Введение
Глава 1. Общая характеристика ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий
Глава 2. Практические итоги борьбы с картелями и другими антиконкурентными соглашениями (согласованными действиями)
Заключение
Список использованной литературы
Картель - договорная форма объединения хозяйствующих субъектов, участники которой, сохраняя статус юридического лица, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность, определяют общую сбытовую политику и ценообразование с целью расширения сферы влияния на товарных рынках. Целью образования картелей является получение в общих интересах участников прибыли путем устранения или регламентации конкуренции между участниками картеля, а также путем подавления внешней конкуренции .
Определения картеля, содержащиеся в литературе, не отличаются разнообразием, поскольку основаны на едином понимании специалистами этой разновидности предпринимательских объединений. Так, А.И. Каминка почти век назад следующим образом характеризовал этот вид объединения: «Картельное соглашение может преследовать задачу смягчения конкуренции, отнюдь не посягая на самостоятельность участников ни в процессе производства, ни в процессе продажи. Все соглашение может сводиться к известным стеснениям при установлении цен, соглашениям относительно района продажи и т.д. ...Слабая сторона этого рода соглашений заключается в том, что контроль здесь почти невозможен, злоупотребления неуловимы» .
М.Г. Диканский определяет картель как объединение, основанное на соглашении между предприятиями «с целью ограничения конкуренции между ними путем установления обязательных для всех предприятий картеля минимальных цен на товары, разграничения районов сбыта между ними, установления доли каждого из них в общем производстве картеля (квоты) и так далее» . С точки зрения И.А. Зенина, картель - устойчивый союз самостоятельных предпринимателей, вырабатывающих общую политику на рынке. Они делят территорию между участниками картеля, «контингентируют» объем товара и устанавливают единые цены . Т.В. Кашанина под картелем понимает объединение корпораций с целью эффективного решения вопросов, связанных со сбытом продукции, при создании которого могут преследоваться цели овладения рынками, разграничения сферы влияния, регулирования цен на продукцию и т.п.
Цель работы – раскрыть содержание и значение соглашений и согласованных действий (картелей) хозяйствующих субъектов, которые ограничивают конкуренцию (Закон «О защите конкуренции» ст. 11), изложить сущность практических дел по каждому пункту нарушений, найденных в материалах официальных сайтов и периодической печати.
Для этого и поставлены следующие задачи (вопросы, подлежащие исследованию):
- Общая характеристика ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий;
- Практические итоги борьбы с картелями и другими антиконкурентными соглашениями (согласованными действиями).
Глава 1. Общая характеристика ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий
Одной их самых сложных и до настоящего времени не до конца решенных проблем конкурентного законодательства является доказательство ограничивающих конкуренцию согласованных действий (сговоров). Эта проблема характерна не только для российской антимонопольной судебной и административной практики, но и для антимонопольной практики зарубежных стран.
Статья 11 Закона о защите конкуренции регламентирует запрет на два вида нарушений правил конкуренции:
1) соглашения, ограничивающие конкуренцию;
2) согласованные действия, ограничивающие конкуренцию (сговоры).
В Законе содержится определение обоих видов нарушений.
Согласно ст. 4 «соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме». В ст. 8 дано определение согласованных действий: «...согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год».
В п. 2 ст. 8 указано, что «совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям». Данная формулировка (сомнительная с точки зрения юридической техники) введена именно по причине того, что, несмотря на определение в Законе понятий «соглашения» и «согласованные действия», по-прежнему отсутствует четкость в понимании различий данных категорий. До настоящего времени практика, связанная с выявлением сговоров, крайне сложна . Но именно данный сегмент нарушений является одним из наиболее опасных. Ограничивающие конкуренцию сговоры на рынке нефти, дизельного топлива, в сфере сотовой связи способны нанести огромный вред и потребителям, и конкуренции в целом.
1. Конституция Российской федерации: принята общероссийским референдумом от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237. от 25 декабря.
2. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 06.12.2011). – М.: Юридический мир, 2012, N 1.
3. Постановление ФАС Московского округа от 14.12.2004 N КА-А40/11271-04 // СПС КонсультантПлюс.
4. Постановления ФАС ЗСО от 27 декабря 1999 г. N Ф04/2726-621/А75-99 (дело касается ОАО «Юганскнефтегаз», ОАО «НК «Юкос», ЗАО «Юкос Эксплорейшн энд Продакшн»); ФАС МО от 14 декабря 2004 г., 6 декабря 2004 г. N КА-А40/11271-04 в отношении ОАО «Белозерская ГПК» и ОАО «ТНК».
5. Бест М. Новая конкуренция. Институты промышленной политики. М.: ТЕИС, 2012.
6. Борьба с картелями. Практика 2010 г. (Официальный сайт ФАС России).
7. Варламова А.Н. Правовое обеспечение развития конкуренции. – М.: Статут, 2011.
8. Диканский М.Г. Пособие по изучению фирм. М., 1986.
9. Зенин И.А. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: Научно-практическое издание. – М.: Волтерс Клувер, 2009.
10. Кашанина Т.В. Корпоративное (внутрифирменное) право. – М., 2010.
11. Кинев А.Ю. Дела Управления по борьбе с картелями. 2009 год: Методическое пособие. М.: ФАС России, 2010.
12. Кинев А.Ю. Дела Управления по борьбе с картелями. 2010 год: Методическое пособие. М.: ФАС России, 2011.
13. Кинев А.Ю., Егорычев Н.Н., Самолысов П.В. Борьба с картелями. Правовое и методическое обеспечение (выпуск 2) / Под общ. ред. к.ю.н. А.Ю. Кинева. М.: ФАС России; Главная книга, 2011.
14. Кинев А.Ю. Борьба с картелями. Практика 2009 года: Методическое пособие. М.: ФАС России, 2009. 1 CD-ROM. Загл. с этикетки диска.
15. Сборник отчетных данных о работе антимонопольных органов по контролю соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о размещении заказов. М.: ФАС России, 2011.
16. Трофимов В. Аналитический обзор применения судами антимонопольного законодательства за 4 квартал 2004 г. // СПС КонсультантПлюс
17. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: Научно-практическое издание. М.: Волтерс Клувер, 2011.
18. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2008.