Введение
Глава 1. Принятие публичных решений и система государственного управления
1.1. Публичные решения в государственно-управленческой системе
1.2. Становление теоретических взглядов на принятие политических решений
Глава 2. Теория принятия политических решений в контексте социальных и управленческих дисциплин
2.1. Современное состояние теории принятия решений
2.2. Предметное поле
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. Существует целый комплекс причин, заставляющих политологов всерьез обратиться к проблематике принятия политических решений и заняться формированием специальной области, ориентированной на исследование данного объекта.
Одним из исходных вопросов при рассмотрении политических решений выступает выяснение природы исторического развития и современного состояния научного знания, осваивающего данный социальный феномен. Сложилась ли теория принятия политических решений (ТППР) в самостоятельную дисциплину, каковы ее внутренняя структура и место в комплексе социальных и управленческих наук — все эти поставленные вопросы требуют своих ответов. Тем более, что некоторые специалисты считают данное направление не автономной наукой, а всего лишь некой междисциплинарной областью исследований. Но прежде чем подойти к ответам на поставленные выше вопросы, необходимо хотя бы очень кратко остановиться на исторических предпосылках и генезисе теоретических взглядов на принятие государственных решений.
Объектом исследования являлся процесс принятия политических решений.
Предметом исследования стали особенности взаимодействия субъектов принятия политических решений.
Цель и задачи исследования. Цель работы — выявление общих оснований и специфики процесса принятия политических решений.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) исследовать место политических решений в государственно-управленческой системе,
2) изучить становление теоретических взглядов на принятие политических решений,
3) проанализировать современное состояние теории принятия политических решений и ее предметное поле.
Положения, выносимые на защиту:
1. Под проектированием в настоящее время, как правило, подразумевается создание некоего прототипа, предполагаемого или возможного прообраза объекта, состояния, а также специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретическое и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. В таком ключе проектирование является составной частью управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Также проектирование понимается как процесс принятия решений в условиях неопределенности.
2. Принятие решений – это научное направление, задачей которого является синтез рациональных схем выбора альтернатив и оценивания их качества. Государственное управление – это сфера человеческой деятельности, где точные (формализуемые) науки и методы опосредуются слабоформализуемыми мотивами и целеполаганиями (скрытыми и явными), а также субъективностью (в том числе и психологией лидеров, управленцев и масс), недисциплинированностью исполнения, почти бесконечномерной факторностью задач и управленческих пространств.
3. Основными направлениями оптимизации проектно-аналитического обеспечения процессов принятия и реализации государственно-управленческих решений должны стать:
- создание консультативной системы, которая достаточно развита во многих странах Запада благодаря усилиям управленческой системы.
- формирование устойчивой и эффективно действующей партийной системы. Устойчивая партийная система и не менее разветвленная политическая система (реально включающая в себя наряду с политическим партиями профсоюзы, общественные и религиозные организации) смогут оптимизировать процесс подготовки и проектирования государственно-управленческих решений (то есть, таким образом будут готовиться более социально ориентированные и компетентные решения).
- возможность проверки экспертных оценок в рамках публичной политики. Именно публичная политика представляется эффективным методом проверки тех экспертных идей и убеждений, которые выдвигаются в рамках сообщества.
1. Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984. – С. 515.
2. Гуднау Ф. Политика и управление. Теории государственного управления: американская школа. М., 2003.
3. Дегтярев А. А. Основы политической теории. М., 1998. – С. 12.
4. Дегтярев А. А. Предмет и структура политической науки // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Политические науки, 1996. – № 4.
5. Дегтярев А.А. Принятие политических решений. М., Издательский дом «Университет», 2004.
6. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. М., 1984. 175 с.
7. Жуковская В.И. Механизмы принятия и реализации политических решений в Европейском союзе. – М., 2007. – С. 18.
8. Законы Ману. М., 1992. – С. 142.
9. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. М., 1998.
10. Киселев И.Ю. принятие решений в политике: теоретические аспекты психологии выбора. – М., 2009. – С. 23.
11. Конфуций. Я верю в древность. М., 1995. – С. 56
12. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М.: Аспект Пресс, 2003.
13. Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах. М.: Логос, 2000.
14. Ли Гоу. План успокоения народа // Искусство властвовать. М., 2001. – С. 147
15. Молодцов М.М. Проектно-аналитическое обеспечение принятияи реализации государственно-управленческого решения в современной России.Автореф.дисс.на соис.уч.ст.к.п.н. – М, 2007.
16. Нойштадт Р. Президентская власть и нынешние президенты. М., 1997
17. Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1993. – С. 93.
18. Северова М.С. Принятие политических решений руководством ЕС: особенности и закономерности. Автореф.дисс.на соис.уч.ст.к.п.н. – Нижний Новгород., 2009.
19. Соловьев А.И. Теория принятия государственных решений. – М. Университетский гуманитарный лицей, 2004.
20. Шерстобитов А.С. Коммуникация в сетевом политическом управлении. Автореф.дисс.на соис.уч.ст.к.п.н. – Спб., 2010.