НОВОСТИ: АНАЛИЗ ПРИЕМОВ СОЗДАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Новость «Правительство одобрило законопроект о запрете курения в общественных местах»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Новость «Война с курением началась»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Новость «В России запретят курить в общественных местах»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Новость «Треть россиян против запретов на курение в общественных местах»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Новость «Депутаты предлагают запретить курение в общественных местах»
Для проведения анализа были выбраны 5 новостей, посвященных теме «Запрет курения в общественных местах. Все отобранные материалы были опубликованы в разных изданиях:
1. Правительство одобрило законопроект о запрете курения в общественных местах // http://www.gazeta.ru (Приложение 1).
2. Война с курением началась // http://news.rambler.ru/ (Приложение 2).
3. В России запретят курить в общественных местах // YES. – 2012. - №5. – С.4.
4. Треть россиян против запретов на курение в общественных местах // http://www.medzapros.ru/ (Приложение 4).
5. Депутаты предлагают запретить курение в общественных местах // Российская газета. – 2012. - №5361 (282). – С. 5.
По виду все представленные новости относятся к «итогам деятельности». По типу все новости относятся к «новостным листам», т.е. сотрудники определенного СМИ информируют общественность о последствиях развития события, которое уже ранее поднималось. Кроме того, все новости относятся к реальным событиям, но по поводу их актуальности можно дискутировать. Во-первых, вопрос о запрете курения в общественных местах обсуждается уже не первый год, а во вторых существуют более острые проблемы, такие как прорыв теплотрассы в Липецке (событие, произошедшее в ноябре 2012 г., на момент публикации всех рассматриваемых новостей), начавшийся скандал с Минобороной и т.д.
По своей структуре первый материал «Правительство одобрило законопроект о запрете курения в общественных местах» начинается с освещения новости, затем идет ее краткое описание, чтобы читателю была понятна проблема и суть вопроса, затем идет дискурс в историю, а в завершении вместо вывода, высказывание главы Минздрава. Можно даже сказать, что данное высказывание – является ключевым аргументом в пользу обсуждаемого закона. Статистические данные лучше любых слов, по мнению данного ресурса, способны убедить читателя в правильности принимаемых правительством решений.
Второй материал «Война с курением началась» также начинается с описания события, затем идет историческая справка, а в завершении высказывание Д. Медведева, который в данном случае выступает в качестве эксперта, которому должны поверить большинство россиян. Здесь он не апеллирует статистическими данными, как глава Минздрава в предыдущей новости, но его аргумент в пользу увеличения бюджета за счет высвободившихся средств, считается, что должен быть не менее весомым.
Следующая новость «В России запретят курить в общественных местах» написана в отличном от предыдущих материалов жанре. Она носит не столько официальный характер, сколько призвана вызвать читателя на диалог. Кроме того, по своей структуре она не похожа на уже рассмотренные примеры. Начинается новость с обозначения события, затем идет его описание, и в завершении автор пытается обратиться к читателю, чтобы каждый ля себя самостоятельно решил насколько событие значимо и актуально.
Новость «Треть россиян против запретов на курение в общественных местах». Данная новость по своей структуре достаточно необычная. Нет введения и заключения. Она просто иллюстрирует отношение россиян к введению нового закона о запрете курения в общественных местах. Каждый читатель может подумать и отнести себя к одной из групп опрошенных респондентов. Кроме того, данная новость показывает, насколько в обществе разнятся взгляды на принимаемый законопроект.
И последняя новость «Депутаты предлагают запретить курение в общественных местах» начинается с фразы, которая сразу настраивает читателя на несерьезное отношение к происходящему: «депутаты в сто тысячный раз» предлагают запретить курение в общественных местах». Особенно странно, что данный материал был опубликован в издании «Российская газета», которое находится под опекой государства и всегда выступает на его стороне. По своей структуре новость начинается с описания события, затем идут высказывания экспертов, но заключения как такового нет.
У каждой из проанализированных новостей есть параметры, благодаря которым она может стать эффективной. В первом случае это апеллирование статистическими данными. Во втором – комментарии одного из первых лиц государства, а уж если доверять, то кому как не ему. В материале «В России запретят курить в общественных местах» выбран прием прямого общения с читателем. Призвать каждого, задуматься над поставленным вопросом и представить себя на месте курильщика или не курильщика – один из эффективных способов привлечь читателя к событию. Наименее эффективной выглядит новость «Треть россиян против запретов на курение в общественных местах». Некоторым читателям может показаться скучным читать о данных проведенного исследования, к тому же приводимая информация может и не вызвать доверия. Последний материал за счет насмешливого тона в адрес правительства привлекает к себе внимание с первых строк. Читателю становится интересно, что еще автор напишет провокационного или критикующего существующее правительство.