ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА НЕЗАВИСИМОСТИ СМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
§1. Понятие независимых СМИ
§2. СМИ и власть
§3. СМИ и деньги
§4. СМИ, этика и право
ГЛАВА 2. ОСВЕЩЕНИЕ ТЕМЫ СОКРАЩЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ЛЬГОТ ОНЛАЙН-ИЗДАНИЯМИ НОВОСИБИРСКА: НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ИЛИ АНГАЖИРОВАННАЯ ПОЗИЦИЯ?
§1. Мягкая критика действий правительства и эмоциональное воздействие на аудиторию на Nsk.kp.ru
§2. Поддержка оппозиционных политических сил на Tayga.info
§3. Репрезентация позиции официальной власти на Ngs.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Тема независимости занимает важное место во многих теоретических трудах по журналистике. Она актуальна и для социологических исследований, так как независимость средств массовой информации играет определяющую роль в формировании демократического общества. В то же время вопрос о независимости СМИ довольно сложен и неоднозначен. Считается, что после распада Советского Союза отечественные СМИ перешли от административно-централизованной системы управления (когда они находились под контролем государственной власти) к определенной независимости – либеральному самоуправлению и саморегулированию. Существует даже мнение, что сегодня СМИ являются самостоятельной общественной силой, «которая во многом восполняет слабые по своему влиянию политические партии и управляет всем тем, что происходит ныне в обществе» [5, с.20]. На самом деле, независимость СМИ очень условна.
На наш взгляд, само понятие «независимость» – это нечто неосуществимое. Независимость иллюзорна, так как все СМИ находятся в постоянном процессе взаимодействия с властью, обществом, учредителями, рекламодателями и своей целевой аудиторией, СМИ неизбежно испытывают на себе их влияние и меняются в зависимости от характера этого влияния.
Предметом данного исследования является проблема независимости СМИ в современном обществе. Объект исследования – ряд публикаций новосибирских онлайн-изданий таких, как Ngs.ru, Tayga.infо и Nsk.kp.ru за период с 15 декабря 2010 года по 27 января 2011 года.
Актуальность исследования обусловлена тем, что влияние СМИ на общее состояние национальной культуры огромно. В этом контексте особенно важным является то, могут ли СМИ выполнять общественно полезные функции, быть четвертой властью, защищать интересы общества, способствовать развитию личности, формировать гражданскую позицию у населения. Все это возможно лишь при существовании определенной автономности СМИ от сил, использующих массмедиа для достижения корыстных целей.
Для изучения проблемы независимости СМИ была выбрана тема сокращения транспортных льгот для пенсионеров, точнее характер освещения данной темы ключевыми онлайн-изданиями Новосибирска. Мы полагаем, что угол зрения, под которым подавалась информация в СМИ, свидетельствует о степени независимости их информационной политики.
Для анализа были выбраны материалы интернет-изданий, так как данный сегмент медиарынка, по утверждению экспертов, в наименьшей степени подвергается давлению со стороны политических и финансовых сил. Еще не отлажены законодательные механизмы контроля над интернет-изданиями, не сформированы экономические рычаги давления на этот тип прессы.
Цель данного исследования – ответить на вопрос: «Могут ли СМИ быть независимыми?», определить факторы, ограничивающие независимость СМИ, а также охарактеризовать их влияние на информационную политику изданий на основе анализа публикаций интернет-порталов города Новосибирска.
Исходя из этого, нужно решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие независимых СМИ, выявить особенности функционирования независимых изданий;
2) проанализировать проблемы, с которыми сталкиваются независимые СМИ, взаимодействуя с властью, учредителем, рекламодателями и своей целевой аудиторией;
3) дать оценку степени независимости позиции новосибирских изданий, уделивших большое внимание теме сокращения льготного проезда для пенсионеров.
4) проанализировать способ подачи информации, общую тональность публикаций, выводы, которые делают авторы в ходе своих рассуждений, характер комментариев, выбор лиц для комментирования и т.п.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА НЕЗАВИСИМОСТИ СМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
§1. Понятие независимых СМИ
По утверждению Б.Н. Лозовского, независимость СМИ – это наиболее дискуссионный термин в теории и практике журналистики. Существует, по меньшей мере, три подхода к определению этого явления. Согласно одной из точек зрения, независимые СМИ – это СМИ, которые «не финансируются, не дотируются, не льготируются государством, тем самым, не подвергаются контролю со стороны государства в области содержания и формы журналистских материалов» [4, с.116]. Приверженцы другой точки зрения считают, что независимыми могут быть только СМИ, которые самостоятельно зарабатывают средства для нормального функционирования и за все платят самостоятельно. Третьи исследователи отмечают, что независимых СМИ не существует в принципе. СМИ обременены государственной и финансовой зависимостью, кроме того, они зависят от своей аудитории и профессионализма журналистов.
Говоря о независимости СМИ, нужно в первую очередь обратить внимание на экономические, политические, этические и юридические ограничения независимости.
1. Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации: Уч. пособие. – М.: РИП-холдинг, 2001. – 234 с.
2. Евстафьев В. А. Журналистика и реклама: основы взаимодействия / В. А. Евстафьев . – М.: ИМА-пресс, 2001. – 264 с.
3. Засурский И. Политика, деньги и пресса в современной России // Свободная мысль. – 1996. – №10. – С. 30-37.
4. Запесоцкий А.С. Метаморфозы СМИ: новое качество или новые болезни // Социс. – 2010. – № 7. – С. 7–17
5. Лозовский Б. Н. Журналистика: краткий словарь / Б. Н. Лозовский. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 452 с.
6. Ненашев М. Независимость СМИ: иллюзии и реальность / Журналист. – 2008. – №4. – С. 20 – 35.
7. Овсепян Р. П. В лабиринтах истории отечественной журналистики: Век XX / Р. П. Овсепян. – М.: Изд. РИП-холдинг, 2001. – 306 с.
8. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917- начало 90-х годов). – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 378 с.
9. Рубцов А. «Политика на ТВ как научная проблема» / Полис. – 2005. – №10. – С. 158 – 172.
10. Тертычный А.А. Независимые СМИ и информационная политика государства // Журналистика в 1999 году: Тезисы научно-практической конференции / МГУ. Факультет журналистики. – М., 2000 – Ч.1 – С.129 –182.
11. Игошин В. «С Нового года проезд в Новосибирске подорожает и... подешевеет» // http://nsk.kp.ru/daily/24608/778071/
12. Игошин В. «Новосибирским льготникам в месяц нужны не 30, а 72 поездки» // http://nsk.kp.ru/daily/24609/779134/
13. Минаева В. «Решение губернатора о сокращении поездок для льготников оспорят в суде» // http://www.kp.ru/daily/25619/787007/
14. Алексеев В. «Суд отказался вернуть пенсионерам льготы на проезд» // http://nsk.kp.ru/online/news/819849
Всего 29 источников литературы