Введение
1 Современные подходы к менеджменту персонала
1.1 Этапы развития практики управления персоналом
1.2 Понятие персонала и его характеристика
1.3 Концепции и теории управления персоналом
2 Особенности менеджмента персонала в Российской Федерации
2.1 Исследования в области выявления особенностей менеджмента персонала
2.2 Модель менеджмента персонала в Российской Федерации
3 Основные направления менеджмента персонала в США и в странах-членах ЕС
3.1 Сущность и содержание менеджмента персонала в США
3.2 Особенности менеджмента персонала в странах ЕС
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность проводимого исследования обусловлена тем, что не так давно в нашу российскую управленческую практику вошло такое понятие как менеджмент персонала. Раньше такие функции выполняли линейные руководители и даже и не думали, что то, чем они занимаются и есть управление персоналом.
Однако и наша управленческая практика набирает обороты и набирается опыта. Перенимая и конфигурируя разные принципы и методы, взятые из европейского менеджмента и американского, наши управленцы создают свою особую линию управления персоналом, которая может быть применима к нашим сотрудникам.
Не все западные принципы управления могут найти применения у нас, так как разные культурные и национальные особенности народов, менталитет просто не дают в точности скопировать эти принципы. Но тем самым они нам и интересны, ведь адаптировав и изменив принцип, что бы им можно было воспользоваться в российских реалиях, появляется новый, не похожий на другие принцип управления персоналом.
И со временем так формируется и новый тип менеджеров по персоналу, которые уже по иному смотрят на сотрудников и знают, как нужно правильно управлять таким ценным ресурсом как человеческий ресурс.
На современном этапе развития экономики России одной из главных проблем является менеджмент персонала. Существует множество подходов к рассмотрению этой проблемы. Но наиболее общие тенденции заключаются в формализации методов и процедур отбора кадров, разработке научных критериев их оценки, научном подходе к анализу потребностей персонала.
Главной задачей в области управления персоналом является способность менеджера создать условия для реализации каждым работником своих потенциальных возможностей и найти в каждом конкретном случае необходимый инструмент воздействия на человека в целях решения стоящих задач. Именно для этого и служат методы управления персоналом.
Объектом исследования являются методы и принципы менеджмента персонала в России, ЕС и США.
Предметом исследования – менеджмент персонала в разных странах.
Цель исследования – проанализировать основные направления современного менеджмента персонала в США, странах ЕС и России.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить современные подходы к менеджменту персонала;
2. Выявить особенности менеджмента персонала в Российской Федерации;
3. Изучить основные направления менеджмента персонала в США и в странах-членах ЕС.
Структура работы: В соответствии с целью и поставленными задачами структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Во ведении дается краткий анализ актуальности, разработанности темы, ставится цель и задачи работы.
В первой главе характеризуются современные подходы к менеджменту персонала.
Во второй главе выявляются особенности менеджмента персонала в Российской Федерации.
В третьей главе раскрываются основные направления менеджмента персонала в США и в странах-членах ЕС.
1 Современные подходы к менеджменту персонала
1.1 Этапы развития практики управления персоналом
Эволюция кадрового менеджмента тесно связана с общими закономерностями развития общества, экономики, производства, техники и технологий.
В научной литературе представлены различные точки зрения на развитие кадрового менеджмента. Кибанов А.Я. отмечает, что корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого общества [7, с. 200].
На разных стадиях развития производственных отношений и экономического роста использовались разные виды управления трудом.
Ремесленный труд представлял собой простую форму управления деятельностью работника. Задачи управления трудом в тех условиях заключались в поддержании сложившейся организации труда, системы оплаты и режима работы, осуществлении надзора и контроля за исполнителями.
Технократическое управление трудом базируется на принципах разделения труда и специализации работников. Происходит выделение управленческого труда. Формируется теория «научного управления».
На рубеже 1900-х годов часть функций управления персоналом (в первую очередь, найм и учет использования рабочего времени) стала передаваться в отдельные подразделения. В 1900 г. американский бизнесмен Б.Ф. Гудриг организовал в своей фирме первое бюро по найму работников. 1912 год считается приблизительной датой, когда впервые возник отдел кадров в современном понимании слова. В 20-х годах подобные подразделения (отделы, департаменты) получили широкое распространение в США и странах Западной Европы [5, с. 49].
