ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Сущность малого инновационного предпринимательства
1.2. Роль малого бизнеса в развитии инновационного потенциала страны
1.3. Государственная поддержка малых инновационных предприятий
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Оценка развития малых инновационных предприятий в России
2.2. Проблемы, сдерживающие развитие малого инновационного предпринимательства
2.3. Формы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в РФ
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Малое инновационное предпринимательство в России на сегодняшний день находится в зачаточном состоянии. Отсутствие «настоящей» действенной венчурной инновационной инфраструктуры, низкий уровень поддержки молодых ученых, ученых-практиков, инженеров для коммерциализации их разработок как в среде университетов, так и на государственном уровне, разнообразные препятствия юридического и информационного сопровождения процессов трансфера технологий, отсутствие тесного сотрудничества между бизнесом и наукой с целью выполнения технологических разработок для отечественных предприятий, а также недостаточное материально-техническое и финансовое обеспечение тормозят процессы создания предприятий работниками высших учебных заведений для коммерциализации их технологических разработок. Учитывая препятствия в развитии отечественного малого инновационного предпринимательства в России, актуальность приобретает изучение лучшего мирового опыта по поддержке и развитию молодых фирм при университетах, исследование особенностей формирования благоприятной научно-технологической и бизнес-среды в академической сфере с целью адаптации и внедрения лучших моделей поддержки и стимулирования малого предпринимательства в высших учебных заведениях.
В условиях глобализации образования, экономических кризисов и стабильного повсеместного уменьшения государственной бюджетной поддержки высшего образования лучшие перспективы для выживания, совершенствования своей деятельности и процветания имеют предпринимательские вузы. Ведущие специалисты в этой сфере считают, что высокие показатели развития и серьезное влияние как на систему образования, как на региональную, так и на национальную экономику осуществляют или предпринимательские, или избранные государством университеты, которые имеют стабильную финансовую поддержку.
Цель исследования – определить перспективы развития малого инновационного предпринимательства в России.
Для достижения поставленной цели при выполнении исследования предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы малого инновационного предпринимательства;
- провести анализ тенденций развития малого инновационного предпринимательства в России на современном этапе экономического развития;
- определить перспективы развития малого инновационного предпринимательства в России.
Объектом исследования является малое инновационное предпринимательство.
Предметом исследования выступают факторы развития бизнес-моделей малого инновационного предпринимательства в России на современном этапе экономического развития.
Теоретическая основа исследования представлена основными трудами российских и зарубежных авторов в области инновационного предпринимательства, корпоративного управления, стратегического менеджмента, ресурсной теории и теории общественных благ.
Методология исследования. Широта и сложность охвата исследуемых проблем вызвали необходимость использовать различные методологические способы и методы, представленные в этой работе системным анализом, сравнительно-аналитическими, расчетно-экономическими, логическими и экспертными методами, а также методами прогнозирования и моделирования хозяйственно-экономических и управленческих процессов.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и состоит из введения; основной части, включающей три главы; заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Сущность малого инновационного предпринимательства
Малые предприятия – неотъемлемая часть инновационного процесса. Именно они являются связующим звеном между фундаментальной наукой и производством. От уровня развития предпринимательства в инновационной сфере зависит, как скоро новая технология или разработка будет реально внедрена .
Под термином «инновационное предпринимательство» в широком смысле обычно подразумеваются все вложения в рисковые с точки зрения финансовых результатов проекты, и прежде всего вложения в отрасли высоких технологий. В узком смысле – это долгосрочные или среднесрочные инвестиции, осуществляемые венчурными фондами с целью создания малых быстрорастущих компаний в виде кредитов, вложений в акции и др. .
Малые инновационные фирмы (эксплеренты) – технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов .
Учредителям малых инновационных предприятий свойственна высокая мотивация предпринимательской деятельности несмотря на персональную ответственность за ее успех в условиях коммерческого риска. К мотивам инновационного предпринимательства можно отнести:
- возможность реализации собственных творческих проектов;
- высокая степень самостоятельности и свободы в принятии решений;
- утверждение высокого имиджа и творческое признание успеха в инновационной сфере и др.
Инновационная деятельность малых предприятий является катализатором их развития. Особенно важной такая активность становится именно в условиях экономического кризиса, поскольку дает возможность предприятиям оптимизировать свои расходы, разработать новые технологии и быть конкурентоспособными. Именно малые предприятия часто становятся идейными учредителями новых методов управления, способов производства продукции, вследствие чего кардинально меняют рынок в целом.
Малое предприятие считается инновационно активным, если ем присущи такие характеристики:
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) / СПС «КонсультантПлюс». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=287003&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.11325655590425932#007864716947705808.
2. Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» / СПС «КонсультантПлюс». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=203251&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8874234767434312#021774229308415793
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» / Консурциум-Кодекс: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902317973.
4. Барков А. В. Академическое предпринимательство в условиях формирования правовой модели рынка образовательных услуг / А. В. Барков // Предпринимательское право. ― 2015. ― № 2.
