом в ДОУ предполагает реализацию следующих целей:
- освоить наиболее рациональные методы и приемы обучения, воспитание и развитие детей дошкольного возраста;
- повысить уровень общедидактической и методической подготовленности педагогов, необходимый для организации и ведения воспитательно-образовательного процесса;
- осуществлять систематический обмен опытом среди всех членов педагогического коллектива.
Однако, главной целью данного направления выступает следующая: оказать помощь педагогам и всему педагогическому коллективу, направленную на повышение и развитие их профессиональной компетентности в целях достижения качественных результатов в рамках своей педагогической деятельности.
1. Алексеев, Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление / Н.Г. Алексеев // Развитие личности. – 2002. – №2. – С. 85-103.
2. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие / К.Ю. Белая. – М.: Творческий центр «Сфера», 2012. – 67 с.
3. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю.М. Горвиц, Л.Д. Чайнова, Н.Н. Поддъяков. – М.: Линка-Пресс, 2013. – 116 с.
4. Дмитриева, О.И. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к выполнению профессиональной деятельности воспитателя / О.И. Дмитриева, А.И. Комарова, И.А. Маркова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С. 130-132.
5. Любчик, С.А. Методическая работа по развитию самоанализа профессиональной деятельности педагога / С.А. Любчик // Методист ДОУ. – 2012. – №8 – С. 68-71.
6. Новикова, Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / Л.И. Новикова // под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. – М.: ПЕР СЕ, 2010. – 335 с.
7. Пьянкова, Г.С. Роль рефлексивно-деятельностной педагогики в разработке эффективных путей, средств и возможностей возрождения творческого потенциала образовательной системы / Г.С. Пьянкова // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – №10. – С. 103-107.
8. Рефлексия в инновационной практике школы: монография // под ред. И.Ю. Шустовой. – М.: НОУ Центр «Педагогический поиск». – 2015. – 152 с.
9. Степанова, И.В. Профессиональная позиция педагога как условие эффективности опытно-экспериментальной работы в образовательной организации / И.В. Степанова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2014. – №2 (34). – С. 161-166.
10. Щепотин, А.Ф. Эффективная система методической работы с педагогическими кадрами / А.Ф. Щепотин // Профессиональное образование. – 2012. – №8. – С. 23-24.