В 30-е годы работа отдела кадров была ориентирована на ведение переговоров о заключении трудовых договоров, общий контроль за деятельностью в области управления персоналом. В 30–40-х годах принимались законы, корректирующие практику управления персоналом. Принятые в эти годы законодательные акты призывали предпринимателей заключать коллективные договора, осуждали дискриминацию членов профсоюзов.
В ходе становления служб управления персоналом возникали новые профессии: агент по найму, секретарь по благосостоянию, управляющий по заработной плате и пенсиям, специалист по технике безопасности, интервьюер, специалист по обучению и трудовым отношениям и т.п.
В 50-60-е годы развитие новых и модернизация старых отраслей, глубокая технологическая реконструкция производства, распространение электронно-вычислительной техники привели к тому, что трудовые ресурсы приобрели новые качества: появилось большое число грамотных работников с новым отношением к труду, его условиям и организации трудовых процессов [3]. В этот период большое внимание уделялось правовому обеспечению системы управления персоналом, что привело к необходимости разработки внутриорганизационных и регламентирующих документов.
В этот период формируется теория человеческого капитала, что явилось отражением резкого возрастания роли персонала в современном производстве.
1. Башмарин И.В. Современные требования к использованию трудовых ресурсов / И.В. Башмарин // Кадры. – 2013. – №1. – С. 15-18.
2. Богатырева М.Р. Управление персоналом в организации. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. – 180 с.
3. Веснин В.Р. Управление персоналом: теория и практика [Электронный ресурс] // URL: http://www.smartcat.ru/Personnel/UpravleniePersonalomTeoriyaIPraktika.shtml.
4. Волгин А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики / А.П. Волгин, А.А. Модин, В.П. Матиркина. – М.: Дело, 2012. – 331 с.
5. Долинин А.Ю. Кадровый аудит: курс лекций / А.Ю. Долинин. – Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2011. – 296 с.
6. Иванова-Швец Л.Н. Управление персоналом: учеб.-метод. комплекс / Л.Н. Иванова-Швец, А.А.корсакова, С.Л. Тарасова. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2014. – 200 с.
7. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: учеб. пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 301 с.
8. Малыгина О.В. Формирование компетентности организации в системе управления знаниями // дисс. канд. эконом, наук. – М., 2010. – 146 с. [Электронный ресурс] // URL: http://geum.ru/ec-aref/formirovanie-kompetentnosti-organizatsii-v-sisteme-upravleniya-znaniyami.htm.
9. Медведев А.А. Управление кадровым резервом руководителей высшего звена как инструмент развития персонала и организации: Автореф. диссер. на соискание ученой степени кандидата социологических наук. – Пятигорск, 2012. – 28 с. [Электронный ресурс] // URL: http://cheloveknauka.com/upravlenie-kadrovym-rezervom-rukovoditeley-ysshego-zvena-kak-instrument-razvitiya-personala-i-organizatsii.
10. Мундриевская Е.Б. Формирование и развитие кадрового потенциала стратегической службы организации: дисс. канд. эконом, наук. – Томск, 2010. – 143 с. [Электронный ресурс] // URL: http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/formirovanie-i-razvitie-kadrovogo-potenciala-strategicheskoj-sluzhby-organizacii.html.
11. Николаев А.В. Повышение эффективности формирования кадрового резерва организации: дисс. канд. эконом, наук. – М., 2009. – 147 с. [Электронный ресурс] // URL: http://www.dissercat.com/content/povyshenie-effektivnosti-deyatelnosti-predpriyatii-na-osnove-razvitiya-kadrovogo-potentsiala.
12. Основы управления персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Б.М. Генкина. – М.: Высшая школа, 2010. – 456 с.
13. Федорчук С. Управление персоналом, корпоративный мониторинг, психодиагностика. – М.: Ника-Центр, 2012. – 240 с.
14. Хачатуров А.Е. Менеджмент в России и за рубежом / А.Е. Хачатуров // Все о теории и практике управлении бизнесом. – 2013. – №2. – C. 121-122.
15. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие изд. перераб. и доп. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2011. – 352 с.
16. Яковлев А.Я. Кадровый резерв как элемент системы работы с персоналом: Дис. кандид. экон. Наук. – М, 2011. – 150 с.