Курсовая работа|Основы психологии семьи и семейного консультирования

Курсовая Типы семейных взаимоотношений как коммуникативный фактор личностного развития ребёнка

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kniga

Год: 2011 | Страниц: 41

Введение

1. Теоретический аспект исследования семейных отношений как коммуникативного фактора личностного развития ребенка

1.1. Характеристика типов семейных отношений

1.2. Влияние типов семейных отношений на личностное развитие ребенка

2. Эмпирическое исследование влияния типов семейного воспитания на личностное развитие ребенка

2.1. Организация и проведение исследования

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

Заключение

Список литературы

Детско-родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование его личности (Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, И.С. Кон, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, О.А. Карабанова, А.В. Черников, А.З. Шапиро, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, М.С. Мацковский и др.). Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке являются внутренней (ориентировочной) основой воспитания.

Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития общеизвестна. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним – является значительным фактором развития личности ребенка.

Актуальность исследования вызвана тем, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно глубоко и подробно рассмотрены особенности влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка, слабо изученным остается вопрос о конкретном влиянии воспитательных принципов каждого из родителей на различные структурные элементы личности, в том числе на уровне отдельных черт личности, на уровне смысловых образований личности.

Родительские установки, или позиции – один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Среди отечественных психологов наиболее систематическое экспериментальное исследование в этой области осуществляли А.Я. Варга и В.В. Столин, которые понимали под родительскими установками «систему, или совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним». Под родительским стилем подразумеваются установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.

Цель работы – изучить влияние типов семейных отношений на личностное развитие подростка.

Гипотеза: стиль воспитания и характер детско-родительских взаимоотношений оказывают влияние на формирование личности и поведения подростка.

Задачи исследования:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и систематизировать информацию по теме;

- провести исследование детско-родительских взаимоотношений;

- определить влияние стиля семейного воспитания на развитие личности подростка;

- выявить взаимосвязь между сложившимися взаимоотношениями в семье и поведением подростка.

Теоретическая разработанность. Авторы, занимающиеся этой проблемой (Р.В. Бортов, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Логинова, Л.Г. Матвеева, О.В. Переломова, О.Е. Смирнова, М.В. Быкова и другие), отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку. Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.А. Аркин, А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.И. Лисина, В.К. Копырло и др.).

Методологической базой работы явились труды отечественных и зарубежных авторов: концепция стилей семейного воспитания А. Болдуина, М.И. Лисиной, В.И. Гарбузова, Э. Арутюнянц, Т.А. Куликовой, О.И.Давыдовой, классификации типов воспитания А.Е. Личко и Э.Г. Эйдсмиллер.

Методы исследования, применяемые в данной работе:

- анализ теоретических источников, сравнение и обобщение;

- анкетирование, математико-статистическая обработка результатов.

Экспериментальная база исследования – МОУ СОШ №58. В исследовании приняли участие 20 подростков 9«А» и 10 «Б» классов и их родители. Выборка формировалась по сплошному варианту. В исследовании участвовали как полные, так и неполные семьи.

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Монография. – СПб.: Питер, 2005. – 424с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 376с.

3. Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. – М., 2003. – 94с.

4. Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Роль самоидентичности в генезисе некоторых форм девиантного поведения. – В кн.: Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. – М., 2007. – С.24-38.

5. Аронс К. Развод: Крах или новая жизнь? – М., 2005. – 265с.

6. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: рук-во для отчаявшихся родителей. Пер. с англ. А.Б.Орлова; Научно-внедрен. лаб. психопедагогики образования. – М.: Акад. Проект, 2003. – 208с. – (Руководство практического психолога)

7. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 2007. – 95с.

8. Белановская О.В., Куликович В.А. Истоки асоциального поведения в подростково-юношеском возрасте: девиантное поведение // Социально-педагогическая работа. – 2002. – №4. – С.35-39.

9. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – СПб.: Речь, 2006. – 168с.

10. Борисова И.В. Особенности самосознания личности детей 10–15 лет из полных и неполных семей. – М.: Педагогика, 2008. – 86с.

11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2007. – 352с.

12. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 394с.

13. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО, 2008. – 1008с.

14. Детско-родительские отношения глазами подростка — ДРОП» (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская). // Психологические тесты. / Ред. А.А.Карелин. – М., 2007, Т.2. – С.102-108.

15. Драгунова Т.В. Подростковый возраст // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 2003. – С.216-294.

16. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. // Вопросы психологии. – 2007. – №1. – С.54-62.

17. Илларионова О.В. Понимание в контексте детско-родительских отношений. // Журнал прикладной психологии. – 2005. – №4. – С.102-104.

18. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 2008. – 208с.

19. Козлов В.П. Симбиотические взаимоотношения между детьми и родителями и их влияние на дальнейшее формирование личности ребенка и подростка. – В кн.: Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. – М., 2007. – С.55-60.

20. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. Пер. с чешского. / Под ред. Г.С.Васильченко. – М.: Медицина, 2007. – 336с.

21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2005. – 416с.

22. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания. / Под ред. И.П.Ивановой. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 416с.

23. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера /А. Лоуэн; Пер. с англ. Е.В.Поле. – М.: Компания ПАНИ, 2006. – 298с.

24. Лынов С. Материнская тень. // Частная жизнь. – 2008. – №16. – С.10.

25. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2009. – 168с.

26. Марова З. Ребенка воспитывает одна мать / Воспитание детей в неполной семье. – М.: Прогресс, 2006. – С.66-68.

27. Матейчик З. Родители и дети. – М.: Просвещение, 2007. – 95с.

28. Методика PARI (Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В.Нещерет) / Психологические тесты. / Ред. А.А.Карелин. – М., 2007, Т.2. – С.130-143.

29. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ, 2009. – С.197-244.

30. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А. Дети в карусели развода. Психология благополучного развода в семье с детьми. – М.: Дрофа, 2006. – 78с.

31. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К.: Лыбидь, 2006. – 192с.

32. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования. / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 304с.

Всего 54 источника литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Основы психологии семьи и семейного консультирования
2013 год 48 стр.
Курсовая Социально-педагогическое консультирование молодых семей по проблемам супружеских отношений
Svetlana
Курсовая работа Основы психологии семьи и семейного консультирования
2014 год 33 стр.
Курсовая Использование проективных методик детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений
Telesammit
Курсовая работа Основы психологии семьи и семейного консультирования
2013 год 31 стр.
Курсовая Взаимосвязь супружеских взаимоотношений с характеристиками родительской семьи
Курсовая работа Основы психологии семьи и семейного консультирования
2011 год 28 стр.
Курсовая Состав семьи как фактор тревожности у ребенка дошкольного возраста
Курсовая работа Основы психологии семьи и семейного консультирования
2012 год 37 стр.
Курсовая Социально-психологические причины семейных конфликтов

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское