ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО РОЛИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Сущность и функции предпринимательства в экономике
1.2. Место предпринимательства в рыночной экономике
1.3. Значение малого предпринимательства в экономической системе
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ
2.1. Предпринимательская деятельность в РФ: тенденции развития
2.2. Проблемы функционирования предпринимательства в РФ
2.3. Малое предпринимательство в экономике г. Новосибирска
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕР ПО ПОДДЕРЖКЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ
3.1. Программа поддержки сферы малого предпринимательства в г. Новосибирске в 2011-2013 гг.
3.2. Меры по поддержке предпринимательства РФ в условиях кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Предпринимательство – значительное явление социально-экономической жизни современной России. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики страны. В деятельность коммерческих предприятий вовлечены все социальные группы населения, проживающего на территории РФ. Стремительное развитие предпринимательства наблюдается во всех сферах жизни РФ, особенно в таких важных для нормального обеспечения большого числа населения, как: торговля, сфера услуг, строительство, производство и др. Именно в крупных городах, столицах, индустриальных районах сосредоточено свыше 70% населения, которые получают высокую заработную плату и, принося налоги в казну, способны обеспечить достойные условия жизни всей остальной массе населения. Кроме того, практически все современные научные подходы едины в том, что предпринимательство это ключевой элемент хозяйственного механизма, а предприниматель – одна из центральных фигур социально-экономической жизни общества. В связи с этим тема работы очень актуальная для исследования.
В последние годы отмечается возросший интерес российских ученых и специалистов к исследованию проблем предпринимательства. Большой вклад в теорию предпринимательства, являющуюся методологической основой для представленного исследования, внесли А. Хоскинг, Й. Шумпетер, П.Друкер, Бусыгин А. и др.
Главной целью данной работы является рассмотрение роли предпринимательства в экономике РФ.
Задачи работы: раскрыть содержание и основные характеристики предпринимательства; рассмотреть вопросы развития предпринимательства в РФ, его основные проблемы его функционирования; дать рекомендации по планированию и реализации программ содействия предпринимательству в РФ.
Объектом исследования является российское предпринимательство.
Предметом исследования служат организационно-экономические проблемы повышения эффективности предпринимательства.
Теоретической и методологической базой исследования послужили результаты исследований отечественных и зарубежных ученых и специалистов по теоретическим и практическим вопросам рыночного реформирования российской экономики, становления и функционирования предпринимательства, научно-технического прогресса и оценки эффективности предпринимательской деятельности.
Курсовая работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы.
Первая глава работы посвящена изучению отдельных теоретических аспектов роли предпринимательства в экономике. Вторая глава посвящена анализу современного состояния и проблем развития предпринимательства в РФ, в третьей главе работы рассмотрены вопросы совершенствования развития предпринимательства в РФ
Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, статистические данные Госкомстата России, Министерства финансов РФ, Счетной палаты РФ, результаты социологических опросов и фактологические данные, содержащиеся в изданиях Российской Академии предпринимательства, Института экономики РАН, а также ряда других научных центров, материалы конференций, монографические исследования, статьи в периодической печати.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО РОЛИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Сущность и функции предпринимательства в экономике
В основе экономики лежат потребности людей и экономические интересы, которые вынуждают их действовать тем или иным образом. В результате между людьми возникают отношения по поводу производства, обмена, распределения, потребления благ (товаров и услуг), которые принято называть экономическими отношениями. Конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. Под экономическими ресурсами (факторами производства) понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут использоваться для производства товаров и услуг, т.е. благ.
Материальные ресурсы: земля – все естественные ресурсы; капитал – все произведенные средства, используемые в производстве товаров и услуг, доставка их конечному потребителю. Людские ресурсы: труд – все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве благ. Предпринимательские способности – особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.
В результате безграничности потребностей и ограниченности ресурсов, обществу приходится решать, какие товары производить, а от каких в определенных условиях придется отказаться.
Предпринимательство как процесс – это, пожалуй, поиск наилучшего применения основных трех факторов производства – земли, труда и капитала. При этом предприниматель получает вознаграждение несоизмеримое с обычной заработной платой. Этот дополнительный доход некоторые экономисты называют предпринимательским доходом или четвертым фактором производства (единицей предпринимательства).
Предпринимательство и бизнес связаны друг с другом, но являются всё же разными понятиями. Бизнес более общее понятие процесса создания новой стоимости, прибыли предпринимателя. В процессе бизнеса используется уже имеющаяся к этому времени идея, патент, собственное изобретение предпринимателя.
Взгляды на предпринимательство и подходы к оценке его важнейших функций в экономическом механизме (современного капитализма) отличаются значительным разнообразием углов зрения и теоретических посылок. Можно довольно четко выделить три волны в развитии теории предпринимательства:
1) начальные этапы, примерно с XVIII в. – внимание акцентируется на таком критическом аспекте функции предпринимательства, как несение риска;
2) в качестве отличительной черты предпринимателя выделяется инновативность. Она связана с осмыслением предпринимательства в рамках теории динамического равновесия и экономического роста;
3) на первое место ставится особая чуткость предпринимателя, самостоятельность его суждений в принятии решений и роль регулирующего начала в уравновешивающейся (но не равновесной) экономической структуре.
Одну из первых концепций предпринимательства разработал в 1725 г. Ричард Кантилъон (Richard Cantillon, по разным источникам: английский экономист; французский экономист шотландского происхождения). Он, по мнению многих ученых, является отцом термина «предприниматель». Он рассматривал предпринимателя как лицо, принимающее решения и удовлетворяющее свои потребности в условиях неопределенности. Прибыли и потери предпринимателя есть следствие риска и неопределенности, сопровождающих его решения. Прибыль зависит от разницы между вполне определенной закупочной ценой факторов производства и той неопределенной ценой, по которой результирующий продукт можно будет продать.
1. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»\ Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.nisse.ru/laws.html?id=mb_support_rf . – Загл. с экрана. – Яз. рус.
2. Закон Новосибирской области от 02 июля 2008 года N 245-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области" (с изменениями на 12 марта 2009 года)// http://www.mispnsk.ru/publications/zakon/rz.html
3. Басс А.Я. Организация предпринимательской деятельности. Тексты лекций. – Новосибирск, НГАЭиУ, 2001.
4. Басс А.Я., Чухров Г.А. Экономика и организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. – Новосибирск, 2001.
5. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом №2, 2001 .
6. Бунич А. Квазилиберальное двоемыслие и парадоксы приватизации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.c-society.ru
7. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник. – М: Инфра, 2002.
8. Вайнштейн С. Ю. Основы управления в малом бизнесе: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2002.
9. Вайнштейн С.Ю., Кашин А.В. Концепция современного предпринимательства: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ, 2006.
Всего 19 источников литературы