ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Рационализация как организация управленческого труда
1.2 Формулировка принципов рационализации Ф.Тейлора и Г. Форда
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Механизм действия принципов рационализации организации
2.2 Принципы рационализации организации и проблема творческого потенциала персонала
2.3 Принципы рационализации организации и проблемы профессиональной ответственности специалиста по управлению персоналом
2.4 Основные направления рациональной организации труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В условиях развития рыночных отношений особое внимание уделяется эффективности системы управления предприятием, которая во многом определяется рациональностью действующей организационной структуры управления. Основной и наиболее актуальной характеристикой организации является формальная организационная структура управления предприятием.
Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Рассматриваемые в данной контрольной работе подходы к рациональному построению организации занимают важное место в теории и практике управления. Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления. Возможные направления совершенствования организационной структуры управления выявляются в результате ее системного анализа.
Актуальность проводимого исследования обусловлена тем, что полноценное функционирование любого предприятия невозможно без внесения корректив, рационализации, разработки усовершенствованного проекта структуры управления.
Объект исследования – организационная деятельность.
Предмет исследования – процесс рационализации организационной деятельности.
Цель курсовой работы – изучить особенности рационализации организационной деятельности.
Цель курсовой работы предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
- дать понятие и изучить сущность рационализации организационной деятельности;
- выявить особенности рационализации организационной деятельности;
- в заключении сделать выводы.
В ходе проведения исследования использована специальная учебная литература по теории менеджмента, а также публикации исследователей по рационализации организационной деятельности.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие и сущность рационализации организационной деятельности
1.1 Рационализация как организация управленческого труда
Любая организация, где системообразующим фактором является человек, создается и функционирует на основе осмысления определенных целей и средств их достижения.
Три типа мыслительной деятельности человека лежат в основе определения цели организации и средств их достижения.
Во-первых, это рациональное познание, которое включает в себя такие формы организации знания как понятия, суждения, и умозаключения. Рациональное познание связано с выработкой теоретических рекомендаций, которые затем воплощаются в практике организаций. Теория организаций занимается разработкой концепции, программ, методик и т.д.
Второй вид мыслительной деятельности включает в себя эмоционально-чувственные формы знания, такие как ощущения, восприятия и представления. Эмоционально-чувственное познание имеет своим результатом первичный уровень рефлексии, условий и предпосылок деятельности. Важность их состоит в том, что эти формы знания предопределяют собой такие психические процессы, как настроение, уверенность, активность и т.д.
Третий вид мыслительной деятельности человека включает в себя такие формы знания, которые принято называть иррациональными. К ним относятся интуиция, озарение, догадка и т.д. В отличие от эмоционально-чувственных и рациональных форм знания, иррациональные формы не имеют очевидных чувственных или рациональных оснований. Однако в системе познавательно-практической деятельности человека они играют очень важную роль. Дело в том, что с ними связан психический механизм генерации новых знаний, то есть механизм творчества.
Признание ведущей роли рационального, эмоционально-чувственного или иррационального в мышлении, служит основанием для таких направлений в философии познания как рационализм, сенсуализм и иррационализм. На различных этапах истории, философии и науки влияние этих направлений было неодинаковым. В настоящее время утверждается точка зрения, в свете которой важно не противопоставлять друг другу эти направления, а принимать их во внимание в качестве единой диалектической основы познания.
Рационализация – это усовершенствование, улучшение, осуществление более целесообразной организации управленческого и исполнительского труда.
Рационализация основывается на совершенствовании управления, обеспечивающего максимально возможный уровень эффективности развития субъектов экономической и хозяйственной деятельности в интересах общества при существующих в данный момент условиях, в рамках объективно действующих законов организационных систем и с учетом производительных сил общества в целом. Но она также находится под воздействием производственных отношений конкретной социальной организации с присущими ей формами собственности .
1 Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов – М.: Гардарики, 2008. – 528 с.
2 Герчикова И.Н. Менеджмент. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Перспектива, 2010. – 512 с.
3 Глухов В.В. Менеджмент. 3-е изд. - СПб: ПИТЕР, 2008. – 608 с.
4 Гусева Е.П. Менеджмент. - М.: ЕАОИ, 2008. – 416 с.
5 Дорофеев В.Д. Менеджмент. - М.: Перспектива, 2008. – 440 с.
6 Дорофеева Л.И. Менеджмент. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. – 403 с.
7 Драчева Е.П. Менеджмент: Учеб. Пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. / Е.П. Драчева, Л.И. Юликов – М.: Мастерство, 2009. – 288 с.
8 Ерманский О.А. Научная организация труда в системе Тейлора. - М.: Дело, 2005. – 254 с.
9 Ефремов B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: Учебное пособие. - М.: Финпресс, 2008. – 192 с.
10 Забелин П.В. Основы стратегического управления / П.В. Забелин. - М.: Гардарики, 2009. – 215 с.
11 Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 415 с.
12 Киржнер Л.А., Киенко Л.П. Менеджмент организаций. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 688 с.
13 Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». – изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2010. – 528 с.
14 Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. - М.: Дело, 2011. – 186 с.
15 Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В. Шеметова. – М.:ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2009. – 312 с.
16 Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. – Казань, 2008. – 329 с.
17 Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. – Ростов-на Дону: «Феникс», 2009. – 152 с.
18 Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 378 с.
19 Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. - М.: Дашков и К, 2008. – 272 с.
20 Уткин Э.А. Управление фирмой / Э.А. Уткин. - М.: Акалис, 2010. – 356 с.
21 Шкута А.А. Практическое мышление менеджера [Текст] / А.А. Шкута. – М.: КНОРУС, 2008. – 488 с.
22 Щербаков В.Н. Основы рациональной системы хозяйствования. – М.: Мысль, 2008. – 144 с.