ВВЕДЕНИЕ
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ НА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Тревожность детей дошкольного возраста
1.2 Типы неполных семей и источники их формирования
1.3 Влияние неполной семьи на тревожность ребенка дошкольного возраста
II ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОСТАВА СЕМЬИ НА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Последнее десятилетие характеризуется масштабными изменениями в политическом, экономическом, социальном и культурном укладе жизни страны. В условиях переходного периода, то есть в ситуации кризиса и нестабильности в социально-экономической и политической сферах, обостряются противоречия в обществе, усиливается воздействие на семью традиционных негативных факторов объективного порядка и продуцируются новые. Нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослых членов семьи, связанных с трудностями адаптации к новым условиям, с поиском выхода из кризисной ситуации, с изменением социального и профессионального статуса, с безработицей, с дополнительной занятостью, с постоянным возникновением в стране экстремальных ситуаций и вынужденными переменами места жительства, негативно сказывается на семейном благополучии.
Таким образом, социальная нестабильность является фактором, дестабилизирующим психологический климат, изменяющим систему отношений в семье. Низкая культура межличностного общения в семье приводит к фрустрации значимых потребностей личности: в эмоциональном контакте и эмоциональной разрядке, в признании, во внимании, сопереживании, понимании, в оценке достижений и так далее, что снижает удовлетворенность людей семейными отношениями и приводит к их дестабилизации.
Цель данной работы – изучить состав семьи как фактор тревожности у ребенка дошкольного возраста.
Объект исследования – тревожность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – структура семьи как фактор тревожности у ребенка дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Теоретическая часть:
- выявить типы семей;
- рассмотреть типы неполных семей и источники их формирования;
- изучить проблемы, возникающие в неполных семьях;
2. Практическая часть:
- провести исследование, направленное на выявление влияния неполной/полной семьи на тревожность ребенка дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что тревожность детей-дошкольников в неполных семьях выше, чем тревожность детей в полной семье.
1. Алексеева, Л.С. Социально-психологическая экспертиза постразводной ситуации неполной семьи как одна из технологий социальной работы / Л.С.Алексеева // СОТИС – социальные технологии, исследования. – 2007. – №1. – С.66-76.
2. Башкирова, Н. Ребенок без папы: решение проблем неполной семьи / Н.Башкирова. – М.: Наука и техника, 2007. – 270 с.
3. Борисов, В.А. Перспективы рождаемости / В.А.Борисов. – М.: Просвещение, 1996. – 76 с.
4. Герасимова, И.А. Структура семьи / И.А.Герасимова. – М.: Просвещение, 2004. – 98 с.
5. Гурко, Т.А. Родительство: социологический аспект / Т.А.Гурко. – М.: АСТ, 2003
6. Журавлев, Д. Неполные семьи: как помочь детям? / Д.Журавлев// Народное образование. – 2006. – №1. – С.211-218.
7. Захарова, О. Исследования демографических процессов и детерминации рождаемости / О.Захарова// Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. – М., 1998. – С.16-19.
8. Зачепило, Е. Проблемы социальной поддержки неполной отцовской семьи / Е.Зачепило. // Человеческие ресурсы. – 2004. – №1. – С.24-28
9. Колесниченко, Е.А. Социально-психологические особенности формирования личности ребенка в неполной семье / Е.А.Колесниченко. / Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005 г.). В 3 частях / Под ред. В.К.Шабельникова, А.Г.Лидерса. – Часть 2. – М., 2005. – 360 с.
10. Козловская, Н. В. Исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Козловская // Психологические проблемы современной российской семьи: Тезисы второй всероссийской научной конференции (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. – 3 часть / Под общ. ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. – М., 2005. – 560 с.
11. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 364 с.
12. Курникова, Т.С. Психолого-педагогическая поддержка неполной семьи / Т.С.Курникова // Журнал прикладной психологии. – 2006. – №2. – С. 69-71.
13. Николаева, Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: Организация педагогической и социальной помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов / Я.Г.Николаева. – М.: Владос, 2006. – 159 с.
14. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н. Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с
15. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М.Прихожан. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2007.- 192 с..
16. Социальный педагог: от постановки проблемы до ее решения. / Под ред. Т.Б.Пасман. – Псков: Изд-во АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2002. – 212 с.
17. Сухарникова, В.В. Причины возникновения тревожности / В. В. Сухарникова // Первое сентября. – 2010. – №2. – С.15-17.
18. Тащева, А.И. Особенности психологической коррекции деструктивных взаимоотношений в семье / А. И. Тащева. // Личность в деятельности и общении. – Ростов-на-Дону, 2007. – С.248-262
19. Ткачева, В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений / В. В. Ткачева – М.: Проспект, 2008. – 224 с.
20. Целуйко, В.М. Неполная семья / В. М. Целуйко. – Волгоград: Расмус, 2009. – 115 с.