5. Баталина М. Обзор опыта и концепции академического предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России / М. Баталина, А. Московская, Л. Тарадина. ― Москва: ГУ ВШЭ, 2014. ― 81 с.
6. Борисов В.В., Соколов Д.В. Инновационная политика: Европейский опыт. – М.: Языки славянской культуры, 2016. – 128 с.
7. Гладилин В. А., Карасева С. А., Орлинская О. Г. Система показателей и инновационное стимулирование инновационных процессов // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 3-4 (35). С. 49–53.
8. Гоосен Е. В., Никитенко С. М., Ковригина С. В. Государственно-частное партнерство как фактор выбора долгосрочной стратегии развития малого инновационного предпринимательства // Научные труды ДонНТУ, 2017. - № 2.
9. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / А. И. Базилевич [и др.]; под ред. В. Я. Горфинкеля. - Москва: Проспект, 2015. - 424 с.
10. Инновационная политика будущего: политика ЕС в области инновационного развития должна поддерживать экономический рост. – М.: ООО «Эрнст энд Янг», 2015. – 40 с.
11. Кремень В.Г. Философия управления: учеб. для студ. высш. учеб. зав. / В.Г. Кремень, А.С. Пономарев. – М.: Знание, 2015. – 360 с.
12. Литвин И.В. Роль исследовательских университетов в формировании инновационной венчурной инфраструктуры / И.В. Литвин // Сборник тезисов докладов междунар. научно-практической конф. [Проблемы формирования и развития инновационной инфраструктуры] / (Москва, 19-21 мая 2016) // Нац. ун-т «Московская политехника». – М.: Изд-во Нац. ун-та «Московская политехника», 2016. – 234 с.
13. Миндели Л. Э. Основные направления реализации инновационного потенциала научных учреждений РАН // Инновации, 2015. - № 11 (181).
14. Павлова И.А., Монастырский Е.А. Комплексное моделирование социально-экономических систем: применение модели институциональных функций научно-образовательного комплекса для анализа предпринимательского университета // Инновации. – 2015. – №3.
15. Рассадина А.К. Роль государственных структур в развитии кластеров // Материалы международной научной конференции «Инновационное развитие экономики России: междисциплинарное взаимодействие»; под ред. Аузана А.А., Колесова В.П., Герасименко В.В., Тутова Л.А. – М.: Прогресс, 2014. – 265 с.
16. Тихонова М.Ю., Богатикова О.В. Современный инструментарий государственного стимулирования малого инновационного предпринимательства в Евросоюзе и США // Проблемы экономики и менеджмента, 2017. – № 11 (27).
17. Фирсова С. П. Трансфер технологий как фактор инновационного развития технического университета // Казанский педагогический журнал, 2017. - № 1.
18. Хегай Е. В., Бабак Л. Н., Филаткина И. Д., Филаткина М. Д. Мотивация и факторы академического предпринимательства // Экономика и предпринимательство, 2017. - № 11(1).
19. Шаронов А. Н. Оценка уровня развития инновационной активности российской экономики // Ярославский педагогический вестник, 2017. - № 1.
20. Шевченко Л. С. Университеты как субъекты интеллектуального предпринимательства // Теория и практика правознания, 2014. - № 1(5).
21. Экономика инновационных изменений и ее организационно-институциональная поддержка / Н. В. Пахомова, Л. С. Бляхман, А. Н. Лякин и др.; под ред. Н. В. Пахомовой. ― СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. ― 453 с.
22. Значение академического предпринимательства в развитии малого бизнеса. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ru/portal/natural/Vnulp/Menegment/2016_657/36.pdf.
23. Обзор изменений Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» / СПС «КонсультантПлюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140750/
24. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/ sections/macro/prognoz/doc20130325_06.
25. Российский индекс научного цитирования. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/project_risc
26. Росстат /Наука, инновации и информационное общество. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#
27. Федеральная служба государственной статистики / Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
28. Aldrich H. E. The emergence of entrepreneurship as an academic field: A personal essay on institutional entrepreneurship // Research Policy, 2017. - № 21.
29. Fakhrutdinova E., Zagidullina V., Suleimanov T., Khalikov A. Universities as a driving force of economic development in the creation of innovation system of Russia // Procedia Economics and Finance, 2017. - №. 23.
30. Goethner M. Scientists’ transition to academic entrepreneurship: Economic and psychological determinants // Journal of Economic Psychology, 2017. - № 33.
31. Walsh J. P. Local context, academic entrepreneurship and open science: publication secrecy and commercial activity among Japanese and US scientists // Research Policy, 2017. - № 43.
32. Boschee J. Merging mission and money: a board member’s guide to social entrepreneurship. - [Электронный ресурс] / Jerr Boschee. — 2015. — Режим доступа: http://www.socialent.org/pdfs/MergingMission.pdf.
33. The World Economic Forum / Reports // The Global Competitiveness Report 2018 (URL: https://www.weforum.org/reports/the-global-competitveness-report-2018).